В Екатеринбурге не могут найти управу на ассенизаторов, бесконтрольно нагружающих фекалиями городскую канализацию. Трубы из-за этого постоянно засоряются, а стоки изливаются наружу. Более того, есть угроза настоящей экологической катастрофы. В полиции и прокуратуре о ситуации знают, известны даже номера машин нелегалов. Но наказать ассенизаторов правоохранители почему-то не могут. Подробности – в материале ЕАН.
Машины, обслуживающие частный сектор на окраинах мегаполиса, без спросу открывают люки, а иногда и просто продалбливают в них дыру, рассказал нашему агентству заместитель директора по безопасности Александр Бартель. Ассенизаторы могли бы цивилизованно сливать отходы на аэрационных станциях на Химмаше и Эльмаше, и стоит это достаточно недорого – всего около 300 рублей за машину (с учетом, что клиенты платят им по 1,2-2,5 тыс.). Однако до места цивилизованного приема отходов долго ехать, а ассенизаторам выгоднее сделать большое количество рейсов и «опорожниться» неподалеку. При этом нелегалы вкладывают ресурсы, чтобы оборудовать незаконную точку слива. Ставят ограждения, шлагбаумы, делают специальные настилы для проезда.
Слив «левых» фекалий чреват массой последствий. Сети канализации проектируются под определенный объем стоков - в зависимости от этого рассчитывается диаметр трубы и мощность насоса для перекачки. Во время нелегального слива нечистот из машин объем стоков в трубе увеличивается в два-три раза. При этом нечистоты, откачанные из выгребных ям, не разбавлены водой, как обычное содержимое канализации. Поэтому по ходу движения фекальных масс возникают засоры, и нечистоты изливаются на поверхность.
Такая проблема, в частности, есть у поселка Исток, где канализация топит экспериментальные поля Уральского НИИСХ Россельхозакадемии. Как рассказали ЕАН в НИИ, там оказались залитыми около 1 га посевов. Сами посевы не погибли, но канализационные воды помешали проведению исследований в рамках госзадания.
Похожая ситуация в Шабрах и в Юго-западном районе Екатеринбурга, где идет коллектор вдоль Объездной до улицы Амундсена.
Кроме того, ассенизаторы вываливают в колодцы посторонние предметы – бытовой и строительный мусор. В «левых» стоках могут быть и посторонние химвещества, например, нефтепродукты, попадание которых в бытовую канализацию недопустимо. Посторонние примеси и предметы нарушают технологию очистки стоков.
«Первый этап очистки – решетки, очистка от крупного мусора. Если мазут попал на решетки, то они теряют эффективность – мусор на них просто налипает и забивает систему, очистка прекращается, для возобновления работоспособности оборудования нужно от нескольких часов до нескольких дней. Остановка очистки на этом этапе может приводить к подтоплению и к неисправности насосов станции, которая качает стоки на следующий этап», - говорит Александр Бартель.
Кроме того, нефтепродукты убивают биологически активный ил.
«Восстановление работоспособности каждого этапа может занимать несколько суток, что недопустимо для мегаполиса. Кроме мазута таким способом в сеть могут попадать и другие химические соединения – например, несколько раз был сброшен ацетон, и это опасно не только для технологии и сооружений, но и для здоровья работников. Попадание на станцию через канализационные сети стоков, содержащих химические продукты и продукты нефтепереботки, происходит минимум один раз в месяц. Деньги, которые тратят на штрафы и возмещения ущербов, – миллионы рублей», - предупреждает эксперт, отмечая, что эти средства могли бы пойти на внедрение современных технологий и обновление сетей.
Чтобы решить проблему, Водоканал прорабатывает возможность строительства специальных станций для цивилизованного приема стоков. Но это займет продолжительное время и потребует значительных вложений, источник которых пока не определен. Такая станция должна быть оборудована специальным ограждением, системой учета стоков, должно быть обеспечено их разведение в соотношении 1:3 и помывка колес машин после опорожнения.
Охранять колодцы от незаконного вмешательства нереально – их слишком много, они расположены через каждые 50 - 100 м. При этом фекальный бизнес, похоже, контролируют криминальные элементы. Например, когда бригада Водоканала отправилась в Исток, чтобы закопать люк, востребованный нелегалами, ее встретили люди с битами. Один из них был «по пояс голый и весь в наколках». В Водоканале уточняют, что он прибыл на «четырнадцатой» и они знают ее госномер.
Группа стала высказывать угрозы, и бригаде пришлось развернуться. В следующий раз они приехали на место уже с нанятыми сотрудниками ЧОПа.
О незаконном бизнесе известно природоохранной прокуратуре и полиции. Но правоохранители почему-то ничего не могут сделать, хотя им даже удалось вычислить владельцев опорожняющихся машин и поговорить с их представителями. Те даже не отрицали возможность слива стоков ЖБО в сети канализации. Однако силовикам не удалось найти водителей, которые непосредственно могли это делать.
«Указанной специализированной автомашиной марки КамАЗ управляют наемные водители, которые часто меняются в связи с невысокой заработной платой», - говорится в ответе отдела полиции № 6 на обращение Водоканала.
Поскольку в действиях владельцев машин правоохранители преступления не обнаружили, а водителей, в действиях которых признаки преступления усматривались, силовики разыскать не смогли, к ответственности в итоге никого не привлекли.
Горадминистрация и природоохранная прокуратура сами указывали Водоканалу на то, что в его сети сливают какие-то «левые» стоки, и требовали принять меры.
ЕАН будет следить за развитием событий.
Ольга Лобовикова