ЕАН с помощью экспертов продолжает подводить итоги недели. В эту пятницу мы обсудили с нашими спикерами ситуацию с коронавирусом, которая сегодня волнует жителей Екатеринбурга, России и всего мира.
Пустые улицы – опасные улицы?
Жители городов, перешедших на режим жесткой самоизоляции, по всей видимости, всерьез опасаются всплеска уличной преступности. В соседнем Кургане соответствующие показатели уже зафиксировали правоохранительные органы, а в Башкирии глава республики требует ни в коем случае не отказываться от постоянного освещения улиц.
О возможном всплеске преступности на опустевших улицах мы спросили депутата екатеринбургской городской думы, заместителя председателя комиссии по безопасности жизнедеятельности Тимофея Жукова.
«Насколько мне известно, сейчас правоохранительные органы, наоборот, наблюдают снижение уровня уличной преступности. Не думаю, что экономическая ситуация дойдет до того, что у людей, на фоне отсутствия зарплаты, начнется психоз и им придется идти на преступления. Полагаю, что все будет держаться в определенных рамках. Но так или иначе те, кто соблюдает карантинные меры, которые нам предписывают, остаются в безопасности.
Разумеется, если станет понятно, что карантин является причиной или поводом к мародерству или совершению иных преступлений, оперативные меры будут обсуждаться. Я буду держать эту ситуацию на контроле.
В первую очередь я бы сейчас переживал не по поводу уличной преступности, а по поводу изощренных видов мошенничества – в интернете, по телефону или под нашими дверьми. Первые в группе риска – старики, наши бабушки и дедушки. Пожалуйста, отнеситесь к этому с должным вниманием и предупредите своих близких, чтобы не контактировали с незнакомцами. Даже через закрытую дверь».
Мэрский запрет «виноводки»
Глава Екатеринбурга Александр Высокинский предложил полностью запретить продажи винно-водочной продукции на время самоизоляции по коронавирусу COVID-19. Мэр полагает, что подобные меры позволят предотвратить всплеск домашнего насилия в «изолировавшихся» семьях, а также сбережет здоровье горожан. Предложение градоначальника сегодня легло на стол губернатору Евгению Куйвашеву.
О необходимости таких мер мы спросили известного екатеринбургского сомелье Семена Соловьева.
«Текущая картина понятна всем. В целом я поддерживаю здоровый настрой общества и могу наблюдать, хотя бы даже как участник домового чата, что люди развлекаются, как могут, но все происходит в рамках разумного. Детские площадки – пустые, пьяный никто на улице не валяется. Да, власти, очевидно, всячески стараются помочь тем семьям, где кто-то может повести себя неадекватно. Но все же эти меры кажутся мне чрезмерными.
Употреблять ли алкоголь в самоизоляции? Я никому не судья, не бог и не собутыльник. Но могу сказать, что накануне я провел прямой эфир с коллегой из Москвы – онлайн. Сегодня намерен устроить конференцию с друзьями. Это моя отрасль, и для тех людей, кто в отрасли, возможность вот вокруг «этого» собираться – это большая поддержка. Для кого-то - это спорт, и это еще круче. Такие вещи сейчас очень важны».
Коронавирусный «губернаторопад»
Начало апреля в России ознаменовалось волной отставок глав субъектов регионов. Сразу в трех регионах – Коми, Архангельской области и Камчатского края – губернаторы были освобождены от должностей «по собственному желанию».
О волне отставок губернаторов на фоне пандемии и ее причинах мы спросили политолога Сергея Мошкина.
«По камчатскому и архангельскому губернаторам отчасти можно сказать, что, как мне кажется, на взгляд Кремля, они не приняли должных мер по противодействую коронавирусу. Да, там не были зарегистрированы случаи заболевания, и, вероятно, Кремлю показалось, что главы регионов встретили эту ситуацию в расслабленном состоянии.
Но смена руководителя в такой ситуации – все равно достаточно странный поступок. Новый человек, пускай даже выходец из тех же кабинетов, навряд ли может сделать лучше, чем губернатор действующий. Смена губернаторов – достаточно интересная форма борьбы с коронавирусом.
Испугались ответственности? Как вы себе это представляете? Сидит человек, губернатор, и вдруг, испугавшись ответственности, подает прошение об отставке? Это же крест на всей политической, административной карьере. Нет. Эти люди будут сидеть до последнего и делать то, что рекомендует центр.
Единственный губернатор, который превысил свои полномочия – Клишас формально был прав – и что-то сделал, – это Собянин. Правительству ничего не оставалось сделать, кроме как поддержать меры, рекомендованные им. Но это – Собянин, а у нас еще 80 с лишним субъектов, где губернаторы сидят и попросту смотрят за тем, что происходит в Москве.
В среде губернаторов за последние 20 лет пошла отрицательная селекция, и выбирали их в основном по принципу лояльности, а не профессионализма. Так что тех, кто может пойти на риск и даже попытаться превысить свои полномочия, осталось очень мало. Даже на то, чтобы что-то сделать на уровне субъекта в части, к примеру, налогообложения, нужно иметь железную волю.
С губернатором Свердловской области ситуация очень простая. Он не из тех, кто будет делать больше, чем рекомендует центр. Если мы посмотрим на мероприятия, которые сейчас проводятся в Екатеринбурге, – это полная калька с того, что предпринимается в Москве. Думаю, в следующем своем обращении Евгений Куйвашев скажет примерно то же самое, что накануне сказал президент».