[18+]
20 апреля 2020 в 11:24

Чтобы дети не превратились в маленьких демонов: «карантинные» советы екатеринбургского психолога

© Pixabay.com, Алексей Колчин для ЕАН
На Среднем Урале закончилась третья неделя самоизоляции. Многие постепенно «сходят с ума», пытаясь разорваться между удаленной работой, занятиями с детьми и увеличивающимися в геометрических пропорциях домашними делами. Одним приходится постоянно отлавливать с улицы не верящих в опасность коронавируса подростков, борясь с желанием отлупить их. Другие, наоборот, винят себя в том, что недостаточно внимания уделяют своим детям и те заняты, чем попало.
О том, как минимизировать конфликты с подрастающим поколением и сохранить гармонию в семье, в интервью ЕАН рассказывает Татьяна Майбурова, клинический психолог, сотрудник службы клинических психологов Центра детской онкологии и гематологии ОДКБ. Екатеринбурга, которая работает с 2012 года под эгидой Благотворительного фонда «Дети России» (президент фонда – генеральный директор УГМК Андрей Козицын).
- Татьяна Александровна, многие дети считают, что коронавирус – ерунда и не хотят отказываться от привычного образа жизни. Как им объяснить, почему сейчас мы все должны находиться дома?
- Начну с примера. Недавно общалась с десятилетним мальчиком, который страдает: «почему я должен сидеть дома? Что за ерунда этот коронавирус?» и не понимает, что происходит. В итоге между нами произошел такой диалог:
Говорю ему, что недавно я смотрела передачу «Орел и Решка» про путешествия. Мальчик с этой программой тоже знаком. Продолжаю: показывали серию, когда ведущие отправились в Колумбию, в Боготу. Этот город считается одним из самых опасных в мире, где не надо ходить по ночам.
Спрашиваю: «если бы ты туда в первый раз приехал, и тебе бы сказали, лучше в тот квартал не ходить, ты пойдешь?» Он интересуется: «а почему нельзя?». Отвечаю: «Там, говорят, грабежи, убийства, могут похитить в рабство». Мальчик: «Ой нет, говорит, не пойду». Я: «Ну это же не точно, это же просто другие люди сказали». Он: «Ну, наверное, они не просто так сказали, там по голове кому-то дали». Я: «вот и про коронавирус также. По голове кому-то дали, только не тебе. Но тебя предупредили: не надо туда ходить. Может быть опасно. Хочешь проверить?». И так ребенок начинает осознавать, почему сейчас не стоит выходить на улицу.
Объяснять происходящее надо на понятном ребенку языке. Ни в коем случае нельзя запугивать: «ты пойдешь на улицу, станешь переносчиком вируса, а потом какая-нибудь старенькая бабушка из-за этого умрет». Это ни в какие ворота не лезет! И более того, это не эффективно. Впечатлительный ребенок и так не пойдет. А подросток, который в состоянии нонконформизма, может, наоборот, назло пойти, а потом из-за неудачной фразы родителей вроде: «из-за таких как ты у нас увеличилась статистика по заболеваемости» еще и заработает комплекс всемогущества.
С подростками нужно по-другому. Например, с юридической точки зрения разъяснить права и обязанности, ведь с 14 лет люди несут определенную ответственность. Вместе прочитать указ мэра: теперь новые правила, так, как раньше, пока делать нельзя. Нельзя и все.
Мы нашли другой выход. Семья живет в загородном доме, на дворе весна, пора мыть окна. Услуги клининговой компании стоят почти столько же, сколько этот самый телефон. Вот и нашлось место трудотерапии - пусть ребенок отработает, поймет, сколько стоит час труда. Через неделю он уже половину окон перемыл. Я ему сказала: «ты так бизнес сделаешь, сейчас все посмотрят, что ты хорошо окна моешь, потом и соседи позовут. Все гуляют, а ты можешь заработать». Нонконформизм можно и нужно переводить в другое русло.
- А как быть с детьми помладше, которым скучно дома без привычного посещения кружков и секций? Многим родителям сложно придумать, чем их можно занять.
- До режима самоизоляции детей никто не развлекал, все и так были заняты, а теперь у них действительно появилось много свободного времени. «Повезло», если ребенок интровертивного типа – он и до этого сам «Лего» собирал, вырезал что-то, строил, рисовал, и ему было хорошо с самим собой. Таким детям и сейчас хорошо, для них мало что изменилось. А для экстравертов, которые привыкли много общаться и привыкли занимать себя в компании или в коллективе, наступило безумно тяжелое время. И родителям сложно – им надо восполнить дефицит эмоций и внимания, а многие еще и работают на «удаленке».
Один из вариантов – доверить ребенку какую-то домашнюю работу, и показать, насколько она важна. Например, малышу можно поручить отделять петрушку и укроп от веточек, пока мама готовит. Детям постарше доверить более сложную работу.
Сейчас проблема в том, что дети эмоционально не устают, а эмоциональная усталость обязательно должна быть. Надо, чтобы у ребенка постоянно работала голова, а для этого - каждый день давать принципиально новые задачи, с которыми он никогда не сталкивался раньше. Сегодня учимся плести крючком (просто учимся, это не значит, что он потом каждый день должен салфетки вывязывать), завтра делаем алмазную мозаику. Каждый день – новый навык. Но в приоритете – сам процесс, а не результат!
Школьники, в основном, заняты уроками, их дистанционно могут загрузить почти на целый день. Хотя, если вспомнить те же самые рекомендации министерства образования, младший школьник за компьютером в день должен быть 15 минут, средний – 30 минут, старший – 45 минут- час. Но сейчас о них никто не вспоминает.
Думаю, все поймут важность учителя. Не все дети могут с листа воспринимать информацию – кто-то кинестетик, кто-то визуал, кто-то аудиал. Им надо объяснить, написать, показать, повторить на примере. Теперь во многом эта задача легла на плечи родителей. Но есть еще один выход: детям среднего и старшего возраста я советую создать вместе с товарищами небольшую группу и делать уроки всем вместе в режиме онлайн. Так, кстати, делают студенты многих московских вузов. Иногда они даже совместно скидываются, чтобы нанять репетитора.
- Есть дети, которым «не зашло» дистанционное обучение. У них что-то не получается, они капризничают и начинают отказываться заниматься. Как их замотивировать к учебе?
- Только своим примером. Как вы себя мотивируете к работе? Надо зарабатывать деньги. И при этом пытаетесь найти в ней что-то привлекательное, иначе бы просто не стали трудиться в этом месте. Точно также и у ребенка. Невозможно любить все предметы, но и не бывает полного отрицания, и с этим надо работать.
Например, третьеклассник говорит: «Меня все достало, мне все не нравится, пусть мне ставят двойки, ничего делать не буду». И тут, как правило, начинается морализаторство: «Да как? Кем ты вырастешь? Будешь дворником!» Такой подход не работает, тут надо действовать по-другому.
Я, например, прошу ребенка составить рейтинг предметов по «ужасности». Это называется эмоциональная иерархия, так как не бывает все черное или все белое. В итоге мы всегда вычисляем предмет, который «в принципе ничего». И здесь задача понять, почему к этому предмету нейтральное отношение. Например, ребенок говорит, что учительница приводит интересные предметы и аналогии: вот и ключик к тому, какой подход использовать в учебе. У каждого ребенка есть свой крючочек, которым можно зацепиться за учебу. У кого-то это ассоциативное мышление, кого-то привлекает красивое оформление – красиво написать, подчеркнуть, кто-то любит решение задач.
Кроме того, есть замечательные программы, например, «ЯКласс». Это же очень интересно! Там можно сидеть вдвоем с ребенком, биться за кубки, получать баллы за упражнения. Вся семья подключается, все спорят, соревнуются. Появляется азарт. Когда мы сели на «дистанционку», лишили детей состязательности, а она для них очень важна.
- Как детям компенсировать дефицит общения? Сидеть в соцсетях?
- Общение общению рознь. Одно дело сидеть в онлайн-играх, а другое – что-то творить, быть социально активным. Я знаю девочку, которая во время вынужденных каникул увлеклась кулинарией и сейчас готовит по рецептам, выкладывает свои блюда в «Инстаграм». Я считаю, это отличный пример.
Но бывает и так, что ребенок просто полчаса смотрит в потолок. Это совсем не значит, что он ничего не делает, как могут подумать родители. В этот момент он мыслит, мечтает, фантазирует, и такой уход в себя – это тоже хорошо.
А вообще, вспомните первую неделю карантина. Тогда многие писали активно посты, давали друг другу советы. Но на самом деле эти советы носят условный характер: что подходит одному, не подходит другому, и это надо понимать.
Мы оказались в условиях психологического выживания. Тут, кстати, можно и к психологу обратиться: многие работают онлайн, и их помощь в новых реалиях особенно важна. У многих людей действительно появляется ощущение, что они сходят с ума. Все переживают серьезный стресс. Особенно, когда люди сидят на удаленке, тут же бегает трехлетний ребенок, который норовит то взять нож, то съесть батарейку, а начальству плевать – для него вы на работе. Мне понравилась статья семейного психолога Людмилы Петрановской, в которой она говорит, что сейчас самая большая опасность, не в том, что дети не доучатся – это они наверстают, а в том, что люди в стрессе и тревоге склонны проявлять агрессию. Многие признаются, что в карантин у них все чаще возникает желание отлупить своих детей.
Опасность – в увеличении риска домашнего насилия, и особенно над детьми. Если раньше взрослые могли выплеснуть свои эмоции на работе или еще в какой-то деятельности, то теперь они сидят дома, пытаются работать и им кажется, что дети, как маленькие демоны, делают все назло, специально, чтобы помешать им. Родители приходят в ярость, а дальше - угрозы, шантаж, а потом и рукоприкладство.
Есть и вторая категория взрослых, которые испытывают чувство вины из-за того, что не могут уделять детям должного внимания и все делать идеально. Родители читают в каком-нибудь чате, что одна мамочка сегодня и на беговой дорожке с ребенком побегала, и уроки они сделали, и манник испекли, и думают, что они сами хуже всех. Порой в таких чатах люди просто пытаются что-то красиво преподнести на публику.
- И как избавиться от такого чувства вины?
- Не смотрите на других, сохраняйте мир в своей семье! Нужно понимать, что не надо вашему ребенку вашего внимания все 24 часа в сутки. Уделите ему один час в день. Например, час с ним проводит мама, час - папа, час - бабушка. Но этот час должен быть полноценный. Вы должны провести его с ребенком, убрав телефоны, ноутбуки, компьютеры, выключив телевизор.
Это называется «Час исполнения желаний». Суть в том, что вы исполняете то, что хочет ребенок. Хочет, чтобы вы ему в лицах «Маугли» читали, – читайте. Хочет, чтобы вы с ним куколок одевали и с ними чай пили – сидите и пейте. И не с кислым лицом, а с удовольствием!
Подарите этот час удовольствия и себе, и ребенку. Но ребенок должен знать, что у всего есть границы. Прозвонит будильник, и маме пора вернуться к работе, сказав ребенку: «как моя работа не вмешивается в твой час, так и ты не вмешивайся в мою работу, когда час закончился». Так формируется взаимное уважение, и, я вам скажу, это действительно работает!
А вообще сейчас нужно относиться друг к другу с еще большим пониманием. Человечность – это самое главное сегодня.
Беседовала Мария Трускова
Свердловск - город госпиталей
avito
Главные новости
Бастрыкин проверит историю с избиением школьника-инвалида в Екатеринбурге после материала ЕАНДыхание Урала: последний разговор с почетным гражданином Екатеринбурга Сергеем ДабаховымКто покупает Центральный рынок ОренбургаВ Ura ru сменилась властьГлавный синоптик Свердловской области дала прогноз на зимуСвердловскому медику позвонили из ФСБ через 15 минут после поиска экстремистских материалов