Петиция в пользу досрочного прекращения учебного года из-за недостатков дистанционного обучения продолжает собирать голоса: на момент подготовки публикации ее подписали почти 35 тыс. человек. Cторонники этого решения апеллируют к тому, что школы России в своей массе не готовы к оказанию образовательных услуг дистанционно, как технически, так и методически. В результате образовательный процесс выглядит не как дистанционное, а как самостоятельное обучение, а с учетом занятости многих родителей на работе эффективность этого процесса стремится к нулю.
“Министерство просвещения, разрешило регионам сократить учебный год для учеников 1- 8 класса и перенести часть обучения на следующий учебный год. Считаем, что в сложившейся обстановке эта рекомендация особенно в Москве и Московской области, как в регионах, где выявили наибольшее число заболевших новым вирусом, досрочное окончание учебного года было бы наилучшим выходом для детей и родителей, так как это позволит им снять часть стресса в этих сложных условиях, что, в конечном итоге, повысит защитные силы организма.
Школа же может сформировать задание для самостоятельного обучения на лето, и спокойно подготовить учеников 9-11 классов для проведения государственных экзаменов”, - говорится в петиции.
Рекомендованные минпросвещения интернет-ресурсы для организации дистанционного обучения, по мнению родителей, ситуацию не спасают. Тем временем школы, в том числе екатеринбургские, активно лоббируют покупку родителями платного расширенного доступа к ним. В большинстве случаев речь идет о платформе «Якласс», которая, судя по обсуждениям на форумах, остается одной из самых популярных площадок, хотя качество ее работы вызывает массу нареканий - агентство ЕАН подробно сообщало об этом ранее.
Так, стоимость доступа к расширенной версии «Я+» составляет 699 рублей за месяц или 2399 – за год. Однако в случае организованного подключения всей школы платформа делает большие скидки – до 150 рублей за ученика до конца года. Несмотря на это, недовольство в родительской среде нарастает. Во-первых, по причине того, что добровольно-принудительное использование «Я+» в принципе воспринимается как новый школьный побор. Во-вторых, “Якласс” разрабатывался в «Сколково», и сейчас доля в нем принадлежит государству, что, по мнению части родителей, привносит в ситуацию оттенок «коррупционности»
Так, согласно информации, отраженной в базе данных “Контур фокус», учредителями компании являются “Якласс Инк» (96% или 280 тыс. рублей, зарегистрирован на Виргинских островах) и государственный Фонд развития интернет-инициатив (4% или 11,6 тыс. рублей). Доходы компании в 2018 году составили 44,7 млн рублей, расходы- 26 млн. В 2018-2019 годах ООО «Якласс» получил пять госконтрактов со школами на сумму 120-150 тыс. рублей каждый . В числе организаций, заключивших с компанией договор о передаче неисключительных прав на использование ресурсов интернет сайта числится одна свердловская школа - Училище олимпийского резерва №1.
«Очень изящная бизнес -схема. Господин В....берг вместе с государством (Сколково). т.е на наши налоги создали информационный бизнес-продукт. То есть мы за него уже заплатили. Аналоги ему есть разные . Бесплатные и платные. То есть это не эксклюзив. Продукт "добровольно- принудительно " вводится во всех школах. Вряд ли это инициатива отдельных директоров, судя по охвату школ и настоятельным просьбам работать в "Я классе". Есть условно бесплатная версия. Рабочая версия 400 руб. Немного (Что вам для своего ребенка жалко?). То есть правый ботинок у нас совершенно бесплатен, но вот за левый надо заплатить . Немного... По факту вводится платное дистанционное обучение, являющееся обязательным, так как учителя то школьные и оценки пойдут в дневник...», - рассуждал один из пользователей родительского форума U-mama два года назад, когда «Якласс» начинал вводиться в Екатеринбурге для субботнего «дистанта».
При этом справедливо будет заметить, что опрошенные ЕАН ученики и учителя-предметники оценивают образовательные возможности “Якласса» достаточно высоко. Речь идет в основном о школах, где платформа не продвигается централизованно.
“В целом это удобная платформа. Ты можешь задавать количество попыток и время для прохождения тестов. Это гораздо проще, чем проверять тетради по фото и видео. Есть, правда огрехи в настройках. Например, система может не засчитать ответ, если он написан с маленькой буквы. Или, если мы говорим, например, об истории – если в ответе указать только фамилию исторического деятеля, без имени – тоже не засчитает. Но все эти моменты можно уладить в непосредственном взаимодействии с учеником. Также сначала были проблемы с доступом – сайт постоянно «лежал». Сейчас с этим проще», - рассказывает преподаватель русского языка и литературы одной из екатеринбургских школ.
Cвязаться с компанией на момент подготовки публикации не удалось. Однако, судя по сообщению на сайте, качество связи повысилось, в частности, благодаря 16-кратному увеличению количества серверов и трехкратному - команды службы поддержки.
Впрочем, отсутствие первоначальных проблем может быть связано и с уменьшением количества посетителей по сравнению с началом карантина.
«Многие учителя стали помогать родителям: если "ЯКласс" «висит», высылают ссылки на видео уроки, записывают собственные уроки, высылаю в классные чаты скриншоты заданий», - объясняет мама четвероклассника и старшеклассницы одной из свердловских школ.
Так или иначе, но всеобщий переход на дистанционное образование открывает перед компанией невероятные перспективы. Всего с конца марта на платформе зарегистрировались 320 000 учителей, 630 000 родителей, 4,5 млн. школьников. Сейчас на «ЯКласс” зарегистрировано 50% всех школьников РФ – 7,5 млн. Нетрудно посчитать, что если все они зарегистрируются и заплатят хотя по 150 рублей, то принесут платформе более 1 млрд рублей. И желание пользователей видеть идеальную работу ресурса вполне понятно.
ЕАН продолжит следить за процессом освоения дистанционного образования уральскими школьниками.