В уральском институте управления — филиале РАНХиГС при Президенте России — состоялась первая лекция для первокурсников. О ключевых требованиях к работе управленца нового поколения и вызовах времени студентам рассказал директор вуза Руслан Долженко. Как это было — в материале ЕАН.
Свой монолог директор в строгом костюме вел с монументальной сцены, разместившейся в самом сердце кузницы уральских чиновников. В здании РАНХиГС, построенном век назад для обучения партийной элиты, даже элементы интерьера навязчиво напоминают: «Здесь власть».
«Вы первокурсники и не до конца понимаете, куда вы попали, зачем вы попали и кем станете после того, как закончите обучение», — начал Долженко.
Учитывая общую обстановку и торжественность момента, первокурсники и другие собравшиеся приготовились прослушать порцию нудных наставлений о «непреложности вертикали», «высоких ценностях», «государственных идеалах» и «тяжком бремени власти».
Загорелись экраны с подготовленной презентацией: РАНХиГС — каллиграфическим красным шрифтом. Тесные кожаные туфли директора издали отчетливый скрип. Долженко с необычной, не чиновничьей легкостью взмахнул микрофоном… И за первые пять минут лекции перевернул все обывательские представления о приоритетах в работе государственной машины.
— Вы знаете, что такое пейджер?
— Да, — неуверенно ответил единственный голос откуда-то сзади.
— А я им пользовался. Принимал и отправлял на него сообщения. Нужно мне теперь это знание?
Экраны, будто бы предав окружающий их интерьер, «заговорили» о смартизации, цифровизации и автоматизации привычных процессов. Никаких партийных программ, никакой «замшелости» — только экономика, только цифры. Окончательно «советскую» обстановку добил вшитый в презентацию ролик компании Tesla. Имя Илона Маска в часовой лекции прозвучало трижды.
«Мир меняется. Экономика и общество цифровизируются. За последние несколько месяцев миллиарды людей поняли, что через цифру, интернет и дистант можно делать все что угодно. Рождается новое общество — с иной системой ценностей», — объяснял студентам Долженко.
Общество приготовилось в ожидании скачка, новой технологической революции. Паровой двигатель — разделение труда — электроника — и, наконец, «цифра». Вскоре с ее помощью будут приниматься все ключевые решения. Управление городами и предприятиями будет зависеть от нее. К 2025-му, рассказал Долженко, «цифра» составит четверть от объемов всей мировой экономики.
К счастью, Россия в тренде, на острие. Население урбанизировано (кстати, Долженко не исключил, что рано или поздно начнется обратный тренд), активно пользуется интернетом и мобильными телефонами.
«В среднем россиянин проводит семь часов в интернете. Минимум треть нашей жизни мы проводим там, еще треть — просто спим. Наступит момент, и большую часть времени мы будем проводить там. И значит, те веяния, которые происходят там, будут определять то, что происходит здесь. Мы больше не видим мир, мы видим его отражение», — отметил Долженко.
Вуз должен учить студентов тем профессиям, которых сейчас даже не существует, сетовал директор. Десять популярных и востребованных профессий в 2020-м не существовали еще в 2006-м. Это означает, что образование должно меняться. Оно больше не может быть просто источником трафика абстрактных «знаний». Старые алгоритмы перестали работать.
«Какой критерий привел вас сюда в первую очередь? Устаревший. Возраст, дата вашего производства. Все еще работают старые алгоритмы: "В 17 лет нужно окончить школу — поступить в вуз — начать работать — взять машину или квартиру в кредит — жениться". Нас часто принуждают что-то делать, делать вопреки нашим представлениям. И порой студенты, оканчивая вуз, испытывают чувство облегчения. Мне бы хотелось, чтобы, когда вы закончите этот вуз, вы испытывали чувство огорчения. Чувство, что вы оставляете позади что-то важное», — подчеркнул Долженко.
Все это означает, что лидеры управления, которых готовит РАНХиГС, должны стать лидерами изменений. Не только ради власти, региона или города, но ради жителей, для которых выпускники будут работать. Система должна трансформироваться и обратиться к гражданам лицом, подчеркивал лектор.
Идеалы новой эпохи будут воздвигнуты на шести столпах: сотрудничестве, критическом мышлении, содержании, творчестве и уверенности. Эта основа даст дорогу принципиально новым ценностям, в том числе и в государственном управлении.
«Раньше была ценность бюрократии, формализма и иерархии. Однако уже сейчас ценности изменились — ориентация на клиента, непрерывное развитие, эффективность. Надвигается новая эпоха, эпоха, ценностью которой станут уважение, готовность к сотрудничеству и доверие. Самое главное — в центре должны быть люди», — напутствовал будущих управленцев Долженко.
Будто в подтверждение своих слов директор не просто не потребовал убрать и выключить гаджеты, а наоборот — попросил студентов достать их из сумок, воспользоваться протянутым Wi-Fi и подытожить лекцию участием в интерактивной викторине.
Вопросы по тезисам выступления выскакивали на экранах, варианты ответов — в кликабельном варианте в телефонах студентов. Призовые места достались тем, кто отвечал оперативнее и точнее всех. Соревновались первокурсники за персональную похвалу и подарки от руководства. В финале Долженко пообещал поработать над университетским Telegram-ботом, а также реорганизовать личные кабинеты студентов в интернете.
По окончании лекции студенты разбрелись по аудиториям — выбирать старост. Среди нового поколения уверенность во всемогуществе «цифры» рука об руку шагает с верой в торжество демократии. Во всяком случае, предлагать старост «сверху» первокурсникам не стали.