Сегодня в Екатеринбургской епархии состоится заседание нового церковного суда по делу схимонаха Сергия (Романова), изверженного из сана. Как следует из текста повестки заседания, экс-священнику грозит отлучение от Церкви. Также перед судом должны предстать шесть священников, которые остались в монастыре с Сергием. Какие последствия будут у нового процесса и что значит отлучение от Церкви — в материале ЕАН.
Сергий на пути к отлучению
Как ранее писало наше издание, после извержения Сергия (Романова) из сана не исключалось, что епархия проведет новый процесс с последующим отлучением скандального схимонаха от Церкви.
Однако схимонах продолжал подогревать к себе интерес в первую очередь из-за политизированных заявлений. Вдобавок к этому, сторонники Сергия несколько дней подряд устраивали шествия и сборы у резиденции митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла (Наконечного). По всей видимости, у церковных властей кончилось терпение, и в итоге был организован новый церковный процесс (хотя в епархии его и называют очередным). Из повестки заседания следует, что схимонаху теперь грозит отлучение.
«Двадцать четвертого июля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл утвердил решение об извержении Вас из священного сана. Однако Вы не подчинились этому решению и, не поминая своего Архиерея, продолжили совершать богослужения, в том числе Божественную литургию. Двадцать восьмое правило Святых Апостолов гласит: "Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, праведно за явную вину изверженный, дерзнет коснуться служения, некогда ему порученного: таковой совсем да отсечется от Церкви"», — говорится в повестке.
Объявляя об отлучении, Церковь оформляет де-юре то, что произошло де-факто. Согласно православным традициям, если верующий идет против Церкви, то он сам себя отлучает. А церковный суд от имени Церкви констатирует это как случившийся факт. Это не означает, что верующего пожизненно изгоняют из общины. В случае раскаяния он может быть принят обратно. Также отлученный сможет посещать храмы и монастыри, но допускать его до участия в обрядах запрещается. На практике бывает, что в некоторых приходах для перестраховки вносят отлученного в стоп-лист. Однако отлучение от Церкви еще не является анафемой.
Как отмечали ранее инсайдеры, анафема — это самая крайняя мера «вразумления» и на практике ее применяют только в самых вопиющих случаях. За последние 15 лет РПЦ предала отдельной анафеме трех человек — главу неканонической Украинской православной церкви Киевского патриархата Филарета (Денисенко), экс-священника и основателя неканонической Апостольской православной церкви Глеба Якунина и основателя неканонической Латвийской православной автономной церкви экс-архимандрита Виктора (Контузорова).
Между бунтом отлученных клириков и преданием их анафеме проходило несколько лет. Например, Глеба Якунина извергли из сана в 1993 году, но отлучили его в 1997-м за ношение священнических одежд. Архимандрит Виктор Контузоров был лишен сана в 1996-м, предан анафеме в 1997 году за присвоение себе звания епископа.
Бывший митрополит Киевский и Галицкий Филарет ушел в раскол в 1992 году, но был предан анафеме в том же 1997-м. На этом основании его разжаловали из монахов в миряне. Анафеме были преданы и все сторонники Филарета, перешедшие в Киевский патриархат. В постсоветской истории РПЦ это был единственный акт массового отлучения верующих от Церкви.
Бывший епископ Диомид (Дзюбан) С 2000 по 2008 год возглавлял Анадырско-Чукотскую епархию. Получил известность в 2007 году, когда вместе с тремя священниками публично выступил с критикой в адрес руководства РПЦ. В частности, епископ обвинил иерархов Русской православной церкви в отступлении от канонов, поддержке глобализации и экуменизме. Отдельно Диомид раскритиковал решение патриарха Алексия II не препятствовать присвоению ИНН храмам и монастырям. В 2008 году епископ проклял иерархов РПЦ и отказался поминать патриарха на богослужении. В июне того же года Диомид извергнут из сана по решению Архиерейского собора. Конфликт между экс-главой Анадырско-Чукотской епархии и патриархатом вызвал широкий общественный резонанс. Сторонники Диомида устраивали регулярные акции протеста во время заседаний Архиерейского собора. Лишившись сана, бывший епископ создал «Святейший правительствующий синод». Где сейчас обитает Диомид Дзюбан, доподлинно неизвестно.
Примечательно, что не был отлучен и предан анафеме еще один видный раскольник из РПЦ — епископ Анадырский и Чукотский Диомид, который в 2008 году предал анафеме патриарха Алексия II. После потери сана бывший епископ создал «Святейший правительствующий синод» и исчез из поля зрения. По всей видимости, благодаря этому он и избежал анафемы.
Процесс отлучения схимонаха Сергия (Романова) от Церкви может растянуться на несколько месяцев. Как и в первом процессе, бывшего схиигумена трижды вызовут на суд, если он будет игнорировать заседания. На третьем процессе церковный суд вынесет соответствующее решение, и оно будет передано на утверждение патриарха Кирилла. Впрочем, даже после отлучения от Церкви Сергий (Романов) все равно останется монахом. Если же история с мятежным схимонахом дойдет до анафемы, то в таком случае возможно его разжалование до мирского чина.
Для того чтобы избежать отлучения, схимонаху Сергию необходимо на суде доказать все обвинения, которые он выдвинул против митрополита Кирилла.
В данном случае имеется в виду, что 15-е правило Двуглавого собора говорит о том, что священник не имеет права отказаться от повиновения епископу, если правящий архиерей сам не был отлучен от Церкви.
«Если Вы не предоставите доказательств того, что митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл всенародно проповедовал осужденную святыми Соборами или Отцами ересь и открыто учил ей в Церкви, не дадите исчерпывающие ответы на представленные Вам вопросы, то неподчинение священноначалию будет считаться незаконным, и действие 15-го правила Двукратного Собора на Вас распространяться не будет. В случае непредоставления Вами доказательств предъявляемых Правящему Архиерею обвинений, Вы будете осуждены не только как нарушитель 28-го правила Святых Апостолов, но и как клеветник, от чего да сохранит Вас Господь», — говорится в повестке епархиального суда.
Всего церковный суд подготовил для схимонаха Сергия (Романова) 22 вопроса. Любопытно, что в списке обвинений нет пункта о «создании сообщества, противопоставившего себя Церкви», то есть официально епархия не признает существования секты вокруг мятежного экс-священника. Вместе с тем митрополит Кирилл отлучил от участия в церковных обрядах сторонников Сергия (что не равнозначно отлучению от Церкви).
Также суд потребовал с Сергия предоставить доказательства того, что митрополит Кирилл служил вместе с Папой Римским или иными клириками Римско-католической церкви (РКЦ). Мятежный схимонах с мая заявлял в своих проповедях, что глава Екатеринбургской епархии служил вместе с понтификом. Об этом же во время акций у здания епархии заявляли сторонники схимонаха.
В данном обвинении мятежный схимонах пытался представить митрополита предателем интересов Русской православной церкви. Здесь следует пояснить, что верующие в Екатеринбургской епархии и в целом в Уральском федеральном округе очень остро реагируют на любые контакты представителей РПЦ с коллегами из РКЦ. Среди членов РПЦ, по отзывам самих пастырей, достаточно распространено мнение, что католики исповедуют искаженное учение. Соответственно, любой интерес Папы Римского к РПЦ воспринимается как покушение на «православную независимость» и чистоту веры.
По всем предъявленным судом вопросам схимонаху Сергию будет достаточно сложно объясняться. Согласно положению о церковном суде, процесс строится на предоставлении улик и свидетельств.
В частности, по вопросу закрытия храмов члены суда попросят бывшего схиигумена предоставить письменные или устные свидетельства. Однако митрополит Кирилл не выпускал официальных документов о закрытии уральских приходов и монастырей. Устных распоряжений он также не отдавал, что подтвердили священники, опрошенные ЕАН. Подобные постановления выпускались в Москве и Московской области и некоторых регионах.
Доказать участие митрополита Кирилла в католических обрядах схимонах Сергий (Романов) также не сможет. Дело в том, что еще в 2003 году Папа Римский Иоанн Павел II выпустил энциклику Ecclesia de Eucharistia, которая, по сути, запрещает совместное сослужение католических и православных иерархов, пока обе Церкви не придут к согласию. Как пояснили ЕАН в структурах РКЦ, даже при самом сильном желании православных клириков католики не смогут допустить коллег из РПЦ к совместному служению. И сам понтифик не сможет этого одобрить.
Впрочем, схимонах Сергий (Романов) в день объявления нового суда в свойственной ему манере пообещал ответить на все обвинения.
«У вас что, без суда и следствия приговор? Вы образ и подобие ВЧК (Всероссийской чрезвычайной комиссии — прим. ЕАН). Куда вы спешите? Мы ответим вам на все вопросы публично. Вы остерегаетесь, что приедут свидетели, и вы будете обличены. Наберитесь терпения», — говорится в заявлении, выпущенном накануне от имени схимонаха Сергия.
О планах приехать на суд или отказаться от участия в процессе бывший схиигумен ничего не сказал.
Будут ли отлучены сторонники Сергия?
Помимо мятежного схимонаха, на суд вызваны священники, которых митрополит ранее запретил в служении за участие в обрядах, проводимых Сергием. Речь идет о шести клириках, которые остались в Среднеуральском женском монастыре. Церковный суд вменяет им нарушение указа митрополита, а также участие в расколе и бунте против правящего архиерея. За данные нарушения им грозит лишение сана, а при дальнейшей поддержке Сергия — также отлучение от Церкви.
В перспективе такие же меры могут быть приняты к монахиням, которые отказались покидать Среднеуральский монастырь, а также к сторонникам Романова из числа мирян. Но такой сценарий по сложившейся в РПЦ практике возможен, если миряне и монахи продолжат открытый бунт вроде акций возле здания епархии.
Отметим, что в защиту Сергия высказывалось несколько известных людей, в том числе шоумен Дмитрий Соколов, хоккеист Павел Дацюк, актриса Мария Шукшина. Однако в последние месяцы активность сохранил только Соколов. Другие VIP-защитники от этой истории дистанцировались.