Политический истэблишмент Екатеринбурга, как кокотка духами, насквозь пропитался терпким и томительным предчувствием изменений.
Многочисленные слухи, уже пару недель витающие в кабинетах и коридорах, решительно именуют Александра Высокинского не иначе как «бывшим» и будто бы «вопрос уже решенный». Шлейфом за «100%-ной инфой» о свержении главы ветер носит шепот, что в ноябре и сам губернатор оставит свое кресло. И якобы даже известно, кто его займет.
Кто ж примет бразды руководства третьей столицей — пока тайна. Но не так, чтоб за семью печатями. Разговоры ходят. Правда, разные.
На этом фоне хаос и энтропия в городе Е возрастают. Диспозиция меняется ежедневно. Большие игроки тасуют карты. Системообразующие бизнесмены региона стремятся к стабильности. Авторитетный бизнесмен, контролирующий гордуму, — к большему хаосу и большей власти. Окончательная конфигурация не определена и зависит от решений в Кремле и возможностей лоббистов.
Всеобщая неопределенность подогревается грядущими реформами политической и административной систем. Кто будет назначать и увольнять глав? Сохранятся ли полпредства? Реально ли создание суперрегионов, где власть отойдет генерал-губернаторам и федеральным министрам?
Ответов пока нет. И лавина всевозможных версий как отзвук глобальных процессов, что идут в глубине, но скоро прорвутся и изменят политический ландшафт Свердловской области.
И здесь возможны варианты.
Эскалация хаоса
Очевидно, что в городе сложился критический дисбаланс элит. Стул угрожающе раскачивается на одной ножке. Система сдержек и противовесов, кажется, сломалась.
Аппетиты авторитетного бизнесмена, де-факто занявшего нишу Владимира Тунгусова (свято место пусто не бывает!), растут. Он контролирует думу, давит на мэра, влияет на решения губернатора и имеет виды на всю область. Говорят, что по аналогии с довыборами в гордуму уже составлены и согласованы списки его кандидатов в Заксобрание следующего года, где не будет места многим из числа действующих депутатов.
Контроль над Заксобранием — ключ управления регионом. Бюджет, имущество, многомиллиардные инфраструктурные проекты, конфигурация правительства, согласование министров, назначение сенатора, решение о недоверии губернатору… Кто контролирует Заксобрание — контролирует регион. Удобно, особенно во время перемен.
Ключевые чиновники, силовики и главные ФПГ с ужасом экстраполируют ситуацию с неуправляемой думой и бардаком в мэрии на региональный уровень и допустить этого не хотят. Бесконечная турбулентность, создание постоянных конфликтов, зон высокого давления на власть в Екатеринбурге всех порядком напрягли.
Есть мнение, что и губернатор оценивает ситуацию аналогично. Как и полпредство, но только чуть под другим ракурсом....
Ну что тут скажешь… Эскалация хаоса — дорога к большой элитной войне, где многие потеряют должности и активы. При самом печальном исходе дело может кончиться введением внешнего управления городом и регионом.
Такой исход никому не нужен. Ну почти.
Стабилизация системы
Что касается крупного бизнеса — УГМК, РМК и других титанов — они заинтересованы в стабильности и как минимум понятном и предсказуемом политическом климате в регионе. Те, кто вкладывается в больницы, музеи, театры и заводы, обычно не хотят войны.
Скорее всего, они приложат свои лоббистские возможности, чтобы хаоса не допустить.
Переговоры, которые идут сейчас на самом верху и о которых шепчутся в коридорах, возможно, и способны положить конец раскачиванию лодки. Во всяком случае, многие этого ждут.
Пока непонятно, как пройдет перезагрузка администрации Екатеринбурга и кто придет на первые позиции: Алексей Орлов, Владимир Белоглазов, Ян Центер или кто-то другой. В любом случае стабилизация пойдет на пользу городу — и простым горожанам, и элитам.
Кстати, тогда, возможно, и действующий глава, избавленный от Дамоклова меча постоянных угроз, давления и страха, сможет расправит плечи и показать, что он не так уж и плох, как считают многие. Кто знает.