В конце прошлого года губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев анонсировал открытие очередной горячей линии для записи на массовую вакцинацию от коронавируса. Сами прививки, как ожидалось, начнут ставить ближе к февралю, а пока планировалось только сформировать электронную очередь из желающих. На практике, уже в праздники екатеринбуржцев стали приглашать на укол. Правда не всех, не везде и с оговорками, которые, как выяснилось, не всегда соответствуют действительности.
Корреспондент ЕАН записался в электронную очередь одним из первых для проверки работы системы, прямо в день пресс-конференции губернатора. Выяснилось, что по номеру 122 не знали о том, что они формируют электронную очередь и губернатора не слышали. Но после публикации нашего агентства минздрав оперативно все исправил и уже на следующий день все заработало в соответствии с вводными главы региона.
В праздники корреспондента пригласили на укол в поликлинику №2 при горбольнице №24.
Специалист «горячей линии» сказала о необходимости пройти перед визитом к врачу тестирование на наличие антител к коронавирусу в любой платной клинике.
За год первичное звено здравоохранения Екатеринбурга адаптировалось к работе в условиях пандемии. Фактически поликлиники вернулись к стандартному режиму работы с нормальным количеством посетителей. Лишь дополнительный администратор на входе с термометром, дистанционно замеряющим температуру напоминает о новой реальности. Буднично протягивает аппарат, и скучая отворачивается. Остается только посочувствовать бессмысленности ее задачи.
В самом деле: если в ведомственных учреждениях с температурой вас могут отправить домой или в поликлинику, то куда отправишь человека с температурой из поликлиники? Узнав, что пришел прививаться от коронавируса женщина на входе тут же и очень дружелюбно объяснила куда проходить.
В поликлинику мне пришлось обращаться два раза. Приглашали на понедельник, 11 января.
Сделать тест к назначенному сроку, за пару дней до визита, я не успел — ни одна лаборатория, даже если заплатить, не выдаст результат за такой срок. Однако, когда я повторно позвонил в понедельник на 122 — там заверили, что это неважно, можно прийти в любой день.
Проверить, как соотносится требование о тесте с новогодним заявлением Роспотребнадзора, что такой тест не нужен, я решил уже сам.
Участковый врач удивилась. И повела к старшей медсестре, отвечающей за работу с желающими вакцинироваться.
«На этой горячей линии опять все перепутали. Когда вас приглашали — вам звонили с городского?»
Я кивнул.
- «Это уже мы звонили. Понимаете: в одной ампуле — 5 доз. И как только мы ее разморозим — мы должны их все или использовать, или выкинуть. Поэтому мы не можем прививать по одному. Обзваниваем, чтобы сразу по несколько человек приходили», - пояснила она.
Про тест на антитела тоже спросила. Но спокойно отнеслась к тому, что его нет. Только уточнила, была ли простуда за последние месяцы, сверила адрес по прописке с зафиксированными очагами заболевания.
Формально это значит, что оснований предполагать, что иммунитет выработался естественным образом или есть противопоказания к вакцине нет. Врач предложила прийти на следующий день утром, сверившись с большой кипой распечатанного списка очередников.
Поход на следующий день оказался еще проще. На опоздание никто не обратил внимания и меня сразу отправили в кабинет вакцинации. Там уже была небольшая очередь: водитель скорой помощи, пара бодрых женщин пенсионного возраста и молодая супружеская пара.
«Тоже по горячей линии записывались?», - поинтересовался у соседей. Как оказалось, кого направили от ведомства, а кого и вовсе начальство сагитировало.
«Директор у нас в компании еще до начала вакцинации привился. Ну и спросил: кто хочет? Ну а чего: все равно ж скоро спрашивать справку о прививках начнут. Он и сказал: придешь тогда-то и туда-то — там и поставят. Ну вот и пришли», - рассказал глава семейства.
Для получения вакцины ГАМ-КОВИД-ВАК, серия 48602120R, надо заполнить несколько анкет. Первая — согласие на прививку. Вторая — сложнее: три страницы, глядя на которые начинаешь размышлять об эпичности проблем в российском здравоохранении.
Форма утверждена Минздравом Свердловской области. Прежде всего: одна страница посвящена установлению личности пациента. Логично, что туда надо вписать номер медицинской страховки, в принципе можно понять и необходимость внесения паспорта, но СНИЛС?
И ведь любой школьник может, зная номер паспорта или имея номер медстраховки и доступ к государственным базам данных — установить и все прочие документы, а за час напишет программу, которая сделает это за него.
Месяц назад на одном из заседаний гордумы Екатеринбурга депутаты спрашивали тогда еще первого заместителя главы города Александра Ковальчика, почему в бюджетах мэрии постоянно растут расходы на информатизацию и одновременно на увеличение количества секретарш. В частности в Екатеринбурге есть даже специальный МУП, отвечающий за электронный документооброт в системе здравоохранения города, на который выделяются десятки миллионов рублей. Чиновник пояснил, что с ростом информатизации растет требование по объему документов в документообороте, система не справляется, вот и приходится нанимать дополнительных людей. Тогда это всем показалось логичным.
Глядя на эту анкету, куда надо внести избыточно много данных, начинаешь думать о словах теперь уже бывшего вице-мэра несколько иначе. Начинаешь думать обо всех этих «уважаемых людях», взявшихся за контракт по разработке программного обеспечения, на которое было выделено миллионы рублей.
Но поскольку ничего работоспособного они в итоге так сделать и не сумели, а тот же Ковальчик или другой чиновник при этом, чтобы не обижать никого, подписал акт, что работы выполнены — вот и приходится людям от руки вписывать кучу данных, которые по идее должен был бы найти существующий лишь по отчетам робот.
А потом приходится тратить бюджет на заработную плату клерков, которые вручную будут заводить эти данные в компьютер. Но поскольку системы нет, и обрабатывать эти данные нечем — процесс довольно бессмысленный. Как нет и компьютеров на столах у врачей, кстати.
СНИЛС, как оказалось, завалялся за обложкой паспорта. Впрочем, для получения прививки можно вписать и любые другие цифры — ввиду отсутствия компьютера у врача и системы для обработки этих данных, проверять информацию все-равно нечем.
Непосредственно у врача, ставившего прививку, пришлось заполнить еще одну небольшую анкету — ее собственный рукописный журнал.
«А что делать, не бегать же мне потом по кабинетам, чтобы собрать эти данные. А фиксировать надо: кто пришел, кто потом придет», - вздохнула она.
Сам укол был быстрым и безболезненным: врачи у нас хорошие, рука легкая — даже ничего не почувствовал.
«Не мыть, не чесать, через две недели на второй укол», - завершила врач встречу.
После прививки рекомендуется полчаса посидеть в поликлинике — на случай появления аллергических реакций. Впрочем, это время мало кто высиживает полностью — вся очередь стоявших вместе со мной достаточно быстро разошлась, убедившись, что никаких неприятных ощущений нет.
Инструкция для тех, кто собирается вакцинироваться:
- позвоните на номер 122 — это региональная «горячая линия», где ведется запись в электронную очередь. Списки действительно формируются и передаются в поликлинику в соответствии с заявленным местом жительства. Вас прикрепят к пункту вакцинации по-близости
- надо дождаться звонка из поликлиники, вам назначат дату визита и номер кабинета.
- если про вас забыли — имеет смысл позвонить в поликлинику по месту прописки самостоятельно. Пока, судя по сообщениям в соцсетях, массовая вакцинация открыта лишь для жителей Чкаловского района в поликлинике №2 при горбольнице №24. Эта одна из лучших поликлиник города, а горбольница №24 — одна из первых, кто столкнулся с коронавирусом, и в которой смогли грамотно выстроить все рабочие процессы. В остальной части города пока все не так хорошо, поэтому даже при наличии вакцины там могут не прививать просто из-за неспособности главврачей и заведующих организовать процесс. В этом случае им надо помочь — позвонить в регистратуру и напомнить о себе.
- в некоторых поликлиниках до регистратуры невозможно дозвониться. Это обычно происходит из-за неудовлетворительной работы главврача и заведующей, не сумевших организовать работу заведения уже на этом этапе. В этом случае заведите себе за правило заходить в поликлинику хотя бы раз в неделю и наблюдать за работой регистратуры. Если вы видите, что телефон там звонит, а трубки никто не берет — требуйте жалобную книгу и фиксируйте там жалобу, отмечая время ЧП и обстоятельства, обязательно оставьте свой телефон, чтобы вам могли сообщить о результате.
После первой такой жалобы заведующая поликлиники обязана провести дополнительный инструктаж персонала, поставить главврача больницы в известность о необходимости выделения необходимых средств для привлечения дополнительных сотрудников. После третьей — ставится вопрос о замене заведующей на того, кто сможет организовать работу больницы. Да, это процесс долгий, вакцинироваться может и не поможет, но жизнь после пандемии не закончится. От вашей активной позиции в дальнейшем может зависеть не только жизнь соседей по микрорайону, но и здоровье непосредственно вас и вашей семьи.
Какие документы требуется иметь при себе для получения вакцины
- Документы: паспорт, медстраховка, СНИЛС. Кстати, наличие СНИЛСа в этом списке может означать, что вакцину планируется ставить лишь работающим и, соответственно, делающим с зарплаты выплаты по социальным налогам. Не работающим, видимо, впоследствии могут предложить оплатить вакцину.
- Справка об отсутствии антител не обязательна. Но врач может запросить ее у вас, если по адресу вашей прописки или места проживания был зафиксирован очаг заболевания.
- Прийти в назначенное время. Очень желательно вовремя, чтобы врачам не пришлось выбрасывать неиспользованную вакцину. Но даже если опоздаете — скорее всего, в очереди вас кто-то заменит, а вы, соответственно, замените его. Самое главное, если понимаете, что вообще не сможете прийти — позвоните в поликлинику и предупредите.
- После укола два дня нельзя пить, сутки нельзя мыться. Через две недели нужно прийти на укол второй частью вакцины.