«Немузей» мусора существует в Екатеринбурге с 2019 года. В подвальном помещении в «Бриллианте» можно узнать о новой жизни ненужных вещей. По словам основателей, немузей – потому что в этом пространстве можно ко всему прикоснуться. Многие заходят в подвал на Антона Валека, 12 для того, чтобы выбросить мусор самым правильным образом. Кстати, какое-то время основатели немузея думали отказаться от слова «мусор», ведь идея проекта в том, что вещи получают новую жизнь. Не ждите, что окажетесь в квартире Плюшкина, пространство очень современное, творческое и даже ламповое.
Между локациями спокойно перемещается крольчиха Изя, она даже позволяет себя погладить. Изя живет в «немузее».
Началась история необычного места после олимпиады в Сочи, тогда Илья Капустин занимался утилизацией мусора, он является собственником компании, которая занимается переработкой электронных ломов и утилизацией оргтехники. Все мы знаем, что большой праздник оставляет хорошие воспоминания и большую кучу хлама. Илья наткнулся на удивительной красоты костюмы, маски, и понял, что многие вещи незаслуженно мало проживают свой срок.
Вместе со своей коллегой Яной Трудковой Илья начал делать мобильные выставки: со столетним аккордеоном и проигрывателем они ездили по школам и рассказывали о переработке мусора.
Позже на безвозмездной основе им выделили помещение в ТЦ «Успенский». Сейчас «немузей» располагается в «Бриллианте» на Антона Валека, 12 – рядом с «Домом книги».
Даже в будний день в музее достаточно живо: люди приносят свой заблаговременно помытый мусор, чтобы разложить его по разноцветным бакам. В истории музея были и длинные очереди к контейнерам. В среднем за месяц «Немузей мусора» собирает 40 тонн отходов.
В «Немузей мусора» мы пришли не с пустыми руками, с собой журналист ЕАН собрал пакет с помытыми бутылками газировки, майонезными баночками, кедами и прочим. Сотрудник Иван Калипов терпеливо объясняет нам, на какие надписи на упаковках надо обращать внимание, но с непривычки все делается очень медленно. Мы решили поговорить с посетительницей, которая ловко перемещается от контейнера к контейнеру.
Девушка показывает нам бутербродные мешочки, они тоже помыты, спрашиваем, бывает ли такое, что сортировкой мусора заниматься лень или некогда:
«Бывает, но только в случае с органическим мусором. Я, конечно, знаю, что он выделяет всякие штуки, и это неполезно. А я думаю, блин, а что с этим делать? Пока на своем уровне я понимаю, что комбайн покупать и прочее – для меня слишком. Но с таким мусором, с которым сейчас пришла, я понимаю, что мне проще прийти сюда, чем потом мучиться совестью, что моя какая-то крышечка будет разлагаться миллионы лет » - рассказала постоянная посетительница немузея.
В музее представлены разные этапы жизни мусора: вот бутылка - продукт, который пойдет на переработку, в колбах можно посмотреть на дробленый пластик, потом его превращают в гранулы, из этого материала один свердловский завод производит такие материалы, как плитки для дорожек, скамейки. Питерские умельцы изготавливают из переработанного пластика скейт-борды.
В рамках экскурсии посетители вручную сортируют мусор на движущейся ленте, на мастер-классе из использованных чеков делают небольшие листы для творчества. В музее есть вермиферма - закрытая установка из нескольких ящиков, в которой живут компостные черви. «Черви у нас живут не из-за того, что они красивые, а потому что они являются цепочкой в переработке органики» - говорит Илья Капустин. У самого входа продается одежда, она лишена каких-либо потертостей и катышков, и выглядит новой. На вещах нет ценников, цену ты предлагаешь сам, однако продавец может поторговаться. За кожаную куртку мы предложили 50 рублей, однако сотрудница музея Анастасия Кабанова предложила цену в 150 рублей. Анастасия говорит, что чаще всего хорошую цену назначают самые простые люди, например, пожилые посетители. Обстановка в немузее очень дружелюбная.
«Наша основная задача – сократить количество вывозимого на полигон. Мы создаем возможности для того, чтобы люди могли жить экологично и осознанно» - говорит Илья Капустин.
Открывшееся в 2019 году музейно-сортировочное пространство сразу же столкнулся с пандемией, однако сообщество, разделяющее миссию основателей, растет. Об этом свидетельствуют хотя бы 17, 2 тысячи подписчиков в Instagram. Основатели музея уверяют, что Екатеринбург – очень осознанный город и при правильном информировании люди смогут иначе относится к вещам, которые остались не нужны. Возможно, такие сортировочные пункты и выставочные пространства понадобятся в каждом районе города.
Александра Аксенова.