В последние дни на улицах Екатеринбурга на тротуарах и проезжей части образовалась «каша» из снега и грязи. Горожане активно ругают плохую уборку в социальных сетях. Одними из тех, кто должен помогать следить за чистотой улиц, являются квартальные. Но, кажется, что сейчас они также ничего не делают.
Квартальный одного из районов Екатеринбурга на условиях анонимности поговорил с корреспондентом ЕАН и рассказал, что мешает нашим улицам быть чистыми.
— Скажите, пожалуйста, кто отвечает за уборку общих территорий?
— Управляющие компании убирают снег только в границах придомовых территорий. А за улицами следят подрядные организации. В моем районе за уборкой тротуаров следит дорожно-эксплуатационные управления (ДЭУ). Они работают в соответствии со своим планом. Нарушения, выявленные квартальным это одно, а план ДЭУ - другое. Квартальные только осуществляют контроль, показывают нарушения. На сегодняшний день наши уведомления, как мертвому припарки.
— А нельзя действовать точечно? Например, неравнодушный гражданин жалуется, что на определенном перекрестке кучи снега, квартальный выносит уведомление ДЭУ, и ДЭУ только в этом месте чистит…
— Точечно действовать не получается. Нарушения есть не только на одном перекрестке. Представьте, гражданин пожаловался на снег: ДЭУ прислали трактор, КаМАЗ, рабочих и убрали кучу. Следующий неравнодушный гражданин сообщает о проблемах в своем районе, и ДЭУ направляет технику туда. Они работают по вызову. Гражданам написать обращение занимает несколько минут. А ДЭУ физически не успевают исправить все, на что есть жалобы. У них нет столько технического, человеческого и финансового ресурса, который им положен для выполнения своих обязанностей.
Гражданин считает, что он щелкнул пальцами и все получилось. Такого не бывает. Все завязано на финансировании данной организации. Я их не защищаю, но на сегодняшний день у них проблемы с деньгами, с трудовыми ресурсами, техническими ресурсами. Поэтому они могут то, что они могут. Качество уборки довольно низкое.
— Непосредственно от исполнителей. Работают мигранты, они наш город не любят. Их не интересует, как убран Екатеринбург, лишь бы деньги платили. Я считаю, что нужно кардинально менять систему уборки и систему контроля, которая полностью отсутствует в подрядных организациях, а также управленческую систему. Горожане, квартальные и администрация требуют от ДЭУ то, что они физически не всегда могут выполнить. А выше своей головы организация не может прыгнуть.
Например, на отдаленных территориях ДЭУ может убрать проезжую часть, но засыпать выезды из дворов. Люди жалуются. Но при этом нельзя сказать, что ДЭУ не убирает. Они одно привели в порядок, а второе нарушили. По плану они должны в следующий раз приехать через две недели. Кто в оставшееся время будет разгребать эти кучи снега? Никто.
— Частота уборки зависит от категории улицы. Есть внекатегорийные. Есть первой категории, второй, третьей, четвертой. Внекатегорийные и первую категорию чистят в ежедневном режиме. Вторую категорию — раз в трое суток. Третью и четвертую категории улиц — раз в две недели.
— Почему на ДЭУ никак нельзя повлиять?
— Так устроено наше законодательство. Квартальные лишь осуществляют контроль за внешним благоустройством. Наше дело увидеть нарушение, составить акт и отправить уведомление. Наши полномочия этим ограничены.
— А если вы отправите акт несколько раз, но ничего не происходит, то ДЭУ или управляющей компании вынесут какое-либо предупреждение?
— Есть повторные акты и трижды повторные, но ничего не меняется. Уже практически зима прошла, а дворовые проезды, которые находятся на границах территорий общего пользования, вообще не чищены. О чем здесь говорить.
— Могут ли неравнодушные граждане написать обращение в прокуратуру на основе того, что они несколько раз подавали обращение квартальному, но ситуация не изменилась?
— Не всегда. Бывают ситуации, когда квартальный несколько раз подает уведомление, и где-то ДЭУ исправляют ситуацию — включают территорию в план или чистят в свободное время. Бывают ситуации, когда ДЭУ наводят порядок, но проходит снегопад, и чистить приходится повторно. К каждой ситуации нужно подходить индивидуально. Но техники у ДЭУ для такого подхода недостает. Им положено порядка 200 «ручников» (люди, которые очищают территорию с помощью лопаты или метлы - прим. ЕАН), а у них всего 20. У нас есть тротуары, куда практически ни разу за зиму не заходит трактор, потому что они слишком узкие.
Необязательно обращаться в прокуратуру. Можно обратиться в администрацию нужного района или в администрацию города. Эффективность зависит от ситуации. Можно обратиться к квартальному, и по итогу увидеть чистую территорию, можно — в администрацию и не добиться ничего.
— Они в основном вывозят снег в ночное время, потому что днем это невозможно. Если загрузить КаМАЗ снегом днем, то он будет полдня ехать в район Свердловской ТЭЦ, чтобы вывезти снег. А трактор тем временем будет стоять на месте.
— Все из-за отсутствия ответственности?
— Да. Никто ни за что не отвечает на сегодняшний день. Лишь бы сделать. а как сделать – другой вопрос. Представьте двух дворников. У одного всегда чисто, а у другого – либо ничего не убрано, либо это происходит редко. Пресловутый человеческий фактор.
ДЭУ пытаются навести порядок, но денег нет, техника на ладан дышит, трудовых ресурсов не хватает, возможности получить трудовые ресурсы тоже нет из-за недостатка финансов. Замкнутый круг.
На сегодня нет тех кардинальных изменений, которые нужны этой системе. Все застыло на уровне в 50-ых годов. Поэтому все так плохо. Раньше тоже также плохо убирали. Тогда неравнодушные граждане брали в свои руки лопаты и убирали сами.
Анна Гринь