После нового штурма Среднеуральского женского монастыря 26 февраля 2021 года сторонники бывшего схиигумена Сергия (Николая Романова) обвинили Екатеринбургскую епархию в попытке «рейдерского захвата» с помощью волонтеров благотворительного фонда «Ника». Название этой организации не раз звучало во время предыдущих столкновений между церковными властями и последователями экс-монаха. Сами «романовцы» называют БФ «Ника» «личным боевым отрядом» епархии и правящего архиерея — митрополита Евгения (Кульберга). Инсайдеры ЕАН в церковных структурах в свою очередь отмечают, что фонд сложно отнести к агрессивным православным движениям наподобие «Сорок сороков».
«Силовой отряд епархии»
Первая информация о возможном участии волонтеров благотворительного фонда «Ника» в силовых противостояниях между епархией и сторонниками Николая Романова появилась в начале ноября 2020 года — после потасовки у храма Ксении Петербургской в Екатеринбурге.
Настоятель храма — протоиерей Георгий Бусыгин в то время открыто выступил против митрополита Кирилла (Наконечного) из-за введения в храмах мер против коронавирусной инфекции. В ответ руководство епархии сняло прот. Георгия с должности настоятеля. 6 ноября в приход прибыл новый настоятель — иерей Владимир Гливинский.
Доступ в храм попытались перекрыть люди, которые представились прихожанами церкви. В их числе был замечен представитель бывшего схиигумена Сергия Всеволод Могучев. Вместе с епархиальными священниками к приходу также прибыло подкрепление — крепко сложенные мужчины, которые вытеснили «раскольников» из церкви. Впоследствии протоиерей Георгий заявил, что епархию сопровождал собственный отряд, набранный из фонда «Ника».
«Эти люди (из БФ «Ника», — прим. ЕАН) силовым методом захватили храм Ксении Петербургской в Екатеринбурге. Храм, который они не строили, который не посещают, к которому не имеют никакого отношения. Вели себя по-хамски, уверенно, в их глазах буквально читалось: «За спиной сама Епархия», — заявил протоиерей Георгий Бусыгин.
В третий раз БФ «Ника» проявил себя, со слов сторонников бывшего схиигумена, после второго штурма Среднеуральского женского монастыря, который прошел в ночь на 26 февраля 2021 года. Уже днем в обитель на переговоры с насельниками приехало практически все руководство епархии во главе с митрополитом Евгением (Кульбергом).
А вслед за ними к монастырю подъехал президент БФ «Ника» и глава епархиального отдела по противодействию наркомании Николай Бажин. Свой визит он объяснил желанием посмотреть на то, как организована охрана монастыря. Как следует из опубликованного на YouTube ролика, представителя епархии сопровождали с десяток мужчины крепкого телосложения (один из которых заявил, что некрещеный, и его «эта кухня не интересует»). Со слов представителей охраны монастыря, Бажин вызвал сотрудников ЧОПа и вместе с ними попытался проникнуть на территорию религиозного комплекса. Противостояние закончилось захватом одного из охранных постов с последующим его уничтожением.
«По нашим данным, остановил их только личный звонок митрополита Евгения, которому были вынуждены позвонить монахини монастыря. Ведь всем верующим Екатеринбургской епархии БФ «Ника» известен как личный силовой отряд епархии. БФ «Ника» стал особенно известен после организации и захвата совместно с священниками Екатеринбургский епархии храма блаженной Ксении Петербургской в ноябре прошлого года», — говорилось в заявлении последователей Николая Романова.
«Друзья Кульберга»
Ряд источников ЕАН в епархии в свою очередь говорят, что роль сотрудников и волонтеров фонда как «боевого отряда» в истории противостояния епархии и «раскольников» все же преувеличена. Изначально он создавался для других целей.
Фонд «Ника» был учрежден еще в 2011 года при поддержке митрополита Кирилла (Наконечного), который только-только занял Екатеринбургскую кафедру. Основатель БФ «Ника» — Николай Бажин, к тому времени относительно недавно переехал в Свердловскую область. С конца 1990-х годов по 2006 годы он поочередно служил в кемеровском спецназе «Витязь», СОБРе и ОМОНе, а после ушел в бизнес. С 2008 года (согласно официальной биографии) Бажин занялся проектами по реабилитации наркозависимых, в результате чего и появился БФ «Ника»
Первый реабилитационный центр организации появился в Ревде. По словам источника ЕАН, знакомого с работой фонда, принципы работы «Ники» были похожи на екатеринбургский фонд «Город без наркотиков». Существенное отличие заключалось только в том, что Бажин позиционировал свое детище как православную альтернативу общественным организациям.
«Фонд изначально был создан для реабилитации наркоманов и алкоголиков. Поэтому надо понимать, что там работают не сестры милосердия. Одна из составляющих этой реабилитации — спорт. Они очень много занимаются спортом», — пояснил ЕАН инсайдер.
Другой источник отметил, что порядки в новом свердловском реабилитационном центре были полуармейские (сказывалось боевое прошлое Николая Бажина). Была введена система поощрений и наказаний (но без физического населения). С учетом специфики работы фонда персонал в него подбирали из единомышленников Бажина по вере.
На системе перевоспитания наркозависимых отразились также и консервативные взгляды основателя фонда. К слову, духовенство, которое окормляет воспитанников центра, также не отличается православным либерализмом. К примеру, духовником центра является протоиерей Алексий Сыской — священник известный крайне консервативными взглядами и своей жесткой позицией по отстаиванию «православных традиций». Аналогичным образом инсайдеры описывают характер преподавателя православной культуры в реабилитационном центре иерея Романа Алексанова.
По словам инсайдеров, в 2015 году протоиерей Алексей Кульберг и Николай Бажин подружились, что в конечном итоге привело к амбициозному проекту по созданию реабилитационного центра на территории монастыря Царственных страстотерпцев в урочище Ганина Яма. Уже будучи епископом, Евгений (Кульберг) с 6 октября 2017 года стал и.о. наместника обители.
Епископ Евгений (Кульберг), Николай Бажин
«Владыка принялся за дело (в качестве и.о. наместника, — прим. ЕАН) очень рьяно. Еще в эпоху игумена Феодосия (Гажи) в трудники монастыря набирали всех без разбору — и с судимостями, и непойманные преступники туда поступали. Все это вело к тому, что в монастыре регулярно происходили то драки, то пьянки среди трудников. Кому-то однажды голову проломили, а Феодосий в ответ только пальцем грозил. Епископ Евгений повыгонял оттуда всех, скажем, нежелательных личностей и стало как-то спокойно. Но по его же инициативе там открыли реабилитационный центр «Ники», — рассказал ЕАН священнослужитель, знакомый с ситуацией.
Новый центр социализации наркозависимых под названием «Царский» был открыт в обители в июне 2018 года. Однако из-за этого проекта епископ Евгений впоследствии потерял место наместника монастыря.
«В октябре 2018 года сотрудники «Ники» как-то слишком жестко наказали одного из подопечных фондов. Он обиделся и поджог центральный храм монастыря, который в честь святых Царственных страстотерпцев. После этого владыку оттуда убрали», — сказал собеседник ЕАН.
Епископ Евгений Кульберг возвращается на Урал: что ожидать от нового главы Екатеринбургской митрополии «Просто охрана»
Однако инцидент в монастыре не повлиял ни на позиции епископа Евгения, ни БФ «Ника». Православный иерарх благодаря личному патронажу патриарха Кирилла продолжал подниматься по карьерной лестнице (в августе 2020 года его перевели в Москву, а с начала декабря он возглавил Екатеринбургскую митрополию).
Благотворительной фонд «Ника» тем временем вырос из местечкового проекта. Руководство Екатеринбургской епархии все чаще стало привлекать его сотрудников и реабилитантов к крупным проектам.
«Они стали универсальными волонтерами для крупных и приходских мероприятий. На всех общегородских крестных ходах в Екатеринбурге они оказывают поддержку полиции по поддержанию порядка. Но чаще всего смотрят за тем, чтобы не было давки. Как силовую поддержку их не используют, для этого есть те же казаки и полиция. Присутствие «Ники» — это скорее для репутации самой «Ники», — отметил источник, работавший с фондом.
Движение «Сорок Сороков» было основано в Москве в 2012 году после акции, которую устроила панк-группа Pussy Riot в Храме Христа Спасителя. Активисты движения позиционировали себя как защитники храмостроительства в Москве. По утверждению лидера движения Андрея Кормухина, к 2015 году в движении насчитывалось 10 тысяч человек. Основу организации составляют крепкие мужчины, которые сопровождают крупные церковные мероприятия. Эти же люди были замечены в разгоне акций, которые устраивали ЛГБТ-активисты, и участвовали в противостоянии с жителями Москвы, которые выступали против строительства храмов. В отличие от группировок наподобие «Христианское государство», СС имеет хорошо выстроенную организацию. В 2015 году депутат Госдумы от КПРФ Валерий Рашкин обвинил организацию в поддержке неонацистской идеологии и в связях с радикальными группировками (чем и объясняется высокий уровень организации СС). Парламентарий направлял тогда запрос в ФСБ, но результаты этого обращений остались неизвестны.
В то же время опрошенные ЕАН священнослужители и близкие к епархии люди усомнились в том, чтобы реабилитантов целенаправленно использовали как «боевой отряд» по типу движения «Сорок Сороков» .
«Сорок Сороков» набирался конкретно для «защиты православия». Физической защиты. Там и состав был соответствующий — люди с навыками рукопашного боя, националисты и просто люди, которых притягивает такая тема. Захватывать монастыри и храмы силами реабилитантов — это несерьезно. Да и сам Бажин очень дорожит именем фонда. С его связями по военной службе ему проще обратиться за поддержкой со стороны», — отметил источник.
Другой священнослужитель в разговоре с ЕАН отметил, что без фонда «Ника» у Екатеринбургской епархии есть опора для разрешения спорных ситуаций: собственный ЧОП, казачьи дружины. Наконец, как отметил собеседник, в большинстве приходов Екатеринбурга есть свой актив из прихожан, который можно быстро мобилизовать на крестный ход, массовый молебен или для «защиты православных ценностей». Однако все перечисленное нельзя назвать личным «боевым отрядом» епархии, как те же «Сорок сороков».
Другой вопрос, что после смены руководства в Екатеринбургской митрополии, церковные власти по-прежнему рассматривают только мирные сценарии возвращения Среднеуральского женского монастыря. Отбить религиозный комплекс силой епархия может, но это не решит (а то и усугубит) раскол.
+7 922 143 47 42