РИА «Европейско-Азиатские Новости» на ДзенеРИА «Европейско-Азиатские Новости» вКонтактеРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ОдноклассникахРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ТелеграмРИА «Европейско-Азиатские Новости» в YouTubeРИА «Европейско-Азиатские Новости» в RuTube
[18+]
Опубликовано: 25 июня 2021 в 10:17

Отчет мэрии Екатеринбурга: эпидемия, безработица и открытия в городской экономике. Рассказываем, что изменилось за год

Мэрия Екатеринбурга на этой неделе представила депутатам гордумы отчет об итогах работы за прошлый год - документ объемом 300 страниц, плотно набитый цифрами и таблицами. В основном о том, насколько лучше стало жить в городе.
Особенностью отчета мэрии этого года является то, что это отчет о работе «другой мэрии». В феврале этого года у Екатеринбурга сменился мэр, а вместе с ним - и большая часть команды, работали весь 2020 год одни люди, а итоги этой работы представляли другие.

Основные итоги: не знаем, куда идем

Екатеринбург пережил коронавирусный год успешно, на развитие города это никак не повлияло, указано в отчете. Почти все основные параметры: средняя зарплата, оборот предприятий, объемы вводимого жилья и так далее — в плюсе. В просадке здравоохранение. Тут и коронавирус статистику подпортил, и в связи с карантином больницы перестали принимать обычных пациентов, что тоже не улучшило самочувствие населения.
С отдельными параметрами можно спорить, дискутировать, въедливо изучать их, но в целом, согласно отчету, город развивался так, как будто никакой пандемии и вовсе не было. Она максимум притормозила рост и исполнение стратегических планов.
Так, по итогам года средняя зарплата в коммерческом секторе выросла с 55 до 58 тыс. рублей, оборот крупных и средних предприятий вырос с 2 трлн рублей до 2 трлн 285 млрд, жилья в 2020 году построили 1,3 млн кв. м, а планировали 1,2 млн.
Да, экономика города частично пострадала от карантина: были запрещены массовые мероприятия, закрывались кафе и рестораны, торговые центры. Но их вклад в бюджет Екатеринбурга, как оказалось, настолько незначителен, что эти потери никак на нем не сказались. При этом оборот торговых центров Екатеринбурга оценивается в сумму 1 трлн рублей — треть от того, что дают крупные промышленные и оборонные предприятия, а вот налоговые поступления от них — менее 1%.
Об этом, кстати, весь прошлый год говорил и даже кричал депутат Александр Колесников, когда с коллегами обсуждал, кому помогать в условиях пандемии. В итоге налоговые льготы предоставили в первую очередь торговым центрам, которые и без них в общем-то выжили бы спокойно.
«Мы говорим о том, что торговля - один из фундаментов городской экономики, но в реальности налоговые поступления от них небольшие», - отметил по этому поводу в свое время в разговоре с корреспондентом ЕАН замглавы Екатеринбурга, отвечающий за финансовый сектор, Андрей Корюков.
Да, в городе выросла смертность. Но из отчета непонятно, от чего именно. Вчитавшись в цифры, можно увидеть, что, бросив все силы на борьбу с коронавирусом, городские объекты здравоохранения на какое-то время перестали лечить все остальное. Стало меньше профилактики для лиц с сердечно-сосудистыми заболеваниями, хотя это основная причина смертности в регионе, меньше выявлено онкологических заболеваний, хотя количество раковых больных при этом не изменилось, и далее по списку.
А еще из отчета мэрии становится очевидно, что существенных изменений и улучшений Екатеринбургу ждать в ближайшие годы не стоит. Чиновники живут в своей логике, своими заботами. Меняются мэры: Чернецкий, Якоб, Ройзман, Высокинский, теперь Орлов, - но отчет главы города как представлял собой свалку докладных записок, так ею и остается.
При первом чтении в нем много интересных цифр, он вызывает уважение к проделанной работе, но, вчитавшись, обнаруживаешь одну важную вещь: в нем нет разделов «Образование», «экономика», «Здравоохранение».
Вместо этого: сначала говорим о параметрах развития промышленности, затем о младенческой смертности, потом о количестве построенных спортивных объектов, а между ними зачем-то воткнуто количество кинопоказов, проведенных для населения кинотеатрами, и все это в рамках одного общего раздела. Поднапрягшись, представители мэрии смогли из этой свалки параметров представить нечто структурированное, но в самом отчете этой структуры нет.
Складывается впечатление, что в мэрии Екатеринбурга попросту нет четкого представления о том, как должен выглядеть город «завтра», нет представления о том, как должна выглядеть в идеале городская система образования или здравоохранения, какими должны в конечном счете стать дворы и общий вид города, как должны выглядеть городские парки и вообще зоны отдыха, чем и как, в конце концов, должны жить екатеринбуржцы, к какому будущему стремится мэрия и ее команда. Вместо этого набор параметров, в которых детская смертность имеет такое же значение, как количество кинопоказов. Складывается ощущение некоей инерции. К примеру, образование — его надо развивать. И по логике чиновников: строительство школ поможет этому? Давайте построим школу, а лучше две. Какие это будут школы, кто в них будет преподавать, чему научатся дети — при этом не важно, вместо этого цифры вялорастущих зарплат учителей и статистика сдавших ЕГЭ.

Демография и здравоохранение: борьба с коронавирусом обходится нам дорого

За 2020 год население Екатеринбурга увеличилось до 1 млн 528 тыс. человек — прирост составил 2 тыс. человек, в то время как в прошлые годы эта цифра увеличивалась на 7-10 и даже 12 тыс. Планировалось, что и по итогам прошлого года прирост будет 15-20 тыс. и численность составит 1 млн 544 тыс. жителей.
Но: «Недостижение прогнозного значения связано с избыточной смертностью населения и снижением сальдо миграции из-за пандемии», - значится по этому пункту в отчете мэрии.
При этом рождаемость была на уровне 2019 года: 17 тыс. против 17,7 тыс. младенцев. Тут, кстати, мы находимся на спаде, начиная с 2015 года количество младенцев ежегодно уменьшается на 1-2 тыс., начинали с цифры в 23 тыс. младенцев в год.
Основным источником прироста населения много лет уже является миграция, как россиян, так и гостей из разного зарубежья. По итогам 2020 года мигрантов переселилось в город только 4,3 тыс., хотя обычно переселяется 9-10 тыс.
Кстати, при сопоставлении этих цифр становится совершенно непонятно, как мэрия вообще планирует исправлять демографическую ситуацию и откуда должен был взяться заявленный прирост в почти 20 тыс. против «обычных» 9-10, если из года в год рождаемость и миграция просто не дают таких цифр и каких-то прорывных решений даже не разрабатывается, не говоря уж о реализации.
Любопытно, что при этом в Екатеринбурге увеличилось количество рабочих на 17 тыс. человек. Согласно отчету, количество лиц трудоспособного возраста выросло с 881 тыс. до 898 тыс. человек. Часть из них не успели уйти на пенсию до реформы, а часть — это выпускники школ, которых, благодаря буму нулевых, с каждым годом все больше.
В части здравоохранения по итогам года горадминистрация отмечает снижение общего уровня заболеваемости в Екатеринбурге с 1,5 тыс. случаев на 1000 человек в 2019 году до 1,3 тыс. случаев — в абсолютном выражении снижение на 300 тыс. диагнозов за год. В том числе онкологическая заболеваемость снизилась 2,7 тыс. случаев на 100 тыс. человек до 2,5 тыс. случаев на 100 тыс. человек. При этом первичное выявление опухолей снизилось с 395 случаев на 100 тыс. до 370.
Однако екатеринбуржцы не стали себя лучше чувствовать. Снижение параметров заболеваемости связано с другой причиной. «В результате введения ограничительных мер по защите населения от распространения новой коронавирусной инфекции СОVID-19 плановая работа в медицинских организациях была приостановлена», - отмечается в отчете главы города.
Городские объекты здравоохранения, напомним, в той или иной степени приостанавливали свою работу по приему обычных больных почти на все лето 2020 года.
В переводе с чиновничьего на русский эта оговорка означает, что где-то в городе ходит примерно 300 человек, у которых из-за пандемии не выявили рак, и порядка 3 тыс., которым лечить его из-за карантина не стали. А также то, что 30 тыс. человек за год переболели без помощи врачей, и во что это выльется, никто не знает. Смертность в городе, кстати, за год тоже выросла — примерно на 5 тыс. В мэрии отмечают существенный рост доходов похоронных компаний, в том числе и муниципальной службы.
В то же время для борьбы с пандемией было задействовано 11 муниципальных объектов здравоохранения, в которых было подготовлено и задействовано 3,5 тыс. коек для больных коронавирусом, в том числе 1,9 тыс. — для тяжелых пациентов, кому требуется обеспечение кислородом из-за пораженных легких.
Сколько человек на этих койках было пролечено и с каким результатом — в отчете не указывается. Как при всем этом за год пандемии изменились зарплаты врачей в Екатеринбурге — из отчета горадминистрации тоже непонятно.

Образование: мест как не хватало, так и не хватает

Количество детских садов в Екатеринбурге сократилось на 2, но количество занимаемых ими зданий выросло на 9 единиц — результат оптимизации системы. За год было построено 3 новых детских сада, еще 6 получили за счет возврата объектов, которые с конца 90-х занимали различные федеральные структуры. В общем зачете количество мест в детских садах города увеличилось на 1 765. А количество детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, за год выросло с 82,2 тыс. до 83,5 тыс.
Количество мест в школах Екатеринбурга за год увеличилось на 2,8 тыс. за счет строительства и сдачи в эксплуатацию трех новых зданий. Это, кстати, большая цифра, которой гордится горадминистрация, подобных показателей в городе не было 10 лет.
Однако количество школьников растет опережающими темпами — за 2020 год их стало больше на 6,9 тыс., а всего насчитывается 171 тыс. детей школьного возраста.
Количество учащихся во вторую смену тоже продолжает расти — за год с 47,6 тыс. до 55 тыс. человек. Согласно отчету, во вторую смену учатся 32% всех школьников города, и эта доля с каждым годом увеличивается на 1-2%.
Стоит отметить: в мэрии понимают, что проблему можно решить строительством новых школ. Но тут есть две проблемы. Во-первых, это дорого: строительство каждой тысячи мест — это порядка 1 млрд рублей, то есть всего нужно 40-50 млрд. И это без учета того, что еще нужно где-то найти для них учителей.
Во-вторых, сопоставляя это с цифрами рождаемости, которая снижается, непонятно, что потом делать с этими новыми школами. Через 10 лет они явно будут простаивать, а использовать пустующие здания эффективно мэрия Екатеринбурга не умеет, и, значит, их придется либо раздать федеральным структурам, чтобы не платить коммуналку, либо сдать коммерсантам, но традиционно ставки аренды будут ниже рыночных.
Бюджет будет тратиться на эксплуатацию объектов, и в чем тут выгода — одна из тайн муниципальных чиновников. К слову, на балансе мэрии, согласно отчету, находится 6 тыс. объектов нежилого фонда и 30 тыс. объектов жилого фонда, и что с ними делать, как использовать с выгодой для бюджета — екатеринбургские чиновники не знают.
За год зарплаты педагогов Екатеринбурга выросли. У сотрудников дошкольных образовательных учреждений с 31,5 тыс. рублей до 34,3 тыс., у персонала школ — с 42 тыс. до 46,8 тыс., у школьных учителей с 42,7 тыс. до 49,1 тыс. рублей.

Благоустройство и общественный транспорт: хозяйство растет, прибирать некому

Общая площадь городских дорог и парковочных карманов к ним по итогам года составила 15,7 млн кв. м — на 1,4% больше, чем по итогам 2019 года. Площадь тротуаров — 4,8 млн кв. м, +2,2% за год. Площадь остановок общественного транспорта за год увеличилась на 5,5% и составила 87 тыс. кв. м.
Размер территорий, находящихся в ведении горадминистрации, растет с каждым годом, а вот качество их уборки падает. Причем складывается ощущение, что в первую очередь - из-за некомпетентности профильных сотрудников. Так, в мэрии не смогли объяснить поразивший в этом году Екатеринбург коллапс с уборкой снега — в отчете признают, что осадков в этом году было даже меньше, чем в прошлом, причем разница существенная - в 1,7 раза.
«По результатам содержания дорог в зимний период 2020 года вывезено 963,4 тыс. тонн снега, что на 15,9% меньше, чем в 2019 году. Уменьшение вызвано количеством осадков: за I и IV кварталы 2020 года выпало осадков в виде снега 100,6 мм (за аналогичный период 2019 года — 175,6 мм)», - значится в отчете.
Для озеленени города посажено 20,3 тыс. деревьев и кустарников, устроены газоны площадью 20,1 га, цветники площадью 60 тыс. кв. м, высажено 75,2 тыс. саженцев лесных культур на земельных участках площадью 37,6 га.
В рамках реализации муниципальной программы «Формирование современной городской среды в муниципальном образовании «город Екатеринбург» благоустроено 34 двора.
В части общественного транспорта в прошлом году из-за коронавируса произошел резкий спад перевозок: с 299,2 млн до 201,1 млн человек.
Объем перевозок муниципальным транспортом сократился со 189,2 млн до 132,2 млн. Фактически перевозчики, что частные, что муниципальные, потеряли 30% доходов. На их поддержку было потрачено порядка 200 млн рублей.
Зато город приобрел 57 новых автобусов — это продолжение запущенной еще пару лет назад программы по обновлению городского общественного транспорта, за счет чего изношенные развалюхи на дорогах Екатеринбурга почти полностью заменили современные машины.
Отметим, что транспортная реформа, которой весь 2019 год мэрия пугала екатеринбуржцев, тоже никуда не делась. На фоне коронавируса о ней забыли все, но не мэрия.
Напомним, в 2019 году горадминистрация заказала большое исследование пассажиропотоков города. По итогам предполагалось принципиально изменить транспортную схему: поменять почти все маршруты, приучить население к пересадкам и организовать «двухуровневое» движение. Суть его сводилась к тому, что внутри районов пассажиры перемещаются на небольших и средних автобусах, а между районами — на магистральных автобусах большой вместимости. Анонсировалось, что все эти изменения могут вступить в силу в шоковом режиме - в течение одного месяца.
В итоге мэрия ограничилась точечными решениями.
«В целях улучшения комплексного обслуживания пассажиров в 2019 — 2020 годах выполнены полномасштабные исследования системы городского транспорта. На основании исследований утверждено постановление администрации города Екатеринбурга № 2495 от 07.12.2020 «Об утверждении документа планирования регулярных перевозок на 2021 - 2023 годы», которое предусматривает в первую очередь поэтапное внедрение сбалансированной маршрутной сети, направленной на повышение качества и безопасности перевозок пассажиров по маршрутам регулярных перевозок автомобильным и городским наземным электрическим транспортом. В целях оптимизации маршрутной сети в отчетном году закрыто З автобусных маршрута и 2 троллейбусных маршрута, изменены схемы движения автобусов, трамваев и троллейбусов (1 троллейбусный маршрут, 2 трамвайных маршрута, 32 автобусных маршрута)», - значится в отчете.

Экономика: держимся, но непонятно за счет чего и как считать

Достижение любых показателей развития Екатеринбурга зависит от темпов развития городской экономики. Успешные предприятия — это налоги и наполнение бюджета.
Одним из главных страхов 2020 года был коллапс экономики.
По итогам года, согласно отчету горадминистрации, объем отгруженных товаров, произведенных предприятиями города, вырос с 520,6 млрд до 569,4 млрд рублей. Причем основным драйвером стали обрабатывающие производства:
Обрабатывающая промышленность — антоним к «добывающей промышленности», этим термином обозначается все промышленность, которая занимается переработкой ресурсов в промышленные товары или товары потребления.
с 412,3 млрд они увеличили свои объемы отгруженных товаров до 457,1 млрд.
Как во время выступления в гордуме отметил мэр Алексей Орлов, в первую очередь город спасли выросший госзаказ, в том числе на оборонных предприятиях, и мировой спрос на сталь. Кроме того, городские предприятия оперативно перешли на выпуск востребованной в пандемию продукции: аппаратов ИВЛ, машин для обеззараживания улиц, аппаратов для обеззараживания воздуха в помещениях, медицинских масок и так далее.
Тут стоит отметить, что фактически рост оказался не таким большим. Объемы измеряются в рублях, большая часть продукции Екатеринбурга идет на экспорт — та же сталь, которой, по словам градоначальника, город обеспечивал мировые рынки, следовательно, выручка во многом идет во все дорожающих долларах.
То есть в штуках и тоннах мы производить больше не стали, но за счет дорожания доллара в рублях статистика выглядит привлекательно.
Об этом же косвенно говорит и следующая цифра в отчете главы города: официальная совокупная прибыль крупных и средних организаций города за год сократилась с 99,1 млрд рублей до 85,6 млрд.
Впрочем, тут многое зависит от конкретной сферы. Так, к примеру, согласно отчету, лекарств и медизделий город за год произвел в 1,8 раз больше, бумаги и бумажных изделий - больше в 1,3 раза, объемы производства мостовых электрических кранов вообще увеличились в 2 раза, и есть еще с десяток направлений, объемы производства по которым выросли кратно, что можно объяснить лишь увеличением валовой продукции, а не дорожанием валюты или инфляцией.
Любопытно, что оборот розничной торговли в Екатеринбурге за год вырос с 835 млрд до 850 млрд. При том что в городе на несколько месяцев закрывались торговые центры, на долю которых приходится существенная часть этого оборота, эта цифра вызывает вопросы. Тут два варианта: либо торговые центры фактически ничего не продают и основой розницы являются продукты питания, либо в мэрии не могут и не умеют считать объемы товаров, проходящие через ТЦ, и эта сфера экономики находится полностью в тени. Тогда эти цифры объясняются тем, что и раньше розница, идущая через всевозможные бутики, не учитывалась в экономике города, а рост показателей товарооборота связан исключительно с инфляцией на продукты питания, которые, кстати, примерно на столько и подорожали.
Доля занятых на крупных и средних предприятиях составляет лишь 20% от трудоспособного населения города. Еще 45,8% работают на малых частных предприятиях. При этом существенного сокращения количества этих предприятий в Екатеринбурге не наблюдается.
Вплоть до того, что один из наиболее пострадавших секторов — общественное питание — стал также и рекордсменом по привлеченным инвестициям, которые выросли в 2,9 раза, а взамен более сотни закрывшихся заведений — открылось более сотни новых.
По итогам года в Екатеринбурге отмечался взрывной рост безработицы: с 4 тыс. до 44 тыс. человек, или до 6% от трудоспособного населения. Но, как рассказал депутатам в гордуме мэр Алексей Орлов, уже по итогам первого квартала 2021 года экономика начала восстанавливаться и количество безработных сократилось до 10 тыс. человек.
В целом, согласно докладу, экономика Екатеринбурга оказалась достаточно устойчивой, чтобы пережить непростой год, в котором на несколько месяцев объявлялся карантин и люди сидели по домам. Предприятия работали и выпускали продукцию. Да, пострадала сфера обслуживания. Но и тут предприятия общепита и сами не верят, что они пострадали — 2020 год стал рекордным по инвестициям в эту сферу, а торговые центры и так хорошо живут.
Хотя рост смертности и снижение демографических показателей тоже, увы, реальность и один из итогов прошедшего года.
almaceramica
Главные новости
Из Челябинска в Беларусь: что посмотреть и как сэкономитьЭкономист Наталья Зубаревич рассказала о будущем Екатеринбурга после СВОПолпред в УрФО Жога рассказал, как избежать «афганского синдрома» у ветеранов СВОНазван срок начала нормальной работы общественного транспорта в ЧелябинскеКультурные маршруты по Екатеринбургу от Константина Панова на 15 - 17 ноября