На Среднем Урале повторяются события годичной давности, когда светские и церковные власти поспорили из-за проведения религиозного мероприятия во время очередной волны заболеваемости COVID-19.
Накануне губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев объявил о запрете на проведение традиционного крестного хода на Царские дни из-за неблагополучной эпидситуации. Примерно за полторы недели до проведения шествия.
Это решение поставило митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Евгения (Кульберга) в трудное положение. С момента назначения на кафедру в декабре 2021 года архиерей пытался избавиться от следов прошлого, когда его личность ассоциировали с погромами выставок и резкими заявлениями в адрес «противников православия». Последние полгода митрополит демонстрировал открытость и дипломатичность.
Однако крестный ход на Царские дни значит для нового архиерея слишком многое. Почему митрополит не может отказаться от крестного хода, объясняет религиозный обозреватель ЕАН Сергей Беляев.
Патриархия одобряет
По данным ЕАН, сразу после объявления о запрете на проведение крестного хода митрополит Евгений обратился за консультацией в Московскую патриархию. Как известно, патриарх Кирилл еще несколько лет назад взял под личную опеку будущего главу Екатеринбургской митрополии.
Руководство РПЦ, судя по всему, дало «добро» на проведение крестного хода и фактически - на конфликт с главой региона, о чем свидетельствует последующее заявление митрополита Евгения.
Для нашего региона привычно хождение по краю: митрополит Евгений (Кульберг) о воспитании, будущем храме и экс-схиигумене Сергии «Традиция народного шествия от Храма-на-Крови до Ганиной ямы переросла рамки так называемых «мероприятий» и стала для десятков тысяч людей священной. И нынче люди пройдут по святому пути — это очевидность. Пойдут они по безопасно перекрытым улицам? Или по узким тротуарам рядом с опасно несущимися машинами? Или «козьими тропами»? Это покажет время. В нынешней эпидемической ситуации не может быть идеальных решений. Каждый самостоятельно находит баланс между мужеством и страхом, ответственностью и смелостью, осторожностью и дерзновением. Я однозначно пойду!» — говорится в заявлении архиерея.
Притом от выпадов в адрес областных властей митрополит воздерживается, отмечая, что «решение властей, не согласовавших проведение Царского крестного хода, имеет под собой основания».
Аргументов для того, чтобы отстаивать проведение шествия именно в этом году, а не в следующем, как предложил губернатор, у главы Екатеринбургской митрополии с точки зрения церковной иерархии достаточно.
Идеологический аргумент
Митрополит Евгений (Кульберг) в отличие от своего предшественника (и наставника) митрополита Кирилла (Наконечного) является рьяным почитателем Николая II и его семьи. Для понимания следует вспомнить о том, что духовной жизнью Кульберга еще в конце 1990-х годов руководил легендарный в церковных кругах протоиерей Александр Шаргунов.
Этот священник в первую очередь известен как почитатель царской семьи (еще до ее канонизации) на уровне депутата Госдумы Натальи Поклонской. Кроме того, протоиерей Шаргунов не скрывал того, что он монархист и приверженец ультраконсервативных (местами даже националистических) взглядов. Духовное окормление под руководством монархиста-царепочитателя наложило отпечаток на мировоззрение тогда еще мирянина Алексея Кульберга.
Это отразилось и на его пастырской работе. Оказавшись в Екатеринбурге в 2012 году, уже протоиерей Алексей Кульберг начал бурную деятельность по продвижению семьи последнего императора Николая II. Так, в 2017 году с его подачи в городе и области началась рекламная кампания по продвижению «церковной версии» биографии Романовых. К слову, как раз в год премьеры скандально известного фильма Алексея Учителя «Матильда».
Наконец, еще одна примечательная деталь — в 2016 году, когда Алексей Кульберг принимал монашество для получения епископского чина, он взял себе имя Евгений. В честь доктора Боткина, расстрелянного вместе с царской семьей в подвале дома Ипатьевых в 1918 году.
Понятно, что при таких взглядах вопрос проведения царского крестного хода для митрополита Евгения — дело чести. Тем более впервые ему представилась возможность возглавить шествие в качестве руководителя епархии. Следует отметить, что с 2013 года архиерей не пропускал ни одного крестного хода, но прежде он выполнял сопровождающую роль.
Триумф над Сергием
Для митрополита Евгения планируемый крестный ход — возможность публично показать себя победителем недавнего раскола. В прошлом году Царские дни проходили в напряженной обстановке: еще с 15 июня 2020 года епархия утратила контроль над Среднеуральским женским монастырем, где бывший схиигумен Сергий (Николай Романов) собирал своих сторонников.
В итоге в ночь на 17 июля в Свердловской области прошло два «царских» крестных хода. При этом некоторые сторонники Романова побывали и там, и там. Митрополит Кирилл до конца своего правления на екатеринбургской кафедре так и не смог справиться ни с бывшим схиигуменом, ни с мятежным монастырем.
На этом фоне митрополит Евгений (Кульберг) в этом году, как поясняют источники ЕАН в епархии, планировал пройти еще и как триумфатор. С его приходом РПЦ вернула контроль над монастырем, сторонники Романова были разогнаны. А сам бывший схиигумен - изолирован от финансовых потоков и своих адептов. Формально раскол преодолен, а ученик (митрополит Евгений) превзошел своего наставника и предшественника (митрополита Кирилла).
Поэтому предложение губернатора Евгения Куйвашева провести крестный ход в следующем году для самого архиерея неприемлемо с точки зрения внутрицерковной политики и личных амбиций. К тому времени утратится послевкусие победы.
Губернатор не указ
Сам спор между светскими и церковными властями из-за крестного хода напоминает конфликт, который возник между Евгением Куйвашевым и митрополитом Кириллом из-за празднования Пасхи в 2020 году.
В преддверии главного для верующих события губернатор призвал православных в условиях пандемии коронавируса встречать Пасху дома. В ходе дискуссии Куйвашев апеллировал и к авторитету патриарха, который в то время и сам просил верующих соблюдать самоизоляцию.
Митрополит Кирилл в свою очередь отказался ограничивать доступ людей в храмы, ссылаясь на то, что в регионе продолжают работать магазины и общественный транспорт. По его словам, попытку закрыть церкви в преддверии Пасхи православные не понимают и не принимают. Впрочем, в итоге губернатор и митрополит договорились не закрывать храмы при условии соблюдения коронавирусных ограничений.
В этом же году Евгений Куйвашев вряд ли сможет призвать на помощь авторитет патриарха, который благосклонно относится к митрополиту Евгению. Кроме того, предстоятель РПЦ не отслеживает статистику заболеваемости в регионах. Да и недавнее проведение «Иннопрома», по словам наших инсайдеров, дало дополнительные козыри архиерею в переговорах с патриархией.
«Не следовало бы стигматизировать верующих как виновников распространения инфекции. Наша цель не смерть от страха перед коронавирусом или от самого коронавируса, а жизнь с Богом и в любви к ближнему», — парировал митрополит Евгений.
Будут ли разгонять крестный ход?
Как было сказано выше, митрополит Евгений не намерен конфликтовать с областными властями.
«Сейчас некоторые верующие не стесняются в выражениях в адрес губернатора. Но сам владыка планирует договориться с губернатором, ведь владыке Кириллу удалось отстоять Пасху», — сказал священнослужитель из окружения митрополита Евгения.
По его словам, у митрополита есть основной довод — епархия не в состоянии развернуть паломников, которые уже отправились в Екатеринбург.
«Люди все равно пойдут (крестным ходом — прим. ЕАН). Мы ожидаем, что паломников будет даже больше, чем в прошлом году. Уже все привыкли, перестали бояться. Хотят этого они (областные власти — прим. ЕАН) или нет. Не будут же нас дубинками разгонять», — резюмировал инсайдер.
ЕАН будет следить за развитием событий.
Есть новость — поделитесь! Мессенджеры ЕАН для ценной информации
+7 922 143 47 42