Полки свердловских магазинов не опустеют, несмотря на санкции и сложности с импортом. Об этом заявили в ходе пресс-конференции ретейлеры, юристы и представители власти. Они рассказали о главных трендах в торговле.
В приоритете – местные производители
По данным министра агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области Артема Бахтерева, за четыре месяца товарооборот в регионе вырос на 15%. По его словам, среди основных тенденций – переориентация на местных производителей. Министр отметил, что сотрудничество сетей с фермерами позволяет не только получить качественный продукт, но и существенно сэкономить на транспортировке.
Его слова подтвердила и директор департамента по категорийному менеджменту сети «Магнит» Кристина Аветян. По ее информации, сеть прикладывает все усилия, чтобы потребитель не заметил произошедшие изменения. Представители «Магнита» были вынуждены перестроить существующие цепочки поставок и в некоторых ситуациях изменить поставщиков. Сейчас сеть работает с 5 500 производителями товаров, 40% из них – региональные поставщики, в том числе фермеры. У них «Магнит» закупает молочную и мясную продукцию, овощи и фрукты. Доля иностранной продукции в прилавках магазинов – всего 10%.
Аветян добавила, что недавно сеть столкнулась с нехваткой некоторых позиций. Причина состояла в том, что поставщики меняли упаковку товаров, а на это требовалось время. Однако, по словам представителя «Магнита», задержка была несущественной. Более того, в магазинах чаще всего есть аналог уходящим компаниям.
«Яркий пример – Coca-Cola. Мы до сих пор официально не получали отказа о поставках, производитель сейчас испытывает сложности с обеспечением площадок и функционированием.
Однако у нас есть производитель «Очаково», который делает не уступающий по качеству и вкусу аналог. С 15 июня у нас есть в регулярных продажах аналоги Sprite, Coca-Cola и Fanta», - заверила Аветян.
Вместо таиландских манго – узбекская айва
После введения антироссийских санкций изменилась структура импорта продуктов. По словам заместителя руководителя управления Россельхознадзора по Свердловской области Светланы Тереховой, обновился состав поставщиков. Если раньше животноводческие товары привозили из Евросоюза, то сейчас рынок переориентировался на Белоруссию. Доля страны в импорте увеличилась вдвое – с 40% до 80%. Также появились поставки мяса из Парагвая, Бразилии, Турции.
Овощи в Россию теперь везут из стран Таможенного союза – ввоз оттуда вырос на 50%, из стран СНГ – на 70%. Поменялась и структура стран, поставляющих фрукты. По словам Тереховой, ушли Таиланд, Вьетнам, Израиль, Эфиопия. В лидеры вышли Узбекистан, Таджикистан, Киргизстан, Армения, Казахстан, Туркменистан.
Ассортимент тоже изменился, но несущественно. «Экзотические фрукты Узбекистан заменил айвой, арбузами, виноградом и так далее», – уточнила Терехова.
Часть производителей осталась на российском рынке, несмотря на трудности с логистикой. Они стали возить товары через Казахстан. К их числу представители Россельхознадзора отнесли Китай, Сербию.
Сокращения ассортимента не избежать
Большие ставки эксперты делают и на параллельный импорт, который 28 июня легализовал президент России Владимир Путин. Однако, по словам старшего партнера юридической фирмы Intellect Романа Речкина, параллельный импорт не закроет проблему поставок полностью даже того же «Магнита».
«С параллельным импортом есть проблема. Правообладатель имеет возможность контролировать объем продукции, который реализуется на рынке. Россия может купить товар через Казахстан. Но есть простой пример.
Дилер в Казахстане продает в среднем 100 тыс. единиц в квартал, но сейчас из-за России он продал миллион. Правообладатель после этого начинает задавать вопросы, начнет контролировать и имеет права разорвать дилерский контракт. То есть параллельный импорт возможен только при маленьких партиях», - утверждает юрист.
«С учетом юридических моментов мы не видим оснований, чтобы делать панические заявления. С голоду не помрем, но сокращение ассортимента товаров будет точно, определенные товары в Россию просто не завезут. Виски Johnnie Walker, например. Также не избежать роста цен из-за затрат на упаковку и на доставку», - подытожил эксперт.
Екатерина Землянская