Традиционное летнее екатеринбургское развлечение – международная промышленная выставка «Иннопром», слава богу, закончилась на прошлой неделе. Тридцать тыс. человек больше наконец-то не стоят в пробке на Луганской — в ней неподготовленные гости города проводили за рулем по часу свободного времени. Но пробка от организаторов не зависит. Так что если совсем перестать придираться, то можно констатировать: выставка в целом удалась.
Мы ездим на выставку каждый год и много лет подряд. Были времена взлетов — когда к нам приезжал президент Путин, были совсем грустные годы — когда в 2020 году из-за ограничений был применен жалкий онлайн-формат. Что можно сказать о выставке-2022 в ситуации, когда Россия находится в санкционной и политической петле?
Все меньше крупных компаний на полном серьезе тратятся на стенды. И это объяснимо: то, что мы в прошлые годы видели как картинку в телевизоре, новейшие трамваи, самолеты, экскаваторы, выставляли крупные и крупнейшие компании, чья задача была привлечь внимание чиновников в надежде на госконтракт. Сейчас все зачастую заранее понятно, кто и на что контракт получит, новое государству не ко времени.
На «Иннопроме» всегда большую часть экспонентов составляли средние и малые компании. И пусть они не делают поезд или кювез, а конкретные запоры для абстрактных труб, но делают это хорошо. Именно они сейчас в самой странной ситуации: им нужен внутренний, российский заказчик.
И он как бы должен быть — ведь все «Автовазы», УВЗ и прочие «Москвичи» больше не могут покупать импортные запчасти.
Но пока импортозамещение у нас работает все чудеснее и чудеснее. Просто нет - или крайне мало – того, что помогает производить привычные всем вещи. Ну, например, есть уральская компания, которое делает элементы автомобильной подвески: все эти торсионы-рессоры-стабилизаторы. Может поставлять кому угодно — хоть для президентского Aurus, хоть для бюджетной «Весты». Чтобы делать детали хорошо, по точным чертежам, из хорошего российского металла, нужен качественный инструмент. Его всегда покупали за рубежом, теперь поставок больше нет. Китайский инструмент не дает точности.
«Хоть бы кто-нибудь импортозаместил нам резаки», – грустно просит представитель завода.
То есть средние компании тоже отчаянно нуждаются в импортных запчастях. Приходится смотреть уже на малый бизнес.
И ведь именно небольших компаний на форуме было в этом году больше всего. У некоторых даже приличного стенда не было, они привезли и чуть ли не на газетке разложили то, что делают в своих небольших цехах, на своих не самых современных станках или на 3D-принтерах. А средним компаниям дали возможность поговорить 10-15 минут с директорами по закупкам крупных российских компаний (это новый формат – форум компонентов). И с этой точки зрения выставка полностью удалась: люди приехали и получили надежду на заказы и новую работу. Насколько эти надежды сбылись, посмотрим через год – сколько этих компаний вернутся на «Иннопром»-2023.
Юлия Литвиненко