РИА «Европейско-Азиатские Новости» на ДзенеРИА «Европейско-Азиатские Новости» вКонтактеРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ОдноклассникахРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ТелеграмРИА «Европейско-Азиатские Новости» в YouTubeРИА «Европейско-Азиатские Новости» в RuTube
[18+]
Опубликовано: 14 декабря 2022 в 13:44

Цифровой апокалипсис: свердловские больницы лишились сервисов на 1,8 млрд рублей

Свердловские власти столкнулись с идеальным срывом программы цифровизации региональной медицины. Деньги из федерального бюджета исправно потрачены на программы и оборудование, которые работают настолько криво, что усложняют работу врачам и жизнь пациентам, особенно инвалидам, оставшимся без выплат. Сколько еще сотен миллионов рублей и времени нужно на преодоление цифровой отсталости, кто виноват и что делать – в этом пытался разобраться ЕАН.

Идеальный цифровой мир

Итак, региональные Минздрав и Минцифры потратили сотни миллионов рублей из программы «Цифровой контур здравоохранения». Этот документ с казенным названием обещал свердловчанам поистине фантастические возможности: от телемедицины (консультация врача онлайн) до возможности иметь электронную медкарту и все медицинские документы в доступе в любой больнице любого региона. С 2019 по 2024 год на создание медицинской экосистемы федеральные власти выделяли 3,25 млрд рублей. Из этой суммы, разделенной по годам почти равными частями, больше половины уже потрачено через систему госконтрактов на цели, прописанные в паспорте.
- 28 514 автоматизированных рабочих мест (АРМ) – компьютеров, позволяющих оцифровывать обращения граждан в поликлиниках и прочих местах их "соприкосновения" с врачами;
- ведение электронного расписания приема врачей;
- ведение электронных медицинских карт пациентов в соответствии с клиническими рекомендациями – хрустальная мечта человека, чьи бумажные истории болезни теряются или оказываются недоступными в больницах не по прописке;
- создание защищенного архива юридически значимых медицинских документов, в том числе снимков и визуализированных анализов;
- формирование автоматической выгрузки счетов за оплату лечения в ТФОМСы;
- возможность передачи информации о пациенте как на верхний уровень – в региональный и федеральный Минздравы, так и во включенные в единый цифровой контур подсистемы.
В последнем пункте речь идет о подсистемах, собирающих сведения про пациента (анамнез, аллергии и прочее) для врачей скорой помощи, для аптечной сети (там будут видеть все выписанные льготные рецепты) и лабораторий, чтобы результаты анализов навсегда оставались в архивах.
Кроме того, в общий цифровой контур регионального здравоохранения должны входить системы наблюдения за онкопациентами с момента первого их обращения к врачу, мониторинга беременных и пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями, а также телемедицинские консультации и диспансеризация.
Все вышеописанное по замыслу должно работать, как, например, в Москве. Там каждый желающий имеет возможность и записаться к врачу через приложение в своем смартфоне, и быть уверенным, что доктор увидит всю историю болезни.
В случае перегрузки той или иной поликлиники цифровая экосистема позволит найти подходящего специалиста в другом подходящем месте.

Суровая аналоговая реальность

Свердловской области до идеальных конструкций пока далеко. Несмотря на то, что проект цифровизации медицины проводится и финансируется более трех лет, регион находится в седьмом десятке рейтинга цифровой зрелости субъектов РФ. Этот термин родился в среде создателей сервиса Госуслуги, функционал которого является идеалом легкости и скорости получения документов, справок и прочих продуктов госбюрократии.
Сразу несколько собеседников в медучреждениях области и в Екатеринбурге рассказали о том, что больницы не могли отправить документы, а учреждения медико-социальной экспертизы – принять их. В результате у людей с инвалидностью зависли пенсии и пособия, которые без подтверждения не выплачиваются.
«В поликлиниках и больницах скандалы – люди обвиняют в этом нас. Но мы ли отвечаем за несостыковку и рассогласованность работы медицинских информационных систем (так называемых МИС прим ЕАН)?» - жалуется высокопоставленный собеседник агентства, пожелавший остаться неназванным. Он называет этот сбой глобальным.
На фоне проблем, возникших у свердловских инвалидов, невозможность записаться к участковому врачу или узкому специалисту через Госуслуги или другие государственные сайты едва ли можно назвать проблемой. Хотя в технологическом смысле она весьма показательна и демонстрирует упомянутую цифровую незрелость: продвинутый во многих процессах Екатеринбург не может организовать полноценную дистанционную запись к врачу. В то же время жители городов Свердловской области такую возможность имеют. Об этом рассказала ЕАН депутат свердловского Заксобрания Екатерина Есина. О том, что в третьем квартале 2022 года услугой записи могли воспользоваться лишь 26% свердловчан, а в октябре – уже 52%, с оптимизмом докладывал и глава свердловского Минцифры Михаил Пономарьков. Кстати, с начала года именно он, а не Минздрав отвечает за создание цифрового контура здравоохранения.

Война всех против всех

Парадоксально, но причиной цифрового апокалипсиса стала попытка встроить свердловские больницы в единый цифровой контур российского здравоохранения. Так считают все опрошенные собеседники. В свердловской медицине действуют три медицинские информационные системы, или МИСы – МИР («Медицинская интегрированная регистратура»), «Промед» и ЕРМИС (Единая региональная медицинская информационная система).
Первая традиционно использовалась в большинстве больниц Екатеринбурга и до сих пор считается прогрессивной. Вторая, программный продукт Ростелекома, чаще всего встречалась в больницах за пределами областного центра, а ЕРМИС стала частью федеральной системы, новой цифровой платформой для свердловских медиков. Именно в нее по программе цифровизации встраивают разнообразные МИСы, функционалом которых в 2018 году хвастались перед тогдашним главой федерального Минздрава Вероникой Скворцовой. В новой реальности достижения тех лет оказались проблемой коммуникации – их очень сложно приспособить к работе в федеральном цифровом контуре.
«Видите ли, ни одна из подсистем полностью не стыкуется ни друг с другом, ни МИРом, ни с «Промедом», ни с ЕРМИС. И получается, что акушеры заводят данные в «Промед», а потом – то же самое – в свою акушерскую систему. В нашей больнице с «Промедом» взаимодействовала своя информационно-лабораторная подсистема, которая позволяла загружать результаты анализов конкретного пациента в общую – а главное, прозрачную для всех – базу данных. Но год-полтора назад Минздрав организовал конкурс и закупил систему «Ариадна».
После ее установки получилось, что оказалась разрушена старая – новая не «дружит» ни с аппаратурой, ни с «Промедом». Теперь, например, анализы нужно заносить вручную в «Ариадну», и в «Промед», и еще в одну, если нужно», - рассказывает руководитель одной из областных больниц.
По его словам, с цифровизацией работы врачам на самом деле только добавилось. Ему, как и многим главврачам, на рутинную работу приходилось нанимать операторов, которые занимаются переносом одной и той же информации в разные информационные системы.
В Екатеринбурге ситуация не лучше. В «городской» системе МИР у офтальмологов, травматологов, патологоанатомов, дерматологов, акушеров были свои, более-менее «дружащие» с основной, подсистемы. Однако при попытке вписать их в новый цифровой контур, в ЕРМИС, случаются масштабные сбои. Например, при очередной попытке связать с ней систему МИР одной из больниц Екатеринбурга работа клиники встала на несколько часов. Информационную систему пришлось перезапускать вручную в десятках кабинетов. Апокалипсис разной степени тяжести периодически возникает везде, когда необходимо использовать электронную запись. Нередко, чтобы избежать штрафов, медики сначала записывают данные пациента на бумагу, а позже – когда снижается нагрузка на сеть – заносят в информацию в систему.

Цифровые миллиарды

Описанные сбои в свердловских больницах начали возникать еще в начале года. Как это ни парадоксально, но проблемы начались после того, как региональные власти начали тратить деньги по программе цифровизации. В 2019 году Москва выделила на эти цели 357 млн рублей, в 2020 – 1,13 млрд, в 2021 и 2022 – 339 и 469 млн рублей соответственно, в 2023 и в 2024 гг. программа предусматривает по 478 млн рублей.
Деньги с уверенным размахом стал осваивать «Медицинский информационно-аналитический центр», который был исполнителем проекта и до конца 2021 года подчинялся свердловскому Минздраву. С 2022 года МИАЦ стал называться «Центром цифровой трансформации здравоохранения» и перешел в подведомственность свердловского Минцифры. Самая затратная статья расходов – закупка компьютеров, так называемых автоматических рабочих мест (их по паспорту проекта должно быть 28 514 единиц). Судя по сайту Госзакупок и бизнес-справочнику «ЛИК:Эксперт», на протяжении 2020 года МИАЦ организовывал серию закупок вычислительной техники на сумму от 28 млн до 179 млн рублей. Какие-то из торгов отменялись антимонопольной службой России, какие-то – местным начальством, но с уверенностью можно сказать, что на приобретение компьютеров к 2022 году ушло не менее 250-270 млн рублей. Как показывает система мониторинга контрактов, один из самых крупных лотов – на 175 млн рублей – получило свердловское ООО «ИК Хост». Эти коммерсанты конкурировали с москвичами, работающими в той же сфере, ООО «Софтлайн проекты» (известный поставщик госкомпаний).
Всего же за с 2019 по 2022 год только на цели цифровизации медицинских учреждений и включение их в федеральный цифровой контур было заключено более 200 контрактов на сумму более 2 млрд рублей.

Золотая шина

Собеседники ЕАН отдают должное: большинство людей, выстраивающих цифровой контур, понимали его необходимость. Во второй половине 2020 года и до конца 2021 были попытки создать так называемую шину, позволявшую «сшить» все системы и подсистемы с федеральным контуром. Шина позволяла спасти действующие в регионе МИСы МИР и «Промед», к которым уже привыкли врачи, а также обеспечить их коммуникацию с любыми подключаемыми расширениями.
Замысел был хороший, однако технологические решения принимались неадекватные, говорят наблюдатели.
«В результате в 2021 году МИАЦ купил интеграционное решение (программно-аппаратный комплекс – шину, прим ЕАН), но в процессе внедрения поняли, что оно не работает: коммуникации между имеющимися программами по-прежнему нет, мощностей серверов не хватает. Создали ужас: врачи начали заносить сведения, часто дублированные, в разные системы.
Вместо купленной шины стали использовать наиболее подходящую для обобщения данных систему - онкологический «ОНКОР». Данные в Москву по этому каналу передавали от безвыходности», - рассказывает Екатерина Есина.
О сомнительной трате бюджетных денег на бесполезную шину ЕАН рассказал и еще один осведомленный собеседник. Исходя из имеющихся данных, речь идет госзакупке № 32110732553 от 15.10.2021 (223-ФЗ). На сайте www.zakupki.gov.ru она названа так: «Создание отраслевого компонента «Подсистема управления информатизацией здравоохранения Свердловской области» в рамках реализации проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)». Стоимость приобретения составила 78,92 млн рублей, заплаченных ООО «Асофт21» из Чебоксар, причем ранее эта компания в многочисленных торгах замечена не была.
Инсайдеры агентства говорят, что к самому продукту вопросов нет. «Есть вопросы к тому, кто подбирал продукт для работы на свердловской инфраструктуре», - резюмирует собеседник.
Ранее ЕАН писал, что эта закупка была сделана, когда МИАЦ возглавлял Сергей Шалимов, пропавший весной 2022 года.
По данным Екатерины Есиной, проверка работы автоматизированных рабочих мест в ряде больниц показала, что производительность купленных в 2020-2021 годах компьютеров далека от идеальной. Нередко они просто не используются, поскольку, судя по всему, могли быть куплены лишь для освоения денег по проекту. Но формально контракты выполнены, претензий нет.

Ненужная прозрачность

Сделать объективные выводы о состоянии цифровизации свердловской медицины довольно непросто. С одной стороны - Минцифры, не всегда готовое к откровенности, с другой – собеседники, анонимно критикующие нововведения в конкретных случаях. Все это не дает общей картины, тем более что на запрос ЕАН о состоянии дел по проекту в Минцифре не ответили. Именно поэтому приходится пользоваться данными системы госзакупок, инсайдерской информацией и оценками.
Одну из них дал министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко, посещавший Екатеринбург в конце ноября. Именно тогда он задал встречающей стороне вопрос: где 1,8 млрд рублей, которые были выделены на проект? Именно в эту сумму условно оцениваются потерянные свердловчанами медицинские сервисы.
Пока же глава свердловского Минцифры Михаил Пономарьков публично заявляет о хорошей динамике цифровизации. Как следует из его доклада на октябрьском форуме «Инфотех» в Тюмени, успехом проекта можно считать шестикратное увеличение объема электронных документов за период с IV квартала 2021 по октябрь 2022 года, а также внедрение системы для врачей неотложки, упомянутой выше АДИС.
«На самом деле это – тупик: и средства потрачены, и ничего толком не работает», - резюмируя, отвечает на вопрос один из главврачей больницы областного города.
По его словам, выход из него один – провести честный аудит того, что закуплено, определить сроки и количество денег. Ответов пока нет.
Арсений Ваганов
almaceramica
Главные новости
В Минобороны открестились от свердловского депутата Коробейникова после скандала с СВО«Кормим такси или пропускаем школу»: екатеринбуржцы пожаловались на транспортДля жителей Свердловской области резко повысится плата за электроэнергиюЦентр для борьбы с детскими суицидами появится в ЕкатеринбургеКакие машины разрешили возить из Японии и сколько они стоят в ЕкатеринбургеКультурные маршруты по Екатеринбургу от Константина Панова на 22 - 24 ноября