Обвиняемый в особо тяжком преступлении — пособничестве в убийстве по найму — ранее судимый за разбой и покушения на убийство экс-руководитель екатеринбургской ОПГ «Центр» Михаил Клок пытается избежать наказания. Он дает показания на других фигурантов, коллекционирует справки о проблемах со здоровьем и демонстрирует финансовую несостоятельность.
В недавнем прошлом такая тактика была успешна: Клок получал минимальные сроки или вообще уходил от наказания. Шансы обмануть Фемиду и в этот раз достаточно высоки. Подробности — в материале ЕАН.
В Екатеринбурге сейчас идут сразу два резонансных процесса по делам давно минувших дней – процесс по делу Насими Мамедова и по делу в отношении экс-лидера ОПГ «Центр» Михаила Клока. Очередное заседание по последнему пройдет 29 июня.
Обвиняемый в особо тяжком преступлении — организации заказного убийства — снова может «отделаться легким испугом»: он заключил досудебное соглашение в обмен на ценную для следствия информацию. В результате в случае обвинительного вердикта приговор будет исчисляться по нижней планке.
Касается дело давней истории — заказного убийства, произошедшего в декабре 2000 года. Тогда у двоих друзей и бизнес-партнеров — Алексея Зубакина и Дмитрия Дейча - произошел в конфликт. Последний, бывший в приятельских отношениях с Клоком, обратился к нему для ликвидации своего друга и компаньона. Цена жизни Алексея Зубакина — от 10 до 17 тыс. долларов США (точная сумма в ходе следствия не установлена, так как показания фигурантов преступления разнятся).
Дмитрий Дейч внезапно скончался 22 апреля текущего года. А Михаил Клок делает все, чтобы избежать наказания. Отметим, кунштюк с тем, чтобы «скостить срок», удавался Михаилу Клоку уже пару раз. В 2013 и 2014 годах он уже был судим за особо тяжкие преступления — разбой и покушения на убийство, но каждый раз заключал досудебное соглашение со следствием, давал показания на других, получал минимальный срок и выходил на свободу.
Судом и следствием ранее было установлено, что Михаил Клок был руководителем организованной преступной группы. Его группировка была создана в начале 2000-х годов как самостоятельная, однако большинство СМИ по материалам органов следствия не делают различия между существовавшей тогда ОПГ «Центр» и бандой, созданной Клоком. В нее входило семь человек.
Как написано в приговоре Верх-Исетского районного суда Екатеринбурга, с 2003 по 2006 годы Клок и члены его группировки совершили ряд разбоев и грабежей. В частности, напали на салон швейцарских часов «Студия времени» и несколько строительных компаний (похищены спецтехника и строительное оборудование).
Самым резонансным эпизодом в деле стало покушение на убийство бизнесмена Александра Касьянова в июле 2004 года в центре Екатеринбурга. Как следует из материалов дела, на тот момент у предпринимателя возник конфликт с ныне покойным основным владельцем «Уралтрансбанка» Валерием Заводовым из-за долга 119 млн рублей.
Последний, по версии следствия, высказал желание рассчитаться с должником, и члены группировки Клока согласились «выполнить контракт» за 50 тыс. рублей. В результате в окно спальни Александра Касьянова прилетела граната. По счастливой случайности Касьянов и его супруга получили только легкие ранения.
За покушение на убийство общеопасным способом в составе организованной группы Михаил Клок получил лишь 4 года лишения свободы, из которых год вычли за пребывание в СИЗО. А вот киллер, на которого указал Клок и который, по словам разговорчивого лидера ОПГ, и подвешивал гранату к форточке в спальне супругов Касьяновых, — литовец Ромас Замольскис — получил 16 лет "строгача" и систематические отказы в выходе по УДО.
Мягкий приговор Клоку и суровый Замольскису был вынесен в 2016 году, а за год до этого другой екатеринбургский суд, Кировский, закрыл дело, по которому Михаил Клок проходил подсудимым. Оно касалось оптовой базы по улице Комсомольской, 73. До 2005 года данный актив принадлежал семье Буцыриных, однако через серию сделок перешел под контроль Михаила Клока. Пострадавшие бизнесмены сумели добиться суда только к 2014 году. И то первоначально судья вернул дело в прокуратуру.
Лишь со второй попытки суд начал рассматривать дело о похищенной базе, но в 2015 году прекратили в связи с истечением срока давности. Имущество вернулось законному владельцу. Впрочем, по некоторым данным, этому могло способствовать давление на Клока со стороны силовиков. В частности, СМИ сообщали о том, как наш герой, находясь под стражей, оформлял дарственную на контролирующее базу ООО. Взамен жизнь Клока в пенитенциарных учреждениях стала спокойнее. Никаких достоверных фактов, помимо транслировавшейся в ряде изданий видеозаписи, пока не представлено.
У нас нет достоверных подтверждений этим фактам, однако налицо очень мягкое отношение к Михаилу Клоку со стороны силовиков. Отметим, особый подход наблюдается и в текущей судебной истории. Правоохранительные и судебные органы оказались на удивление снисходительны к обвиненному в пособничестве в убийстве по найму.
Его, задержанного при попытке покинуть территорию РФ, отпустили под домашний арест, где он и содержался больше года. За это время Клок сумел поправить свое здоровье — у него, по некоторым данным, была серьезная кардиологическая патология. Для ее лечения ему даже приходилось летать в Москву в ФГБУ «Федеральный научно-клинический центр специализированных видов медицинской помощи и медицинских технологий ФМБА России», а также экстренно заказывать частный самолет для покупки лекарств. К слову, это стало причиной того, что в прошлом году Клок сумел объявить себя банкротом.
В декабре 2022 года Арбитражный суд Свердловской области ввел в его отношении процедуру реализации имущества. Заявление о собственном банкротстве авторитетный бизнесмен подал, поскольку задолжал 7,15 млн рублей. Эти деньги он в декабре 2021 года занимал на лечение, но не смог отдать в срок. По словам самого Клока, эти деньги были потрачены на оплату медицинских услуг и препаратов, а также на перелет в частном самолете в экстренном порядке для покупки лекарств. Деньги планировал отдать, но из-за ухудшения состояния здоровья с начала 2022 года не смог вернуться к работе.
«Самочувствие» бывшего лидера боевиков ОПГ «Центр» стало причиной и многочисленных переносов судебных заседаний по текущему делу. Всякий раз, как наступает день общения с Фемидой, Клок предоставляет справку об удручающем состоянии своего здоровья. Гуманный российский суд вынужден всякий раз идти навстречу. Ряд экспертов отмечают, что велика вероятность того, что и 29 июня подсудимый скажется нездоровым и заседание вновь будет отложено.
Каждый бюллетень Михаила Клока отдаляет нас от событий декабря 2000 года, которые ему вменяют. Вместе с тем исчисляется и срок давности. Как следствие, не исключен и совсем успешный для подсудимого исход — даже при обвинительном вердикте избежать наказания за организацию убийства в декабре 2000 года.
Вообще благосклонность к Михаилу Клоку поразительна. Несмотря на то, что фактически он является организатором преступления - получил деньги, нашел исполнителя, определил место убийства, организовал встречу заказчика с исполнителем, фактически координировал действия последнег - гуманные представители силовых структур квалифицируют его действия как пособничество. Устами правоохранителей Клок только содействовал совершению убийства Алексея Зубакина, а не руководил его исполнением.
Примечательно и то, что, согласно имеющимся в деле показаниям ряда свидетелей, все прошедшие два десятилетия наш герой получал финансовую выгоду, в том числе от покойного Дмитрия Дейча. Например, один из свидетелей утверждает, что Дейч оплатил первоначальный взнос по ипотеке Клока, а затем продолжал вносить за него взносы.
Вероятно, некие договоренности с лидером ОПГ не позволяют привлечь его по всей строгости закона. Пока он «в шоколаде»: как банкрот, он не должен платить потерпевшим по их искам, а как заключивший досудебное соглашение — с высокой долей вероятности снова получит в суде минимальное наказание, а возможно, даже совсем его избежит.
ЕАН следит за развитием событий.