Здравствуйте, уважаемые читатели ЕАН. Уходящая неделя вновь была богата событиями. Нет, самолеты в этот раз на пшеничные поля не садились — они только ломались и задерживались, но, кроме времени пассажиров, потерь не приносили. В подмосковной Балашихе в доме взорвался газ: погибли семь человек, в том числе, двое спасателей, пытавшихся помочь пострадавшим. В Нагорном Карабахе прошли инициированные Азербайджаном «антитеррористические мероприятия локального характера». В результате событий погибли шесть российских миротворцев — расследованием обстоятельств происшествия занимаются следственные органы России и Азербайджана.
В Екатеринбурге было спокойнее. На свое первое заседание собралась новоизбранная городская дума. В зале заседаний было 33 из 35 депутатов. Почему не было одномандатника от микрорайона Компрессорный Михаила Вечкензина и «списочника» Антона Швалева — загадка. Впрочем, отсутствие двоих единороссов никак не повлияло на ход думской сессии. Итог: ответа на главный вопрос предыдущей недели, станет ли декан факультета политологии и социологии УрФУ Анна Гурарий вторым лицом екатеринбургской публичной политики, — нет. Депутаты отложили избрание спикера «на потом», ограничившись выборами двух заместителей. Первым замом стал ветеран екатеринбургской политики Михаил Матвеев (он будет и. о. председателя, пока точки над «ё» в вопросе Анны Гурарий не будут расставлены), простым вице-спикером — руководитель компании «Агро-Актив» Илья Бондарев.
Гораздо интереснее развивались события в екатеринбургском образовании.
Публичный конфликт в екатеринбургской школе № 22 вскрыл одну важную деталь: в год педагога и наставника в сфере образования обнаружилась катастрофическая нехватка профессиональных кадров.
Не станем повторять историю про 22-ю школу — ее по полочкам разложила в материале ЕАН Екатерина Землянская. Не будем пересказывать и ситуацию в екатеринбургском детском саду № 463, откуда уволились сразу несколько воспитателей.
Взглянем шире: несмотря на масштабные стимулирующие меры, о которых регулярно сообщают представители органов госвласти, избытка кадров в сфере образования нет.
- Это притом, что педагогические вузы в Екатеринбурге ежегодно выпускают сотни дипломированных специалистов-педагогов.
- Притом, что по требованию педагогов на федеральном уровне отменен термин «образовательная услуга».
- Притом, что по нацпроекту «Образование» школы оснащаются самым современным оборудованием, а зарплата учителей растет в соответствии с дорожной картой проекта (о ее успешном воплощении чиновники регионального Минобразования регулярно докладывают Москве и сообщают в местных СМИ).
В беседах с корреспондентами ЕАН екатеринбургские педагоги отмечают, что во многом эти фишки и бонусы существуют только на бумаге.
Нет, никто не отрицает роста зарплат, совершенствование оборудования, но по факту называемый чиновниками «подвижническим» труд учителей стремится не к реальному насыщению ребят знаниями, а к бухгалтерской работе по отчетности и увеличению числа ограничений.
Кроме того, абсолютно неясной выглядит сама постоянно меняющаяся система: простой пример с географией и астрономией — они то нужны школьникам, то не нужны.
Что касается «возвращения уважения к профессии педагога», отмены термина «образовательная услуга», тут у нас традиционное толстовское: «Гладко было на бумаге». А овраги-то никуда не делись. Суть в том, что для привлечения новых кадров в сферу образования требуется признание абсолютного авторитета учителя, независимо от его возраста. А этого как не было, так и нет. Родители, как прежде, уверены, что педагог должен быть в возрасте и с опытом. Исключения — только для начальной школы, там на молодых педагогов пока косо не смотрят. А в средних и старших классах у учителя не должно быть никакой жизни помимо школы, у него нет права на отдых, нет права даже покупать себе одежду не вписывающейся в канонический образ расцветки. В результате молодежь работать в школу не идет, предпочитая должность кассира в сетевом ретейле.
А «возрастные» педагоги в ответ на новые требования по бесконечному заполнению электронных дневников предпочитают, достигнув пенсионного возраста, удалиться на покой и выращивать томаты на приусадебных участках.
Хотя, возможно, мы ошибаемся. ЕАН запросил в региональном Минобразования информацию о среднем возрасте свердловских учителей и конкретном количестве «предметников». Ждем ответа…
Поживем — посмотрим…
Артем Рябов