В Екатеринбурге прошел круглый стол, посвященный вопросу официального введения дистанта в сфере оказания социальных услуг, в том числе для детей-инвалидов. В мероприятии приняли участие представители регионального Минсоцполитики, поставщики, НКО и родители. Общее мнение – дистант в социальном обслуживании может быть полезен, но вот насчет его формы мнения разделились. Подробности – в материале ЕАН.
Как пояснил во вступительном слове глава управления демографического развития и социального обслуживания Илья Илларионов, в августе текущего года министерство сделало запрос поставщикам соцуслуг. Цель – создать некую единую редакцию стандартов для дистанта. Предыдущие схемы противоречат действующему стандарту и являлись исключением в период пандемии.
Илларионов сообщил, что обратная связь пришла от 55 поставщиков из 209. По его словам, только семь из них сформулировали свое мнение в форме конкретных предложений и посетили круглый стол в качестве спикеров.
«Мнения разделились, достаточно массовое из них – что дистант вообще вводить не нужно. Мы сегодня выслушаем их, но мое исходное ощущение – так категорично мы рассуждать не можем. Потому что объективно игнорировать технологию взаимодействия с человеком неверно.
Да, дистант создает определенные риски, но они решаются каналами связи, правовым регулированием», - пояснил чиновник.
Генеральный директор АСОНО «Центр социальной адаптации и реабилитации "Потенциал"» Дмитрий Белоусов пояснил, что его организация оказывает услуги более 400 детям в Железнодорожном районе Екатеринбурга. Он передал слово своей жене Анне, которая сама является мамой особенного ребенка. Анна сообщила, что оказание дистанционных услуг считает нецелесообразным.
«Всех наших детей объединяет одно – нарушение социальной адаптации. О какой коррекции нарушений социальной адаптации может идти речь при дистанционном формате? Изучив огромное количество европейских и российских практик, мы пришли к выводу, что в дистанционном формате услуги особенным детям не оказываются – это невозможно. Если кто-то на практике сможет продемонстрировать, как ребенку с РАС или ДЦП оказывают такие услуги, – мы ознакомимся», - пояснила Анна Белоусова.
Она добавила, что дистант допустим в случае, когда контакт с получателем услуги может быть опасен для исполнителя, приведя в пример такие заболевания, как СПИД, ВИЧ, сифилис, COVID и рак.
Директор ГАУ «КЦСОН Ленинского района Екатеринбурга» Неля Луначева привела итоги опроса городских учреждений, большинство из которых озадачились тем, как учитывать все нюансы при оказании соцуслуг дистанционно. «У нас нет ни платформы, ни специалистов, которые могли бы сделать возможным оказание услуг в дистанционной форме. Были предложения, что социально-психологические услуги при наличии определенного оборудования и специалистов можно реализовать», - пояснила она.
Глава ГАУ СО СО «Центр социальной помощи семье и детям «Гнездышко» Кировского района Ирина Татаурова также признала, что ряд услуг можно оказывать дистанционно. Она сообщила, что сейчас идет разработка отдельной платформы и пакета услуг по сопровождению онлайн. По ее мнению, эта услуга будет отличаться от услуги, оказываемой в реале, как по качеству, так и по стоимости.
«Платформа должна быть отдельной, в ней должны создаваться личные кабинеты, так как речь идет о конфиденциальной информации в сети. Кроме того, в случае сопровождения мы должны накапливать информацию о пациенте, чтобы смотреть динамику», - отметила Ирина Татаурова.
Такое же мнение выразил и скандально известный Алексей Новожилов, который был заявлен в программе как «гражданин, представивший предложения». Он рассказал, что при получении лицензии на медицинскую деятельность НКО плотно работала в сфере телемедицины. «Действительно, для подключения к серверам организация должна соответствовать ряду требований. Нужно предусмотреть требования к поставщикам, оказывающим услуги онлайн», - пояснил он.
Также Новожилов привел требования для соблюдения цифровой безопасности. В частности, речь идет о сертифицированной программе, шифровании каналов передачи данных, размещении серверов в выделенном сегменте и так далее.
В свою очередь, представитель фонда «Я особенный», юрист Павел Акулов привел итоги онлайн-опроса почти 300 родителей, 96% из которых выступили за сохранение формата дистанционных услуг. Также он выразил недоумение относительно минусов действовавшей в период пандемии системы: в течение двух лет всех все устраивало.
«В стандартах история с оказанием дистанционных услуг действительно не закреплена. Но в 2020 году министр Андрей Злоказов разъяснял, что в законе отсутствуют препятствия для дистанта. Что касается технологического аспекта, то, на мой взгляд, правильнее было бы отталкиваться от нужд получателей социальных услуг», - пояснил он.
С Павлом Акуловым согласились и родители особенных детей, которые присутствовали на мероприятии. По мнению нескольких высказавшихся мам, дистант очень удобен для тех, кто живет в маленьких городах и не имеет возможности посещать занятия лично.
«Благодаря этим урокам мы и сами многому научились, этот формат полезен для родителей», - пояснила Татьяна Сергеева, приехавшая из Ревды.
«То, что у нас был COVID, – это был COVID. Ситуация завершилась, теперь нужны нормальные, штатные решения. Сейчас нужно понять, что делать, а потом отстраивать инфраструктуру, к этому я призываю. А внедрять дистант ради дистанта – зачем он нужен?» - сказал Илья Илларионов.
Присутствовавшие поставщики поинтересовались, могут ли они пока продолжать оказывать услуги дистанционно: запрос есть, а сроки появления новой схемы пока неизвестны. В ответ представитель министерства заявил, что это возможно, но компенсацию за это получать уже никто не сможет. Мероприятие Илья Илларионов завершил призывом к поставщикам направить в Минсоцполитики свои предложения по перечню услуг, которые целесообразно оказывать через дистант, и проект стандартов таких услуг. ЕАН будет следить за развитием событий.
Напомним, дистанционное оказание ряда социальных услуг, таких как общение со специалистами, не требующее личного присутствия, ввели после начала пандемии коронавируса. Эту меру положительно оценили семьи с особенными детьми, так как она облегчала процесс социализации для них. В конце июня в Свердловской области приказом главы Минсоцполитики Андрея Злоказова дистант был отменен в связи со снижением уровня заболеваемости COVID. Это было сделано в соответствии с рекомендациями Минтруда.