В преддверии осени федеральные торговые сети начали получать от производителей уведомления о подорожании тех или иных продуктов питания. В зависимости от видов товара цена может вырасти на 5-40%. Пока что отметились производители молочной продукции и кондитерских изделий. Впрочем, пока «хотелки» компаний находятся на рассмотрении ретейлеров.
Насколько могут в среднем подорожать продукты питания — интрига. Впрочем, ни одно предприятие и ни одна профильная организация теперь не рискуют давать даже приблизительных прогнозов, опасаясь ФАС. Антимонопольщики резво выдают предостережения производителям, которые своими ожиданиями могут раскачать рынок (по версии ФАС).
Генеральный директор "Союзмолока" Артем Белов рассказал ЕАН, что существенного роста цен на молочную продукцию в целом по стране ожидать не следует. По его словам, пересмотр договорных отношений с сетями традиционно происходит два раза в год - в первом и втором полугодии. Письма поставщиков имеют плановый характер и не сигнализируют о том, что потребителям стоит ожидать серьезных изменений в ценовой политике. Возможны небольшие корректировки по отдельным группам или регионам.
«Молочная продукция, несмотря на существенный рост себестоимости по всей цепочке, второй год остается дефлятором продовольственной инфляции. Это означает, что темпы роста цен в категории в два раза ниже продовольственной инфляции. В январе – июле 2024 года увеличение стоимости молочной продукции составило 3,3% по сравнению с тем же периодом 2023 года. При этом рост цен на продовольствие в целом составил 9,3%», — рассказал Белов.
Доводы гендиректора "Союзмолока" подтвердил руководитель свердловского сельскохозяйственного кооператива «Битимский» Михаил Мальцев. По его словам, закупочная цена на молоко в регионе (то есть стоимость, по которой берут переработчики) остается ниже рентабельной – на уровне 34,5 рубля. В других хозяйствах области, по его словам, закупочная цена на молоко может превышать 40 рублей. В сравнении с аналогичным уровнем прошлого года она не изменилась. За то же время, по оценке Михаила Мальцева, расходы на топливо для его хозяйства выросло на 11%, на газ — на 17%, на логистику — на 150%. Это не говоря уже о дефиците кадров. Для удержания людей предприятию нужно поднимать зарплату.
Впрочем, основной пик роста цен на молоко в Свердловской области прошел. Для сравнения, по состоянию на 25 декабря 2023 года средняя цена молока в регионе составляла 68,8 рубля за литр (по данным Свердловскстата). К концу июля молоко уже стоило 73,78 рубля за литр. До конца текущего года производители попытаются держать цены в Свердловской области, насколько это возможно.
Столь же резво росли цены на хлеб. За тот же период его цена выросла с 91,82 рубля за килограмм до 100,69 рубля. Это произошло из-за резкого подорожания муки. В федеральных масштабах производители хлеба оценивали рост стоимости до 30%.
Зато ощутимо откатились цены на яйца. Если в конце 2023 года десяток стоил 120,15 рубля, то к концу июня стандартная упаковка подешевела почти на 20 рублей. То же самое произошло с другим популярным продуктом – охлажденной курицей. Мясо птицы подешевело почти на 20 рублей, до 202,89 рубля. Собственно, удешевление бройлерной продукции и привело к тому, что итоговая продовольственная инфляция не выглядит такой пугающей. Правда, к 16 августа цены на продовольственные товары уже выросли за 10% при общем показателе в 9,09%. Ожидаемо общая продовольственная инфляция еще увеличится к концу прошлого года.
По данным Свердловскстата, морковь, свекла и капуста выращивается сейчас только на 5,1 тыс. га. Михаил Мальцев отмечает, что в этом году урожая снимут немного при таких посевах, хотя погода благоприятствовала. И еще одна проблема – засуха в Поволжье и южных регионах страны.
Конечно, до окончания уборочной цены на овощи традиционно будут падать. Но когда овощехранилища будут заполнены и будет подсчитан урожай, уже в ноябре цены на «борщевой набор» снова поползут вверх.