Новую ценовую зону по отоплению, именуемую «альтернативная котельная», могут ввести в Екатеринбурге. Как стало известно ЕАН, комитет по развитию инфраструктуры и жилищной политике свердловского заксобрания 24 октября рассмотрит обращение городской администрации о переходе на «альткотельную». О том, что это за схема, в чьих интересах ее запускают и зачем она нужна, — в материале ЕАН.
Что такое "альтернативная котельная"
Метод «альткотельной» был задуман как инструмент, стимулирующий теплоснабжающую организацию активно ремонтировать и модернизировать свои сети, пояснил ЕАН член экспертного совета комитета Госдумы по энергетике Андрей Тенишев. В этом случае для того, чтобы окупить затраты, теплоснабжающая организация может уйти из-под тарифного регулирования. Хотя границы сохранятся: цены устанавливаются в рамках предельного уровня, определенного государственным регулятором.
«Намерения были благими: система теплоснабжения разваливается, ветшает, не идут инвесторы, а надо восстанавливать и модернизировать котельную. Давайте сделаем для них вот такой преференциальный режим: отменим тарифы и дадим инвестору свободные цены на тепловую энергию. Но вот эту благую цель в законе прописать забыли.
Критериев, когда регион может перейти на метод «альтернативной котельной», в законе нет, там регламентирована только процедура принятия решения. Это — первый изъян федерального закона», — пояснил Андрей Тенишев.
С 2019 года в России на "альткотельную" перешло уже 37 городов. Екатеринбург может стать 38-м. Чем обосновывает свое обращение о переходе на «альткотельную» администрация уральской столицы, неизвестно — в мэрии отказались комментировать ЕАН свою инициативу. В региональном заксобрании также не спешат раскрывать содержание письма, которое отправила им мэрия. Насколько могут вырасти тарифы, официальные лица не говорят.
Насколько вырастут тарифы
Предварительно известно, что для Екатеринбурга предельная планка может составить 3,8 тыс. рублей за гигакалорию против действующего на сегодня тарифа в 1,9 тыс. рублей. Но, как показывает практика в других городах, суммы могут оказаться в разы выше, если в уральскую столицу придут аномальные морозы.
«Результатом перехода на метод "альткотельной" стали не только инвестиции, но и шокирующий рост цен на тепловую энергию. Наглядный пример — Хакасия. Там Абаканская ТЭЦ перешла на свободные цены в 2021 году. Рост цен на тепло в тех зонах теплоснабжения, где были введены свободные цены, поразил всех. При этом инвестиции в строительство сетей теплоснабжения тогда оценивались в сумму немногим более 4,1 млрд. рублей. Выручка Абаканской ТЭЦ по итогам 2021 года оценивалась в 6,1 млрд. рублей и чистая прибыль – 2,6 млрд рублей. В 2023 году ее выручка составила около 10,5 млрд рублей.
То есть монополист и так не бедствовал, а тут еще и неплохо заработал. Бизнес и жители республики все это оплатили. Да еще и федерация еще в этот проект вложилась. Местные бюджеты тоже заплатили», — рассказал Андрей Тенишев.
Шок испытали жители других городов, где ввели свободные тарифы. Например, в Оренбурге только по итогам декабря 2022 года сумма за отопление в квитанции взлетела сразу на 50%. В Красноярском и Алтайском краях резкий рост цен на отопление привел к массовым протестам. В упомянутом Абакане (Хакасия) мэрия и республиканское УФАС судились за то, чтобы поставщик тепла «откатил» тарифы назад.
Что в итоге — местные жители с того времени (согласно отзывам собственников домов) особого улучшения качества не зафиксировали. В конце января оренбургский филиал «Т Плюс» уведомил жителей региона, что суммы придется поднять еще на 17% из-за слишком холодной зимы.
Кто продвигает повышенные тарифы для Екатеринбурга
По всей видимости, мэрия Екатеринбурга, как и власти других городов, ссылается в своем письме на ветхость сетей и необходимость срочно их ремонтировать. Член экспертного совета комитета Госдумы по защите конкуренции Дмитрий Тортев предполагает, что введение свободных тарифов лоббируют компании, занимающие доминирующее положение, — фактические монополисты по предоставлению теплоснабжения.
«Например, одной из первых в России в режим «альткотельной» перешла Оренбургская область – с 1 июля 2020 года. По одной из версий, это решение пролоббировало ПАО «Т Плюс», чьи позиции в этом регионе очень сильны. При этом с 2019-2020 года, когда стали вводить это новшество, ситуация с изношенностью сетей в регионах лучше не стала.
Тут все упирается в контроль по расходованию средств и освоению инвестпрограмм теплоснабжающих компаний. Чем раньше объясняли в Екатеринбурге относительно небольшие темпы замены сетей: если все перекопать, то движение встанет. Но теперь выясняется, что ресурсоснабжающим организациям не хватает денег.
Но хватит ли городской администрации ресурсов для контроля по освоению этих средств, если в прошлом году была запущена котельная «Т Плюс», которая трижды ломалась?» — задается вопросом Дмитрий Тортев.
Наконец, еще один изъян этой схемы, как отмечает Андрей Тенишев, — отсутствие процедуры расторжения соглашений об "альткотельных". То есть регионы не могут просто взять и отказаться от новых тарифов.
«Было предложение ФАС разработать механизм одностороннего выхода регионов из ценовых зон теплоснабжения, в которых применяется рыночное тарифообразование для модернизации теплосетей. Оно абсолютно верное, но идея пока до законопроекта не доведена. И вряд ли будет доведена», — уточнил член экспертного совета комитета Госдумы по энергетике.