В Екатеринбурге в Свердловской государственной детской филармонии прошла премьера мюзикла «Капитанская дочка» по повести Александра Пушкина.
Режиссер постановки – заслуженный деятель искусств РФ, заслуженный артист РФ, художественный руководитель-директор московского детского музыкального театра юного актера Александр Федоров, автор либретто – советский и российский поэт, драматург, член Союза писателей России Карен Кавалерян, художник по костюмам – лауреат премии губернатора Свердловской области Оксана Бакеркина. Корреспонденты ЕАН побывали на премьере и удивились новому прочтению классики и новым героям знакомого сюжета.
Фото: Вадим Балакин
Для человека, далекого от музыкального мира, может показаться странным сочетание – Пушкин и мюзикл, но екатеринбургская детская филармония гостеприимно встречает творческие эксперименты. Здесь с 2016 года, например, идет музыкальный спектакль «Дубровский». В новом спектакле, над которым работала целая команда московских мастеров, примечательны не только поющие Гринев и Маша, Пугачев и Швабрин. В ткань представления вплетены новые действующие лица. «Капитанская дочка» начинается с появления Ли́хо, поющего то ласково, то угрожающе – то ли колыбельную, то ли предсказание.
Фото: Вадим Балакин
Автор либретто Карен Кавалерян не считает Ли́хо воплощением злых сил. Согласно его задумке, Ли́хо – метафизическая, неподвластная людям сила. Энергия, вращающая колесо истории.
"Оно даже не имеет гендерной принадлежности. Ли́хо, как и любые метафизические природные силы, неуправляемо. Мы ничего о них толком не знаем, но точно, что они не имеют намерения делать нам хорошо или плохо – они живут своей жизнью. Ли́хо - оно не хорошее, не плохое, не черное, не белое – оно просто есть, как Луна и звезды на небе. Это часть мироздания. Я вообще люблю метафизику.
В московском театре оперетты идет спектакль «Князь Серебряный», там, например, в отличие от канонической версии романа Алексея Константиновича Толстого, у меня появляются две фигуры: Мануйлиха, ворожея при Иване Грозном, и колдунья лесная, ее родная сестра. Они вращают колеса всей этой истории, а в первоисточнике их тоже нет", - рассказывает автор.
Фото: Вадим Балакин
Кроме Ли́хо, в «Капитанской дочке» появляется Филарет, который и придумывает Пугачеву легенду про спасшегося царя. Как прародитель попа Гапона, Филарет из новой постановки является то ли провокатором, то ли предвестником кровавых событий.
Фото: Вадим Балакин
Художник по костюмам в «Капитанской дочке» – Оксана Бакеркина. В ее прочтении и визуализации Ли́хо получилось довольно жутким. Подчеркивая негативный образ провокатора, попа Филарета, ставшего душеприказчиком бунтовщиков и разбойников, художница снабдила его плеткой, как бы показывая, насколько он далек от догматов первоначального христианства.
Фото: Вадим Балакин
«Пушкин настолько велик и многогранен, что каждый режиссер видит у него что-то свое. Потому что есть два варианта: вы можете пойти за светлым началом, то есть за линией Маши и Гринева, а можете больше сосредоточиться на линии Пугачева и Ли́ха. Это зависит от того, что вам кажется важнее сегодня в России, что больше резонирует с обществом. И, разумеется, как это видится режиссеру. Эта постановка более уравновешенная.
Если будет когда-нибудь «Капитанская дочка», где все средства выражения в полном балансе, то это надо будет канонизировать. А здесь эксперимент, не в театре, а в филармонии, да еще детской. Поскольку мы в данном случае имеем дело со спектаклем, адресованным семье и школьникам, то понятно, что какие-то углы здесь спрямлены. Я бы назвал это даже не мюзиклом, а музыкальным спектаклем», - считает композитор Евгений Загот, тоже посетивший премьеру «Капитанской дочки».
По законам жанра в постановке свердловской филармонии много песен про любовь и разлуку, вот только Маша Миронова не классическая пушкинская барышня. Авторы спектакля пожертвовали фигурой императрицы, чтобы наделить капитанскую дочку характером и волей для спасения любимого. Как она это сделает и при чем тут кольцо матери Швабрина – узнаете, если придете в детскую филармонию на мюзикл «Капитанская дочка».