Теплосистеме Екатеринбурга потребовалась срочная модернизация и дополнительные источники энергии в связи с высокими темпами застройки. Об этом сегодня сотне горожан рассказали представители Свердловского филиала ПАО «Т Плюс», в котором была разработана новая схема теплоснабжения.
Сети не выдержали аппетитов застройщиков
Как следует из представленного плана, до 2045 года необходимо ремонтировать по 100 км сетей в год, поскольку 73% инфраструктуры уже изношено. Кроме того, необходимо построить новые источники теплогенерации. В частности, по два водогрейных котла нужно добавить на Ново-Свердловскую ТЭЦ, еще по два - на ТЭЦ «Академическая». Также в проекте новой схемы предусмотрено строительство новой теплоцентрали «Солнечное тепло», расширение двух котельных во Втузгородке и Новокольцовском и восстановление Кировского, Гурзуфского и Южного теплопунктов. Запланировано подключение к котельной «Южная» микрорайона Ботанического. Правда, сам теплопункт в прошлом году с трудом выдерживал обслуживание Вторчермета и Уктуса.
Все эти параметры и планы были прописаны на основе Генплана Екатеринбурга до 2045 года, в котором прогнозируется увеличение общей площади застройки на более чем 46 млн кв. м. Понятно, что имеющимися мощностями такой жилфонд не протопить.
Общую сумму затрат авторы проекта оценили в 90 млрд рублей до 2045 года. Но это не точно, поскольку посчитаны затраты в ценах на 2024 год. Представители компании намекнули, что это цифра, безусловно, будет расти под давлением инфляции последующих лет.
Впрочем, как рассказали ЕАН в Свердловском филиале ПАО «Т Плюс», за последние четыре года бурные темпы застройки Екатеринбурга оказали нагрузку на изношенные теплосети.
По оценке компании, в период действия льготной ипотеки, то есть с 2020 по 2023 годы, в городе вводилось в среднем 1,65 млн кв. м жилья, из которых 1,42 млн — многоквартирные дома, находящиеся в централизованной зоне теплоснабжения. То есть за три года появилась необходимость дополнительно обеспечить теплом 4,26 млн кв. м жилья.
При этом еще в 2021 году в Свердловском филиале ПАО «Т Плюс» рассказывали ЕАН, что часть сетей рассчитана на перспективные нагрузки. При необходимости специалисты подключали дополнительные коммуникации. Расходы за прокладку сетей возмещали застройщики. Но, видимо, в этот тариф не закладывались проекты новых источников теплогенерации.
Кто оплатит развитие теплосетей?
Расходы ПАО «Т Плюс» намерено разделить с владельцем труб — «Екатеринбургской теплосетевой компанией». Откуда будут брать деньги на инвестпрограмму, докладчики не уточнили. Но присутствовавший на слушаниях вице-мэр Владимир Гейко признал, что для этого и планируется переходить в новую ценовую зону. Более того, уже подписано предварительное соглашение по новым тарифам с единой теплоснабжающей организацией (по всей видимости, имеется в виду Свердловский филиал «Т Плюс»). Затем документ отправят на утверждение в правительство Свердловской области, а оттуда направят премьер-министру России Михаилу Мишустину.
В ПАО «Т Плюс» тоже не уточнили, каким будет рост тарифов. Постановление правительства России допускает рост цены от 2% до 6%, пояснили в компании. Однако за счет тарифов компания намерена в разы повысить пополнение финансовой основы своей инвестпрограммы.
«Благодаря переходу на методику расчета тарифов по принципу альткотельной за 11 лет «Т Плюс» планирует увеличить рост вложений в инфраструктуру Екатеринбурга в 2,5 раза», — сказали в компании.
К слову, ничего из сказанного в комментарии для ЕАН до участников публичных слушаний донесено не было. Никто из участников вопросами не задавался - просто проголосовали за принятие плана по спасению теплоснабжения (по умолчанию - с новой тарифной политикой).
Дискуссия, возможно, получилась, если бы на публичные слушания пригласили еще представителей управляющих компаний и ТСЖ, а также представителей экспертного сообщества. Но программой это не подразумевалось. Все докладчики представляли интересы ресурсоснабжающих компаний.
Дискуссия, возможно, получилась, если бы на публичные слушания пригласили еще представителей управляющих компаний и ТСЖ, а также представителей экспертного сообщества. Но программой это не подразумевалось. Все докладчики представляли интересы ресурсоснабжающих компаний.
Альтернативные варианты
Сети и в Екатеринбурге, и в Свердловской области чинят не только за счет владельцев и платежей с населения. Правительство России неоднократно пыталось помочь регионам. Последняя кардинальная попытка переломить ситуацию с коммунальными сетями предпринималась несколько лет назад в виде запуска программы модернизации инженерной инфраструктуры «60 плюс» для территорий, где изношенность сетей превышала 60%.
Суть программы в том, что предоставляется субсидия как на капитальные вложения по проектам модернизации инфраструктуры, так и на компенсацию процентной ставки по кредиту, полученному для реконструкции и модернизации таких объектов. От регионов требовалось одно — предоставить качественно подготовленную смету, что и где ремонтировать. В итоге в 2019 году на тот момент глава Минстроя России Владимир Якушев отчитал регионы: местные чиновники прислали просто заявки на получение денег. На что их хотят потратить, субъекты так и не прописали, как итог - остались без субсидий. С похожей ситуацией столкнулся преемник Якушева — Ирек Файзуллин. Он тоже пытался помочь регионам по этой схеме. Результат получился тот же.
«Мы вроде бы средства распределяем, а готовности некоторым регионам не хватает. Готовность всех участников процесса должна быть абсолютной, иначе просто не доберемся до денег. Условия предоставления финансов несколько жестче будут в этом году, в этом национальном проекте», — заявлял глава Минстроя России Ирек Файзуллин в октябре на заседании Общественного совета при Минстрое России.
По крайне мере у Екатеринбурга за счет федеральных программ был теоретический шанс развивать теплоснабжение. Впрочем, городским властям и Свердловскому филиалу ПАО «Т Плюс» еще нужно обосновать свои желания перед Михаилом Мишустиным.