РИА «Европейско-Азиатские Новости» на ДзенеРИА «Европейско-Азиатские Новости» вКонтактеРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ОдноклассникахРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ТелеграмРИА «Европейско-Азиатские Новости» в YouTubeРИА «Европейско-Азиатские Новости» в RuTube
[18+]
Опубликовано: 29 декабря 2024 в 20:07
Автор ЕАНовостиЕАНовости

Перенос главной елки Екатеринбурга с площади 1905 года — это возвращение к истокам: колонка директора МИЕ Игоря Пушкарева

© ЕАН
Впервые с 1937 года главный новогодний городок Екатеринбурга не располагается на площади 1905 года. Его место занял каток, а сам городок переместился на Плотинку, поближе к Городскому пруду. Разрушение скреп или возвращение к истокам? Об этом - в авторской колонке директора Музея истории Екатеринбурга Игоря Пушкарева — большой ретроспекции о традициях празднования Нового года и Рождества от Петра Алексеевича Романова и до наших дней. Естественно, на екатеринбургских материалах (по преимуществу).

«Учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракетов»

Новый год в России начали праздновать в 1700 году с подачи Петра I. Это известно. «7208 году декабря в 20 день великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России указал сказать», — начинался знаменитый указ №1736. Апеллируя к практике празднования Нового года, которая укоренилась «не только что во многих европейских христианских странах, но и в народах словенских», государь повелел перейти на летоисчисление «от Рождества Христова.., а не от создания мира». И далее в указе детально прописывалось, как именно следует встречать новый праздник.
После «должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви» перед воротами своих домов следовало «учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых». Москвичам за образец следовало взять образ украшений Гостиного двора. Стоять тому украшению рекомендовалось «по 7 день того ж 1700 года».
Отдельно тем же указом прописывались увеселительные мероприятия первого дня Нового года: «Да генваря ж в 1 день, в знак веселия; друг друга поздравляя новым годом и столетним веком, учинить сие: когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет, потом по знатным дворам, боярам, и окольничим, и думным и ближним, и знатным людям, полатного, воинского и купецкого чина знаменитым людям,
каждому на своем дворе, из небольших пушечек, буде у кого есть, и из нескольких мушкетов, или иного мелкого ружья, учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракетов,
сколько у кого случится, и по улицам большим, где пространство есть, генваря с 1 по 7 число, по ночам огни зажигать из дров, или хворосту, или соломы, а где мелкие дворы, собрався пять или шесть дворов, такой огонь класть, или, кто похочет, на столбиках поставить по одной, по две, или по три смоляные и худые бочки и, наполняя соломою или хворостом, зажигать перед бурмистрскою ратушею стрельбе и таким огням и украшению, по их рассмотрению быть же».
В Екатеринбурге, который в качестве завода-крепости родился к 1723 году, первым упомянутым праздником стал не Новый год, а именины Екатерины I, супруги Петра. О том, как его отмечали, известно из письма Василия Татищева Вильгельму де Геннину от 28 ноября того же года: «По повелению вашему сего месяца 24 числа в Екатеринбурге с пушечной и мушкетною трехкратною стрельбою молебствовали, и потом госпожа генералина, офицеры и управители с женами изволили у меня в доме обедать. Також довольное число подьячих и мастеров за другими столами. А которым мест не достало, ундер-офицерам, мастерам, работникам и всем приходящим, дал моего вина и пива без оскудения, а солдатам остальное от Петрова дня вино. Инде же возвелишася до положения не токмо риз, но и телес, прославляя имя Ее величества, Всемилостивейшей императрицы, тогдашней именинницы и Ваше здравие».
Особого отношения к Новому году в дореволюционное время не было. Это была довольно рядовая дата в календаре русского человека, и вся торжественность дня была лишь отблеском главного православного праздника – Рождества Христова, который праздновался 25 декабря.
Елка, Дед Мороз, Снегурочка — это все символы православного Рождества, сложившиеся в единую картину к рубежу XIX-XX веков.

«С гор мчались санки с “кавалерами” и отчаянно визжавшими “дамами”»

О том, как это выглядело тогда в Екатеринбурге, известно из периодики. Горожане охотно отмечали и рождественские, и новогодние праздники, поэтому на конец декабря и начало января приходилось много мероприятий. Состоятельные горожане отдавали предпочтение домашним празднествам и торжествам в клубах. Менее зажиточная часть екатеринбуржцев развлекалась на льду Городского пруда, где их ожидали ледяные горы, балаганы и карусели. Не забывая посещать заведения, торгующие горячительными напитками и немудреной снедью.
«Простой народ веселился больше всего на Городском пруду, где устроены ледяные горы, карусели, балаганы и т. п. не хитростные развлечения для низшего класса населения. Погода все время праздников стояла благоприятная. На улицах города под вечер первого же дня Рождества замечалось довольно много пьяных, с трудом пробиравшихся домой», — сообщалось в номере газеты «Урал» за 29 декабря 1901 года.
За 12 месяцев до этого, в номере «Урала» за 10 января 1901 года, описывалось почти все то же самое: «На пруду, у балаганов, гор и каруселей толпилась масса самой разношерстной публики, с любопытством взиравшей на немудреные фокусы и проделки традиционных клоунов, “петрушек” и тому подобных народных увеселителей. С гор мчались санки с “кавалерами” и отчаянно визжавшими “дамами”. Сутолока эта продолжалась до потемок и возобновится на Масляной (Масленице – прим. ред.)».
Катания с горок на городском пруду, 1900-е. Открытка
Фото: Государственный архив Свердловской области
Плотинка, 1900-е Фото: МИЕ
Качество дававшихся здесь же, в балаганах, представлений, судя по всему, было невысоким. «В балагане холодно: продрогший артист исполнит номер и спешит в клетушку, где помещается железная печка. Зябнет и публика, постукивающая от холода руками и ногами», — так в «Урале» описывали шоу «гуттаперчевых артистов» Евгения Афанасьева.
Владельцы «Большой панорамы и диорамы», установленной там же, на льду пруда, зазывали горожан на сеанс стереоскопа, представление анатомического театра и показ картин, освещающих все новейшие мировые события. В качестве последних, правда, упоминались «Убийство Мюрата Шарлоттой Корде в 1793 году» и «Битва китайцев с индейцами при г. Сюне». Явно не самые современные уже тогда. Вдобавок революционер Марат в объявлении мимикрировал под наполеоновского маршала Мюрата, а индийцы — под американских индейцев.
Святочные гадания, благодаря своей популярности, вообще сравнивались с эпидемией. Судя по публикациям, в вечернее время по Екатеринбургу бродили целые ватаги незамужних девушек, старательно стучавшихся в окна и интересовавшихся, как зовут их будущих женихов.
Бесконечные вереницы гадающих доводили горожан, желающих предаться тихому домашнему уюту, до нервного исступления. «Надо помнить, что стучание в окна есть нарушение благочиния, могущее повлечь за собой другие ответы», — сочли нужным напомнить своим читателям в номере «Урала» за 3 января 1903 года.

«Председатель Екатеринбургского окружного суда доводит до сведения…»

Еще одним популярным видом занятия в праздничные дни было хождение в гости. В этом отношении население Екатеринбурга ничем не отличалось от жителей других российских городов. Хождением в гости увлекались представители всех сословий города без исключения. Один из потомков купца Василия Логинова, который в 1867 году основал первую в Екатеринбурге спичечную фабрику и весьма преуспел на этом, позже вспоминал: «Я помню прабабушку Марию Мироновну Логинову, родня называла ее "бабушка Мироновна”. Она жила в своем двухэтажном доме рядом со спичечной фабрикой. Мне запомнилась огромная столовая, где прабабушка принимала свою многочисленную родню».
К гостеванию готовились тщательно и, при возможности, со вкусом, но не всегда справлялись — число визитеров, как правило, было очень большим. Борис Удинцев, племянник Дмитрия Мамина-Сибиряка и хранитель его наследия, в своих воспоминаниях приводит последовательность гостей: «Сначала являлись поздравителями духовенство, затем чиновники и вообще какие-то малознакомые визитеры. Если отец сам уезжал, то визитеры оставляли визитные карточки. Празднество продолжалось по два-три дня и сопровождалось усиленным винораспитием».
Дочь екатеринбургского купца и городского головы с 1884 по 1894 год Ильи Симанова — Зинаида вспоминала, что в день Рождества рано утром приходили поздравлять бабушку ближайшие родственники, жившие рядом, и еще раз приходили днем: «По возвращении от обедни завтракали, а часов с 12 начинался прием визитеров. В зале стоял огромный стол со множеством закусок и вин, с пудовым окороком во главе. К столу приглашались все визитеры, которые закусывали стоя. В этот день (24 декабря — прим. ред.) приезжали только мужчины. Хотя они не оставались больше 5-10 минут, но их бывало такое множество, что с 12 до 4-5 часов не было ни минуты перерыва». Так как каждый визитер должен был выпить хотя бы одну рюмку, а визитов нужно было сделать много, то семья и прислуга «часам к трем уже еле держались на ногах». Следующие два дня делали друг другу визиты дамы. Для детей и нищих, которые «еще в темноте, являлись в кухню» и «пели наскоро» «Рождество», славя Христа, заранее готовились медные пятаки. Им награждался каждый спевший.
К вечеру начинался звездный час извозчиков. Поскольку далеко не все пассажиры были в состоянии назвать свой точный адрес, то извозчикам приходилось действовать наугад.
Подъезжая к очередному дому, они интересовались у прислуги, не их ли барин лежит в коляске?
К рубежу XIX–XX века многие начали отдавали себе отчет в том, что практика визитов наносит немалый ущерб и здоровью, и семейному бюджету. Это даже приводило к начальственным требованиям о полном или частичном отказе от визитов. «Председатель Екатеринбургского окружного суда доводит до сведения лиц судебного ведомства округа судей, что, по состоявшемуся взаимному соглашению, лица судебного ведомства на предстоящих праздниках Рождества Христова и Нового Года не будут делать друг другу поздравительных визитов», — писали в номере «Делового корреспондента» от 29 февраля 1896 года.
В 1910 году в газете «Уральский край» опубликовали аналогичное решение служащих Верх-Исетского заводоуправления. В помещении библиотеки имени Федора Решетникова они устроили «общий семейный завтрак для совместного обоюдного поздравления в отмену праздничных визитов».

«Болотную елку с торфяника берут неохотно. Тоща больно»

В 1920 годы антирелигиозная политика советского государства свела на нет празднование Рождества. Новый год продолжал отмечаться, но особых устоявшихся традиций вне рождественского контекста так и не сложилось. Все поменялось в конце 1935 года. В газете «Правда» от 28 декабря 1935 года вышла небольшая статья второго секретаря ЦК КП(б) Украины Павла Постышева «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!».
Постышев поставил вопрос ребром: «В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям елку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями елку и веселящихся вокруг нее детей богатеев.
Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны?
Какие-то, не иначе как “левые”, загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею».
Второй секретарь ЦК КП(б) Украины выражал уверенность, что комсомольцы «искоренят нелепое мнение, что детская елка является буржуазным предрассудком». И предлагал: «Давайте организуем веселую встречу Нового года для детей, устроим хорошую советскую елку во всех городах и колхозах!»
С этого времени Новый год становится большим государственным праздником, в подготовку которого должны быть вовлечены органы государственной и партийной власти. Статья Постышева вышла за несколько дней до 31 декабря 1935 года, и подготовиться достойным образом по стране, конечно, не успели.
Первая в Свердловске елка была организована 31 декабря в школе №153 на Уралмашзаводе. «Триста учащихся весело провели время в хороводах и играх вместе со своими педагогами», — сообщалось в «Уральском рабочем» за 4 января 1936 года. В коллективах тоже постарались соответствовать. На новогоднем вечере «в клубе им. Горького присутствовало около 500 стахановцев», «более 500 стахановцев в красивых, ярких костюмах было на маскараде в клубе им. Андреева».
Уральский рабочий, 1937 год
Свердловский горсовет принял специальное решение о том, чтобы во время каникул детские елки были устроены во всех школах, детских садах и детдомах Свердловска. Правда, в первых же числах января 1936 года обозначилась главная проблема — где взять елки? Никто не был готов, и к 3 января в городе было продано всего 140 елок. К 6 января — уже 2000. «Доставку елок организовало управление лесных дач. Елка, главным образом, вырубается за Широкореченским торфяником и около озера Шувакиш», — рапортовал в этот день «Уральский рабочий».
К Новому, 1937 году готовились загодя. Поставку елок в город наладили из нескольких мест, но случилась проблема иного рода. О ней «Уральский рабочий» сообщил в номере от 29 декабря 1936 года устами продавца “Свердловскпромсбыта” товарища Русакова»: «Елка – товар ходкий. Сотнями продаем, а все мало.
Елку со Старой Утки привезут – пышную да красивую – так с руками отрывают. Ну а болотную елку с торфяника берут неохотно. Тоща больно».
Этот Новый год прошел не без последствий. В школе №17 Березовского вспыхнул пожар, в результате которого погибли и пострадали дети. Помимо уголовного дела родился еще и циркуляр от противопожарной службы. С этого момента запрещалось: «1. Устанавливать елку у выхода из комнат, в проходах и у нагревательных приборов. 2. Украшать елку целлулоидными игрушками, ватой, посыпать елку, игрушки бертолетовой солью и легко воспламеняющими украшениями. 3. Оставлять детей у елки без наблюдения взрослых. 4. Надевать на детей костюмы с украшениями из ваты, марли и других воспламеняющих материалов. 5. Делать электрическое освещение елки без разрешения электроинспекции Энергосбыта».

«С бодрыми песнями уходят с площади подразделения бойцов»

В конце 1937 года было решено централизовать всю новогоднюю торговлю в одном месте. 24 декабря на площади 1905 года был открыт елочный базар, где в небольших киосках осуществлялась продажа различных игрушек. Он и стал предтечей снежного городка (позже — ледового) — многолетней традиции Екатеринбурга.
Главный объект городка — это высокая елка, украшенная звездой и новогодней иллюминацией. Вокруг — небольшие ларьки с новогодними товарами. Каждый ларек представлял собой сооружение-декорацию, выполненное в общей тематике всего городка, чаще всего в духе русских сказок. Также устанавливалась большая деревянная «катушка» — ледяная горка, притягивавшая детей.
Вечер... Наверху елки загорается яркая алая звезда, вспыхивают огоньки иллюминации на киосках. Елка сверкает разноцветными огоньками, искрится нитями бус. Внизу, к восторгу детворы, стоит большой медвежонок и Дед Мороз с полной торбой подарков. Сколько смеху, радостных восклицаний вокруг елки, — описывается один из первых городков в публикации «Уральского рабочего» за 27 декабря 1937 года. — Интересно оформленные киоски бойко торгуют. У трех избушек под разноцветными фонариками толпятся покупатели, со всех сторон тянутся руки к продавцам: “Деда Мороза! Дайте зайку!”»
Традиция ставить снежный городок на площади 1905 года в годы Великой Отечественной войны оформилась окончательно. На Новый, 1943 год площадку впервые обнесли снежной оградой. Изюминкой стало использование ракет и фейерверков.
«Высоко взлетев в темное небо, яркими искрами рассыпалась ракета. За ней другая, третья. Красные, зеленые, золотые огни молниеносно взвивались над огромной елкой, увенчанной красной звездой, вызывая восторженные возгласы детворы, — писали в «Уральском рабочем». — Долго еще звучит музыка, шипя, вертятся искристые колеса фейерверков...
С бодрыми песнями уходят с площади подразделения бойцов. Они поют о любимой Родине, о дорогой подружке — простые, знакомые советские песни. И в звонких молодых голосах звучит радостная, уверенная сила».
От проведения новогоднего елочного базара на площади 1905 года отказались после войны. Теперь он работал в каждом административном районе, на территории местного колхозного рынка. Специальная торговая зона для продажи елок, центральный елочный базар, работал на набережной Рабочей Молодежи.
Во второй половине 1940 годов складывается канон оформления новогоднего городка. Каждый год начали задавать его тематику. Чаще всего по сказочным мотивам. Также начали строить самостоятельные конструкции с изображениями. В канун 1947 года «на ярких цветных панно были изображены Иван-царевич на сером волке, бажовский змей-Полоз, Данила с Медной горы хозяйкой». Вход на городок оформлялся расписными воротами с надписями «Добро пожаловать!», «С Новым годом!».
Для безопасности вокруг городка появляется снежный вал, который был украшен небольшими елочками. Безусловно, главной доминантой становится елка. Ее специально выбирают где-то в окрестностях Свердловска – рядом с Балтымом, Билимбаем или Дегтярском. Чаще всего ее высота колеблется от 20 до 25 м. Украшается стандартно – цветными гирляндами. Еще одной доминантой является ледяная горка, которая также оформляется в заданной тематике городка. В разное время ее украшали красивой башенкой или «пестрым теремком с золотым петушком». Вход всегда свободный.

«Ладно еще, если у традиционного дедуни нос свернут набок…»

В 1950-х облик площади 1905 года серьезно поменялся. Была закончена реконструкция свердловского Горсовета.
5 ноября 1957 года, к 40-летию Октябрьской революции, открыли памятник Владимиру Ленину.
И здание, и монумент стали с этих пор неотъемлемой частью архитектурного и видового аспектов новогоднего городка. При отборе тематик начали все чаще учитывать новостную повестку. После похорон Павла Бажова в декабре 1950 года на площади 1905 года вырос новогодний городок, где была проявлена тематика его сказов. К Новому, 1962 году, после полета Юрия Гагарина, лейтмотивом становится космос.
«В центре внимания, как обычно, площадь имени 1905 года. Нынче она будет оформлена на тему покорения космоса. Вездесущие ребятишки уже вчера наблюдали, как здесь начали украшать 24-метровую лесную красавицу, а те, что постарше, прикидывали в уме, сколько привезены кубометров снегу и выйдут ли из него скульптуры космонавтов», — сообщал горожанам в декабре 1961 года «Вечерний Свердловск» — новый печатный орган города.
В этот период появилась и традиция устанавливать композицию из елок: в центре — главная, вокруг — пять елей поменьше. И все вместе связаны электрическими гирляндами, так, чтобы образовать пятиконечную звезду.
В декабре 1957 года на обустройство гирлянд для елки было использовано 3500 лампочек, потом их число возросло до 10000.
В устройстве городка стали использовать карусели. «Вместо большой горки на площади установят нынче карусель с забавными фигурками оленей, верблюдов, слонов, и, как всегда, небо расцветится многочисленными огнями», — сообщалось все в том же номере «Вечернего Свердловска» за декабрь 1961 года.
Снежные фигуры сказочных героев, которые к этому времени стали делать просто гигантскими, доставляли отдельных проблем устроителям. «Много хлопот было в прошлые годы с теми снежными фигурами, которые украшали нашу центральную площадь.
Случалось, юные мастера из училища №42 вылепят огромного Деда Мороза и Снегурочку, наутро смотришь… Ладно еще, если у традиционного дедуни нос свернут набок. А бывало, что он вообще пропадал, как у гоголевского майора.
А красавица Снегурочка? Она таяла на глазах, как в сказке. Впрочем, что тут винить мастеров. Виновата была другая мастерица на шутки – уральская капризная погода», — писали в 1964 году журналисты «Вечерки».
Наконец, в 1960 году впервые на площади 1905 года появился каток. Очень небольшой и только для детей. «Есть в этом зимнем городке и “летний” уголок — голубое озеро, и на нем три лебедя. Самые маленькие даже могут покататься по его чистой глади: озеро ледяное. И лебеди на нем из снега. Может быть, поэтому любопытные мальчишки уже проверили на прочность их крыльев», — отчитались 5 января 1960 года в «Вечернем Свердловске».

«Пришлось бежать домой за коловоротами»

Использование льда при постройке новогоднего городка на площади 1905 года началось в 1970 годах. С этого времени его все чаще и чаще стали именовать «ледовым». Лед в основном брали с озера Шарташ. Так, в 1987 году сюда его привезли 500 кубометров.
В репортаже «Вечернего Свердловска» за 1980 год с места строительства сообщалось: «Растет сказочный ледяной городок на площади 1905 года. Но вовсе не по мановению волшебной палочки. У его зодчих прозаичный инструмент – топорик, лопата, скребок, мастерок. Отгородили площадь от широкого мира снежной стеной почти в 3 м высотой, а на стене что только не сделали скульпторы бригады Александра Александровича Шубского! Сам он топориком высекает морского царя. Вот уж и корона владыки выявилась, да и трех морских коньков можно различить. С каждым ударом топорика все явственней становится снежный узор. Стену длиной больше 100 м украшают не случайные рисунки. Все они сделаны на тему "морская стихия". Так было задумано с самого начала, создать вокруг елки воспетый великим фантазером Александром Грином мир приключений».
В эти же годы начинаются первые эксперименты по установке искусственных елок, правда, только в городках на окраинах города. Одну из первых все в том же 1980 году поставили у Дворца культуры Завода резиновых технических изделий. Ствол высотой в 15 м сделали из металла в ремонтно-механическом цехе Завода РТИ, а в отверстия вставили настоящие еловые ветки.
Серьезно усложнилась и иллюминация центрального городка. Над ее обустройством работала уже целая служба ремонтно-строительного управления городского отдела образования (именно Гороно являлось главным устроителем новогодних городков в этот период — прим. ред.). Вдобавок к гирляндам, количество которых к этому периоду составляло уже 280 штук, появились светящиеся большие и малые снежинки, «бегущие» круги разных видов и размеров. Число лампочек на елке более чем удвоилось и достигло 13 800. Была освоена процедура подсвечивания изнутри ледяной ограды.
«Десять лет назад мы начинали с малого. С простенького прямого заборчика, который тянулся во всю длину площади. Казалось бы, усеять его изнутри лампами — нехитрое дело. Но взялись за работу, а лед-то монолитный.
Пришлось тем электрикам, кто склонен к рыбалке, бежать домой за коловоротами. Этим инструментом вручную и сверлили отверстия для ламп. А уж со следующей зимы строители городка стали предусмотрительней, оставляя нам специальные каналы», — рассказал в интервью «Вечернему Свердловску» в 1987 году инженер электролаборатории предприятия «Свердгорсвет» Волков.

«Стоимость искусственной красавицы варьируется в пределах от 70 до 100 тыс. долларов»

В 1990-2000 годах главные тенденции по обустройству городка на площади 1905 года и практики советского периода только развивались, обрастая новыми сложными деталями. В 1990-х зародилась традиция проведения фестиваля ледовых скульптур, который со временем обрел статус международного. В 2003 году случился переворот и вместо живой ели поставили искусственную. Она представляла собой металлическую трубу с воткнутыми в нее ветками (как возле ДК РТИ 23 года тому назад). Выглядело необычно, даже странно, но современно. Более экологично (ну почти).
Как заявил тогда заместитель главы Екатеринбурга Михаил Матвеев, наиболее выгодно приобретение полностью искусственной елки, но городской бюджет не может себе этого позволить: «Стоимость искусственной красавицы варьируется в пределах от 70 до 100 тыс. долларов». Поэтому решено было просто закрепить на металлическом стволе в 27 м высотой живые ветки. Потом искусственные и живые ели еще несколько лет боролись между собой за право стоять на площади 1905 года.
Разговоры о том, что концепция ледового городка на площади 1905 года устарела, ходили давно. С развитием площадки «Екатеринбург-Экспо» на Новокольцовском тракте появилась и «Экспо-Елка». Как альтернатива для тех, кто хочет пространства посвободнее. И хотя бы с хорошей парковкой. С учетом этого реконцепция новогоднего пространства на площади 1905 года была делом времени. Получилось ли лучше? Субъективно - да! Но время покажет.
Игорь Пушкарев
P.S.: Автор благодарит за помощь в подготовке этого материала ученого секретаря Музея истории Екатеринбурга Евгения Бурденкова, заведующую отделом экскурсий и детских программ Анну Шустикову. Также он выражает признательность сотруднику Центра социальной истории Института истории и археологии УрО РАН кандидату исторических наук Ольге Яхно, материалы научных публикаций которой были также задействованы.
almaceramica
Главные новости
Как провести новогодние каникулы в Екатеринбурге: маршруты Константина ПановаКуда поехать в зимние каникулы из Екатеринбурга на электричке и что посмотретьРазводы и алкоголь подорожают: что изменится в 2025 году для россиянПеренос главной елки Екатеринбурга с площади 1905 года — это возвращение к истокам: колонка директора МИЕ Игоря ПушкареваГлава Екатеринбурга Алексей Орлов поздравляет читателей ЕАН с Новым годомСудьба Куйвашева, "проклятый екатеринбургский вопрос" и птица Феникс: свердловские политические итоги года