[18+]
14 октября 2025 в 12:40
Автор ЕАНовостиЕАНовости

«Нельзя всех взять и обмануть»: екатеринбургский юрист на цифрах показал вред «адвокатской монополии»

Колонка екатеринбургского юриста Павла Акулова о вреде проекта, который обяжет юристов получать адвокатский статус
© Павел Акулов
Екатеринбургская юридическая общественность продолжает горячо обсуждать законопроект, грозящий обязать всех юристов получать статус адвокатов.Комментарий адвоката Сергея Колосовского, опубликованный на сайте ЕАН, вызвал еще больший спор. Стать оппонентом известного адвоката решился юрист фонда «Я особенный», куратор негосударственного центра бесплатной юридической помощи Павел Акулов. В своей колонке он на цифрах разложил, почему проект может привести к печальным последствиям для многих россиян.
«С лета 2025 года в профессиональном сообществе получила новый виток актуальности тема пресловутой «адвокатской монополии». Почему новый? Уже предпринимались попытки изменения законодательства таким образом, чтобы участвовать в судебных процессах в качестве представителей могли лишь юристы со статусом адвоката.
Сторонники (или все же выгодоприобретатели?) монополии деликатно называют ее «профессионализацией судебного представительства». Рассуждают о качестве, этике, стандартах, дисциплине и прочих неизмеримых вещах. Во всяком случае, соответствующая позиция транслируется в виде отчетных заметок Федеральной палаты адвокатов о мероприятиях, реже - в комментариях для СМИ.
Вот уже и в Екатеринбурге она прозвучала из уст представителя адвокатской корпорации, недавно выступавшего на круглом столе в Госдуме. В какой-то момент модератор просто прервал выступление и даже объяснил почему. Но оставим это в стороне, кому интересно – записи размещены в открытом доступе.
Для начала давайте разберемся в базовой терминологии. И «юристы», и «адвокаты» - специалисты с оконченным юридическим образованием. Иными словами, на этапе учебы они сидят за одной партой, слушают одни и те же лекции, изучают области права, сдают зачеты и экзамены… Думаю, смысл понятен.
«Разделение» возникает позднее, когда условный юрист принимает для себя решение получить статус адвоката.
Даже с точки зрения профильного федерального закона адвокатура – это профессиональное сообщество. Профессиональное не в смысле каких-то невероятных компетенций, а объединенное наличием специального статуса.
И те, и другие, в сущности, занимаются одним и тем же. Разумеется, за исключением участия в уголовном процессе в качестве защитника. По всем остальным направлениям, будь то хозяйственные, семейные, любые иные споры или даже банальные услуги по составлению договоров, нет никакой разницы, получать их от юриста или от юриста с удостоверением адвоката. Ну, может быть, за исключением ценообразования.
То есть сама по себе адвокатура – это специальный способ организации деятельности с соблюдением установленных для него законодательством особенностей. А наличие тех или иных «корочек», как все мы знаем, вовсе не является критерием пресловутого «качества», о котором все взахлеб рассуждают. Это лишь подтверждение принадлежности к некой «корпорации» по цеховому признаку.
Ну а монополия, соответственно, – доминирующее положение на рынке какого-либо игрока в условиях полного или преимущественного отсутствия конкуренции.
Теперь непосредственно к ситуации: 25 июля 2025 года на Федеральном портале нормативных правовых актов завершилось общественное обсуждение разработанного Минюстом России законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Сразу оговорюсь, в Госдуму он пока не внесен. Проект подразумевает внесение изменений в гражданский-процессуальный и арбитражный процессуальный кодексы, ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», кодекс административного судопроизводства и сам закон об адвокатуре. Оценку последнему давать не буду, это более актуально для коллег-адвокатов.
Суть изменений в каждом из кодексов - представителями граждан смогут выступать их близкие родственники (родители и дети, братья и сестры) с юридическим образованием или юридической ученой степенью и адвокаты. Представителями организаций и индивидуальных предпринимателей - их работники и адвокаты.
Требования не распространяются в разных вариациях для разных кодексов на представителей по делам, рассматриваемым мировыми судьями, на патентных поверенных, арбитражных управляющих, профсоюзы, работников государственных юридических бюро при оказании бесплатной юридической помощи, представителей федеральных и региональных органов государственной власти и подведомственных им организаций.
Проще говоря, последствия для большинства граждан: либо обрастать родственниками-юристами, либо платить адвокатам. Для различного бизнеса, включая малый и микро, – либо держать в штате юриста, либо… опять же платить адвокатам.
Остальные исключения подразумевают или специализированный характер спора, или наличие права на получение бесплатной юридической помощи только определенными категориями граждан и только в государственных юридических бюро, кои созданы сейчас далеко не во всех регионах.
С бесплатной юрпомощью вообще интересно. Кроме госюрбюро и иных участников системы (все те же адвокаты, нотариусы, госслужащие органов власти и их «подведов», уполномоченные по правам человека) ее также могут оказывать и негосударственные центры, список которых ведет Минюст. Для всех участников системы действует единый стандарт оказания помощи и критерии качества - удовлетворенность получателя помощи и отсутствие жалоб на некорректное отношение со стороны помогающих специалистов. Достаточно субъективные и оценочные категории, но тем не менее. При этом о негосударственных центрах все же почему-то забыли. Почему? Вопрос без официального ответа.
Тем не менее обсуждать по большому счету абстрактную категорию качества, которое так не дает покоя сторонникам монополии, не станем. Оставим это соцсетям и сайту ФПА в ее несомненно важном деле «обеспечения корпоративных интересов адвокатского сообщества».
Гораздо интереснее ознакомиться с официальной статистикой Судебного департамента при Верховном суде и Минюста России за период 2014-2024 годов. Десятилетний срез, думаю, будет вполне показателен.
В 2014 году, по данным Минюста, численность действующих адвокатов на конец отчетного года составляла 70 414 человек. На конец 2024 года этот показатель находился на уровне 75 813 человек. За период 2014-2024 годов их количество в каждом последующем году относительно предыдущего росло не более чем на 1,8%. В среднем – на 0,5-0,7%. В 2022 и 2024 гг. количество адвокатов снижалось на 0,3 и 0,08% соответственно.
По данным Росстата, численность постоянного населения РФ на 1 января 2025 года составляет 146 119,9 тыс. человек (более 146 млн, чтобы не блуждать в тысячах тысяч). Опубликованная Минюстом России на конец 2024 года численность действующих адвокатов составляет 75 813 человек. Это примерно 0.05% от общей численности населения страны. В этих же пределах соотношение количества адвокатов и численности населения будет и за каждый год из рассматриваемого периода.
Количество адвокатов в России в динамике
Одновременно следует взглянуть на абсолютные цифры по поступлению всех категорий дел во все арбитражные суды, суды общей юрисдикции и мировым судьям. Количество уголовных дел в данном случае изначально не исследуется, поскольку в уголовном процессе и так существует адвокатская монополия.
Естественно, это абсолютные показатели, ведь какая-то часть заявлений передается по подсудности, какая-то возвращается заявителю по разным предусмотренным в законодательстве основаниям. Тем не менее для анализа принято именно количество поступивших дел, а не рассмотренных. Оно априори ограничено периодом с первого рабочего дня января по последний рабочий день декабря любого года. Проще говоря, все, что участники судопроизводства подготовили, а представители судебной системы изучили независимо от фактического рассмотрения в итоге (все мы знаем, что дела могут рассматриваться более года). Подробные отчеты со множеством интересных показателей публикует Судебный департамент при Верховном суде РФ.
Данные по категориям дел публикуются в отдельных отчетах, поэтому от полученного в результате сложения показателя 21 846 970 в 2014 году общее количество поступивших за отчетный период дел всех категорий, кроме уголовных, выросло до 46 827 699 в 2024 году. В процентном выражении средний прирост относительно года предыдущего в каждом последующем колеблется в пределах от 6,21% до 11,29%. В 2021-м он составил 3,11%, а в 2023-м наблюдалось снижение на 2,6%.
Количество дел без учета уголовных в динамике
Всего между началом исследуемого периода в 2014-м и его завершением в 2024-м разница составляет 114,34%. Общее число действующих адвокатов при этом изменилось лишь на 7,67% в течение десятилетия.
Если пойти дальше, то можно смоделировать и абсолютные цифры, если бы «адвокатская монополия» существовала все это время. То есть то количество дел, которое приходилось бы на одного адвоката в течение года в дополнение к не учитываемым сейчас уголовным. От +310 дел в 2014 году до +617 в 2024 году.
Естественно, это своего рода «средняя температура по больнице», все дела делятся на всех действующих адвокатов поровну, без учета территориальных особенностей (количество дел наверняка больше в мегаполисах, чем в условных районных центрах. Как и количество адвокатов).
Тем не менее насколько реалистично даже не вести, а просто подать в суды 310 заявлений в течение года, соблюдая сроки, избегая «наложения» заседаний в дальнейшем и обеспечивая то самое качество услуг, о котором говорят разработчики, – каждый вполне может для себя оценить самостоятельно. Про 617 даже спрашивать не буду.
Среди наиболее часто прогнозируемых экспертами последствий можно отметить:
  • снижении доступа граждан к правосудию в связи с ограничением категорий специалистов, допущенных до представления интересов в судах;
  • многократный рост нагрузки на «допущенных избранных». Благоглупости о повышении качества и профессионализации как-то сами собой начинают рассыпаться. Разве нет?
  • увеличение стоимости услуг, свойственное любой ситуации искусственного ограничения предложения при постоянно растущем спросе.
После изучения именно официальных цифр, а не рассуждений о «скором счастье» к сторонникам адвокатской монополии у меня лишь один вопрос: коллеги, какие цифры можете представить вы? Математика ведь точнее риторики...
Свердловск - город госпиталей
avito
Главные новости
Прокуратура посчитала мягким приговор дяде редактора Ura ru АллаяроваПри реконструкции аэропорта в Оренбурге завышались цены по госконтрактамНачинающим свердловским аграриям раздадут деньгиВласти Екатеринбурга повысили затраты на школьные обедыСвердловский турэксперт спрогнозировал падение спроса на Египет у россиянВ Екатеринбурге отменили рейсы на популярные курорты