Вчера в министерстве строительства и инфраструктуры Челябинской области созвали большую комиссию. Речь шла о ситуации, возникшей со строительством пристроя к школе в Усть-Катаве. Летом представитель подрядчика — конторы с магнитогорским прошлым «УралСтройГрупп» — лично пообещал губернатору региона Алексею Текслеру, что сдаст объект к новому учебному году. Однако получилось, как у старой клячи из анекдота про скачки: «Не шмогла я, не шмогла».
На «разборе полетов», впрочем, выяснилось, что не только в подрядчике дело, и все куда более запущено, чем казалось сначала. Проект здания оказался вопиюще некачественным (вплоть до неадекватного проектирования систем безопасности). Но ни мэрия города, ни, видимо, Главгосэкспертиза никаких мер не приняли, и в тоге все вскрылось уже во время строительства. А там уже и подрядчик позволил себе собственные «вольности». На которые тоже никто не обращал внимания.
Разумеется, сейчас, когда запахло жареным, все взял в свои мозолистые руки областной Минстрой. И министр строительства региона Виктор Тупикин бодрячком сообщил, что и решения по корректировке проекта есть, и возможность поправить уже сделанные ошибки имеется. Даже подрядчика менять не стали.
Беда только в том, что никакого пристроя к школе в этом году уже не будет.
Примерно те же объяснения уже сам Алексей Текслер услышал во время инспекции строительства социальных объектов в Сосновском районе. Школа в поселке Есаульский, генподрядчик с магнитогорскими корнями (владелец — сын экс губернатора Бориса Дубровского Александр), «кривой» проект, который пришлось корректировать и переделывать уже в ходе строительства, ругань и масштабные суды с субподрядчиком (генподрядчик не очень хотел платить причитающееся)… В итоге само здание школы-то, хоть и с задержкой, но сдали. А вот прилегающая территория, школьный стадион… Видимо, лишь весной будущего года.
Там же, в Сосновском районе — два детских садика, которые строят, даже не проведя к ним дороги (и даже не планируя сделать это раньше будущей весны). Застройщик один и тот же, проблемы одни и те же — нехватка рабочих на объекте, критическое отставание от графика (при этом на одном из объектов Текслер был второй раз, но толку чуть), никакого реального контроля со стороны администрации района.
С одним из детских садов вообще вышла история, смахивающая на саботаж — после критики губернатора застройщик пообещал вывести на объект 250 рабочих уже в понедельник (визит Текслера был в пятницу ближе к вечеру). Проверить обещания обязали Виктора Тупикина. Однако он отправился на объект лишь в среду, и минстрой выдал информацию про обнаруженных на объекте 260 рабочих. Но пересчитывали ли их по головам, и насколько эти цифры достоверны — никаких фото- или видеодоказательств предоставлено не было. Объект по прежнему под угрозой срыва сроков сдачи.
А еще — сорванные сроки сдачи детского садика в Центральном районе Челябинска, несмотря на внимание к этому объекту со стороны исполняющей полномочия главы города Натальи Котовой. Судя по всему, это не насторожило подрядчика стройки — автор этих строк живет в 100 метрах от объекта, и каждый день проходит мимо него минимум два раза, и ни разу не видел на объекте (еще даже не закончена кирпичная кладка третьего этажа) хотя бы 15-20 рабочих.
А еще — позорище в Златоусте, где полностью провалено идущее долгие годы строительство биатлонного комплекса. Там же — скандал с так и не построенным газопроводом в поселке Закаменский.
А еще — скандал с ремонтом памятнику Ленина на площади Революции в Челябинске, вылившийся в уголовное дело.
А еще — едва замятый скандал с покраской в розовый цвет исторической фасадной плитки дома номер 1 на все той же площади Революции.
А еще — многострадальный дом по улице Ленина,12 в Верхнем Уфалее, который то не могут признать аварийны, то не могут определиться с объемом необходимого ремонта, то не могут спокойно расселить из него людей (хотя даже деньги на приобретение жилья выделены и само жилье в городе имеется).
А еще — скандальный капремонт дома 61 по проспекту Ленина со срезкой исторических балконов и попыткой заменить их какими-то фальшконструкциями и прочей ерундой.
А еще — срывы сроков реконструкции и обновления скверов и общественных пространств в центре Челябинска.
А еще… А еще… А еще… Число скандалов и конфликтов в строительной отрасли региона в этом году исчисляется десятками. При строительстве социальных объектов и при возведении или ремонте инженерной инфраструктуры, при ремонтах домов, при реставрации памятников и объектов культурного наследия, при ремонте и реконструкции улично-дорожной сети и общественных пространств, и в Челябинске, и в городах области…
Практически везде опять все и то же самое — «кривые» проекты, задержка в торгах и «рукож...сть» подрядчиков, помноженная на желание сэкономить на всем, но прежде всего — на рабочей силе. Те же детсады в Сосновском районе и Челябинске вполне можно было сдать вовремя, выведи застройщики на объект должное число рабочих с самого начала, а не по окрику властей в последний момент.
Во время все той же поездки в Сосновский район Алексей Теклсер лишний раз напомнил, что если в этом году в регионе должны были быть возведены 11 детских садов (и с этим есть проблемы), то в будущем году в планах значится уже 26 детсадов, 9 крупных и не очень школ, две больницы (из них одна — крупная в Златоусте).
А еще — то, что в тот раз губернатор не вспомнил — обещанные Текслером едва ли не каждой территории, в которой он побывал до выборов стадионы и физкультурно-оздоровительные комплексы, ремонты и строительство объектов культуры, все та же инженерная инфраструктура, ремонты и реконструкции того, что нуждается в этом (та же больница в Нязепетровске).
А еще — объекты к мероприятиям саммитов ШОС и БРИКС.
А еще «текущие», «плановые» истории — тот же капремонт на несколько миллиардов рублей в год.
Словом, в будущем году объем строительных работ в Челябинске и в целом по области ожидается такой, какого, возможно, не было со времен СССР.
Пока нет проблем и с ресурсами — губернатор проявил себя как прекрасный лоббист, и многие из объектов должны быть возведены как минимум с участием федеральных денег, в рамках национальных проектов.
Но, глядя на все уже произошедшие «косяки», скандалы и конфликты, хочется спросить, кто же будет строить все запланированное? Готов ли количественно и качественно строительный комплекс Южного Урала к тому, чтобы качественно и вовремя осиливать такие объемы работ и количество объектов?
По-хорошему, прежде чем планировать объекты и работы, ответственные за отрасль органы и ведомства должны бы проанализировать, а есть ли в регионе достаточное количество качественных архитекторов проектировщиков, строительных организаций с подобающим опытом и навыками, хватает ли у них рабочих, инженерно-технического персонала, соответствующей техники? А если нет — то как, чем и когда компенсировать нехватку, и во сколько это может обойтись.
Конечно, можно ссылаться на особенности законодательства о госзакупках, которому формально не власти определяют подрядчика, а результаты тех или иных конкурсных процедур, на которые может заявиться кто угодно, и если предложит цену ниже... А остальное уже проблемы подрядчика, который, если что-то не выполнит, не получит денег. Но это не отменяет сути вопроса — есть ли у нас, кем все это строить? Потому что можно, конечно, не рассчитаться с застройщиком или подрядчиком, если тот схалтурит, но толку-то от этого, если объект не будет построен?
И ведь на самом деле не важно, что заказчиком строительства ряда объектов является не минстрой, а другие органы региональной и муниципальной власти - минспорт, минкультуры, министерство социальных отношений или мэрии городов и районов области. Речь ведь именно о стройке.
Был ли сделан такой анализ на будущий год нашим министерством строительства и инфраструктуры? Есть ли у региона не формальная, а реальная программа развития отрасли? Уверен, что министр строительства области Виктор Тупикин, как всегда, бодрым голосом, найдет что ответить. Скорее всего — в стиле «все хорошо, прекрасная маркиза». Это он умеет — чиновник-то опытнейший Однако проблемы года нынешнего показывают, что, как и в старой песенке, все в итоге превращается в пожар и аврал. А на практике…
Конечно, можно думать, что если своего стройкомплекса не хватит, всегда можно привлечь иногородних. На практике же это превращается в историю с «Нижавтодорстроем», к которому, во-первых, хватает претензий и по срокам, и по качеству выполнения работ по ремонту улично-дорожной сети в Челябинске, а во-вторых, практически все «варяги» в итоге все равно привлекают на бОльшую часть работ местных субподрядчиков (в случае с дорогами областного центра — ТПП «ЯКК»). Потому что отрывать основные силы и мощности от объектов в «родных» для себя регионах сложнее и рискованнее. И потом — в других регионах наверняка свои серьезные планы по строительству.
Вопрос реального состояния южноуральского стройкомплекса, на самом деле, становится для Алексея Текслера политическим. Как и вопрос, достаточно ли эффективен на своем месте министр строительства региона, при котором, собственно, стройкомплекс и пришел к своим нынешним проблемам?
Хотя бы потому что планы по строительству озвучивал именно губернатор, а не министр Тупикин. Значит, и отвечать перед жителями, которым были обещаны больницы, школы, детсады, стадионы именно Текслеру.
И эффективное освоение привлеченных федеральных средств — тоже его зона ответственности. Не справится область, сорвет сроки сдачи объектов — дальше федеральных средств области не видать. А у главы региона появятся серьезные репутационные издержки и карьерные проблемы в верхних эшелонах власти.
И вот даже не поймешь, что в современной российской политике для губернатора страшнее...
фото - Дмитрий Моргулес, пресс-служба губернатора Челябинской области