Владимир Путин, как известно, в своем недавнем послании предложил обеспечить горячим питанием всех школьников с 1-го по 4-й класс. Тем самым, помимо прочего едва ли не в разы увеличив объем рынка социального питания в регионах. Потенциально у инициативы главы государства множество полезных эффектов. Но именно социальное питание — один из самых закрытых, непрозрачных и коррумпированных сегментов в социальной сфере.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики (Челябинскстат) и Министерства образования региона, в школах Челябинской области в 1-4 классах учится около 170 тысяч детей.
Моя близкая знакомая, у которой обе дочери учатся в начальной школе, выплачивает из своего кармана за завтраки каждой из девочек по 65 рублей ежедневно в адрес АО «Уральский комбинат питания», который обеспечивает детей… тем, чем обеспечивает.
Разумеется, рацион, меню должно формироваться с учетом научных, медицинских рекомендаций, включать в себя все, что положено из белков\жиров\углеводов\витаминов\ аминокислот и прочих полезностей.
Но вчера в меню стандартного завтрака дочерей моей знакомой входил не слишком вкусный компот, котлетка, состав которой дети не смогли определить, картофельное пюре «сверху горячее, а внутри с капельками льда» (видимо, разогревали в микроволновке), половина апельсинки (в другие дни — яблоко).
Обед дают тем, кто учится во вторую смену, и он, наверное, чуть-чуть дороже. Но порядок цифр примерно ясен (для сравнения — рацион обычного ёжика в московском зоопарке оценивался в 84 рубля в сутки). Но мы не про это.
Перемножим 65 рублей на 170 тысяч школьников и на учебные дни — получим сумму примерно в три миллиарда рублей за год.
В итоге — миллиарда четыре в год будет ежегодно уходить на инициативу Владимира Путина только в Челябинской области.
Нагрузка серьезная. Прежде всего на, и без того не жирующие местные и региональный бюджеты (хоть глава государства и говорил о софинансировании затеи из трех источников, включая федеральный бюджет, но точные параметры еще не определены).
Плюс — задача непростая и логистически, и организационно. Обеспечить условия для приготовления завтраков и обедов в школах, найти квалифицированных поваров в нужном количестве, выстроить качественную, эффективную логистику поставки продуктов в школы и формат приемки привезенного продукта, санитарный контроль на «входе» и «выходе»...
Но и пользы от такого вливания денег может быть много.
Если система закупок будет организована грамотно, с прямым выходом на производителей, то большой шанс получить крупный «кусок» этого «пирога» получают местные сельхозтоваропроизводители и агрохолдинги. По сути, это именно их рынок сбыта. Благо в Челябинской области могут быть полностью закрыты собственным производством практически все основные позиции — овощи, хлеб, молоко, мясо, крупы, макаронные изделия, есть рыбоводческие хозяйства и так далее.
Да, многие позиции, прежде всего в крупных городах, могут взять на себя мощные хозяйства и холдинги — «Увелка», «Равис», «Ариант», «Макфа», «Союзпищепром», «Ситно», «Российское молоко», «Чурилово» и так далее. Особенно, если будут прямые тендеры на поставку. Но в отдаленных и сельских районах проще брать, скажем, свежее мясо и молоко у местного фермера, а хлеб — у местной пекарни. Значит, и малый со средним бизнесом что-то получат. И повара — свою зарплату.
Другое дело, что все, конечно, будет не так просто.
Во-первых, рынок социального питания всегда был одним из самых закрытых, непрозрачных, и даже больше — откровенно коррумпированных среди всей социальной сферы. Как бы ни была организована эта сфера — хоть через подконтрольные властям структуры, централизованно закупавшим и снабжавшим социальные учреждения продуктами, хоть через привлечение частных поставщиков через систему госзакупок.
«Чужих» поставщиков на этом рынке нет. Не только в Челябинской области — схожим образом дела обстоят по всей стране.
И скандалов хватало. Можно вспомнить давнишнее уголовное дело «Областной продкорпорации» в середине 2000-х, а можно — недавние события и уголовные дела в отношении поставщиков продуктов в школы. Пересортица и приписки, отсутствие реального контроля за качеством поставляемых продуктов и даже поставки много лет запрещенной к обороту в РФ казахской говядины — чего только не находили.
И почти всегда в итоге выяснялось, что за тем или иным подрядчиком всегда стоял кто-то «благосклонный» во власти.
Но инициатива главы государства дает, наверное, уникальную возможность не только накормить детей в школах, и накормить качественно и вкусно, но и сделать этот рынок максимально прозрачным с финансовой точки зрения.