В годы Великой Отечественной войны Свердловск стал идеальным местом для эвакуации – крупный город, промышленный центр и к тому же находился в глубоком тылу. К годовщине 80-летия Победы ЕАН подготовил спецпроект об эвакогоспиталях, которые работали в Свердловске, ставшем одним из крупнейших госпитальных центров страны.
Осенью 1941 года в Свердловске начал работать самый большой в области эвакогоспиталь №414 вместимостью 1600 коек. Он был эвакуирован на Урал из поселка Кабанье Ворошиловградской (Луганской) области. Госпиталь разместили в здании нынешнего НПО автоматики на улице Мамина-Сибиряка, 145, он получил номер - 414. Это большое здание, которое сегодня занимает почти целый квартал, начали строить в 1931 году как Дом промышленности. На момент начала войны успели построить первую очередь – половину от того корпуса, что расположен на улице Мамина-Сибиряка. На первых шести этажах здания продолжал функционировать Дом промышленности со множеством контор, а на седьмом этаже открыли госпиталь. Большие лифты здания помогали поднимать бойцов наверх. Госпиталь работал в этом здании до декабря 1945 года.

«Профиль госпиталя - общетерапевтический, урологический, хирургический, челюстно-лицевой, ушной, глазной. Многопрофильность была связана с тем, что госпиталь имел большую вместимость и привозили людей с разными ранениями. Начальником госпиталя был Александр Иванович Яковлев, который проявил себя как выдающийся организатор и врач.
Про Яковлева говорили, что он умел с первого взгляда оценить степень тяжести ранения. Каждое утро он лично проводил обходы, многих раненых знал по имени и фамилии. Под его руководством госпиталь стал одним из лучших в стране. Медучреждение в основном было предназначено для офицерского состава. Лечили раненых качественно – 70% раненых возвращались в строй. По госпиталю известно всего о 105 смертельных случаях. Медики работали без выходных и отпусков, часто по 18 часов в сутки», - рассказала Татьяна Сухарева, заведующая музеем космонавтики и ракетно-космической техники НПО автоматики.

Для выставки, которая открылась в музее НПО автоматики, предоставили архивные материалы из музея истории медицины Свердловской области. Сами работники музея рассказывают о том, как готовились медицинские кадры.
Большую работу вело Российское отделение Красного Креста (РОКК). Красный Крест работал по нескольким направлениям:
«Во-первых, это подготовка кадров. За годы войны было подготовлено свыше 7 тыс. медсестер, 15 тыс. сандружинниц, порядка 1,5 тыс. санинструкторов. Часто это были краткосрочные курсы, и люди сразу отправлялись на фронт. Самая страшная, опасная специальность была у тех, кто выносил раненых под обстрелом с поля боя. В основном туда попадали хрупкие девушки 18-20 лет.
Они не были профессиональными медиками. Многие из них за проявленное бесстрашие были награждены медалями и орденами. Отважные девушки совершенно себя не жалели. Одна из них – самая известная пациентка свердловских госпиталей Зинаида Туснолобова-Марченко, Герой Советского Союза. Она воспитанница Красного Креста», - рассказала ЕАН Виталина Тхоржевская, заведующая сектором музея истории медицины Свердловской области.
В годы войны Свердловский мединститут ежегодно набирал и давал здравоохранению по два выпуска. При этом были сокращены сроки обучения. Курс обучения в медицинских вузах во время войны был сокращен до трех с половиной лет. В области работали 24 школы медсестер.

В 1941 году в Свердловск эвакуировали Киевское военно-медицинское училище. Поначалу в нем учились курсанты, эвакуированные из Киева. В их числе был будущий заведующий Свердловским облздравотделом Николай Стефанович Бабич. Позднее в училище поступала уральская молодежь. Всего в Свердловске училище выпустило 1200 младших лейтенантов медицинской службы, среди которых был женский медицинский батальон в составе 300 человек.
«Во-вторых, Красный Крест активно пропагандировал донорское движение. За годы войны свердловчане сдали свыше 80 т крови. Кровь сдавали безвозмездно. Деньги, которые полагались донорам, направлялись в Фонд обороны. На собранные от доноров средства был построен боевой самолет «Уральский донор». Кроме того, Красный Крест много занимался сбором средств для фронта. Они собрали 3,5 млн рублей на санитарный самолет. Собрали деньги для детей освобожденного Краснодарского края», - продолжает Виталина Тхоржевская.
Также велась подготовка гражданского населения по программе ГСО – будь готов к санитарной обороне. Это то, что во время войны надо знать каждому: оказание первой помощи, соблюдение санитарных правил, противовоздушная и противохимическая оборона. Десятки тысяч жителей области прошли обучение во время войны.
Красный Крест помог тимуровцам взять шефство над семьям фронтовиков. Семьи оставались без кормильца, поэтому было много работы: вскопать огород, оказать другую помощь по хозяйству.
«Красный Крест оказывал помощь и инвалидам, особенно в конце войны и в послевоенное время. Военослепшим, как их тогда называли. После войны Красный Крест взял в Свердловске шефство над музыкальной школой для инвалидов по зрению», - говорит Виталина Тхоржевская.
Ее коллега по музею Алевтина Артемьева еще раз отметила, что кадры решают все. А в свердловских эвакогоспиталях работали такие кадры, что могли оказывать самую сложную помощь. К тому же профессора свердловского мединститута были консультантами в госпиталях всю войну, что позволило вести работу на высоком научном уровне.
«Например, была у нас знаменитая врач-офтальмолог Анна Георгиевна Томашевская, которая закончила мединститут перед войной – в 1938 году. Большинство хирургов были на фронте, в тыловых госпиталях их не хватало, поэтому срочно на них переучивались все врачи: педиатры, офтальмологи, лоры, терапевты, гинекологи и прочие. Томашевская переучилась на пластического хирурга, служила в госпитале №1710, который располагался в здании радиотехникума на улице Нагорной, 12, и работала с ранеными в лицо. По результатам 1,5 тыс. пластических операций в госпитале она защитила кандидатскую диссертацию, в которой пишет, что практически каждая операция была уникальной, каждое ранение в лицо требовало индивидуального подхода. Ее работа была представлена тогда в журнале «Офтальмология» в Нью-Йорке», - говорит Алевтина Артемьева.

Под руководством главного хирурга эвакогоспиталей Свердловской области, профессора Аркадия Тимофеевича Лидского в регионе развернулась масштабная исследовательская работа по предотвращению и лечению осложнений огнестрельных переломов. Им же разработаны показания и противопоказания удаления пуль и осколков из мышц сердца.
Неоценимый вклад в победу внесли уральские фармакологи и терапевты. Под руководством профессора Исаака Яковлевича Постовского с начала войны было развернуто производство созданного им предшественника антибиотиков, первого эффективного антибактериального препарата – сульфидина. Для того чтобы как можно раньше разработать и внедрить в практику эти спасительные лекарства, была создана рабочая группа из уральских химиков и врачей. Под руководством профессора Бориса Павловича Кушелевского было разработано лечение сульфаниламидами пневмонии и дизентерии, профессор Лидский использовал сульфаниламидные препараты для лечения гнойных ран.
Накануне Дня Победы в екатеринбургском «Доме добровольцев» при участии Красного Креста и студентов областного медицинского колледжа была организована постановка-реконструкция из жизни эвакогоспиталя. Волонтер Красного Креста показал ординаторскую с дежурным врачом, палаты с ранеными и операционную. Все, что рассказывают участники реконструкции, – подлинные истории, в том числе рассказы раненых о себе.
В следующем материале спецпроекта ЕАН расскажет о госпиталях, которые работали в 37-й и 67-й школах Свердловска.