Китайский коронавирус может негативно отразиться на экономической ситуации в Свердловской области. Председатель Дома Российско-китайской дружбы Максим Спасский поделился с ЕАН своими прогнозами по поводу того, обоснована ли массовая паника, как обстоят дела на китайских предприятиях и подорожают ли продукты на уральских прилавках.
Я думаю, что в данный момент каких-то экономических последствий в связи с закрытием границ не наступило. Во-первых, традиционно за две недели до и две недели после китайского Нового года в стране особенно низкая активность, ничего не происходит. В этот понедельник китайцы должны были выходить на работу, запускать производство, но наши партнеры говорят, что производители на работу не вышли. Мой деловой партнер сейчас находится в Китае и говорит, что в понедельник руководство приехало на завод по производству плазменных экранов и повесило объявление, что весь штат находится в отпуске.
Каждый день появляются новости из Китая. Как мы знаем, в городах очень снизилась активность, люди предпочитают оставаться дома. Многие даже не ходят в магазин и заказывают доставку продуктов: в Сети есть фотографии, на которых перед жилыми комплексами выставлено огромное количество пакетов из супермаркетов и ресторанов. По улицам и в общественном транспорте люди передвигаются только в масках, а тех, у кого их нет, задерживает полиция. Входы в жилые комплексы огорожены красно-желтой лентой, а охранники измеряют температуру у людей, прежде чем впускать их.
Паника набирает обороты, но на самом деле все не так страшно. В России от гриппа умирает больше людей, чем в Китае от коронавируса. Что такое для Китая или России 600 человек? Умирают в основном пожилые люди с пониженным иммунитетом, но ведь они, скорее всего, ушли бы и от любой другой серьезной инфекции. Хотя, возможно, вирусологам виднее, что на самом деле сейчас происходит.
Китай для Свердловской области является внешнеторговым партнером № 1. Все происходящее, безусловно, отразится на Урале. Мы едим перец, мандарины, помело, манго из Китая, но подорожание этих продуктов пережить достаточно просто - подумаешь, не доедим какое-то количество витаминов. Правда, еще мы покупаем грибы, маринованные огурцы и зеленый горошек, которые тоже производятся там. Хотя, конечно, все это никак не отразится на картошке, крупах, макаронах, масле и других продуктах в составе продовольственной корзины, которые в основном производятся в России.
Плохо другое: нажиться на ситуации попытаются спекулянты, устанавливая свои цены. Сейчас все носятся с идеями продавать маски в Китай, чтобы заработать на чужой беде. Мне кажется, что было бы хорошо отправить туда какое-то количество масок в качестве гуманитарной помощи от нашего региона. Неэтично зарабатывать на горе соседа, и я думаю, что те, кто пытается на этом заработать, счастья от этих денег в конечном итоге не увидят. Да и шанс заработать в данном случае весьма призрачен, потому что по большей части ситуация с опасным вирусом раздута.
Что касается поставок из Свердловской области в Китай, пока сложно сказать, что будет. Мы туда экспортируем в основном сырье, и пока непонятно, будет ли перекрыто железнодорожное сообщение и прекратятся ли поставки.
Думаю, первые реально негативные последствия мы увидим примерно в середине марта, когда сорвутся первые поставки. А пока есть запасы на складах, простые люди ничего не заметят. Но о грядущем росте цен можно говорить уверенно - оптовики грозятся поднимать их каждую неделю на несколько процентов.