Учредитель фонда помощи хосписам «Вера», автор проекта «Регион Заботы» Нюта Федермессер не исключает реформирования системы психоневрологических интернатов (ПНИ) в Свердловской области.
Общественница сообщила ЕАН, что была бы готова помочь в реализации проекта, но для этого нужна еще политическая воля и неравнодушие уральской общественности.
«Любой субъект РФ можно сделать "Регионом заботы" — регионом, в котором будут защищать права самых уязвимых своих жителей, превращать их существование в полноценную жизнь, менять систему и социальную стратегию, объединять государственную власть и общество. При наличии социально активных неравнодушных граждан и политической воли у руководства региона, я уверена, все возможно. И мы будем рядом, чтобы помочь», — прокомментировала Нюта Федермессер перспективы реформирования системы ПНИ в Свердловской области.
ЕАН обратился за комментарием к Нюте Федермессер по просьбе екатеринбурженки, у которой двоюродный брат находится в Краснотурьинском ПНИ, где произошло массовое заражение коронавирусом. Женщина пожаловалась, что семья никак не может получить полноценную информацию о состоянии родственника. Причем интернат, по ее словам, начал «закрываться» от посторонних еще задолго до пандемиии, и у родственников есть опасения, что внутри может твориться что-то неладное.
Напомним, «Регион заботы» — социальный проект Общероссийского народного фронта (ОНФ) по защите прав и свобод уязвимых групп граждан — стартовал в марте 2019 года.
В прошлом году эксперты проекта проинспектировали социальные заведения в 32 пилотных регионах и пришли к выводу, что система ПНИ нуждается в реформировании.
В июне 2019 года Совет по правам человека при президенте РФ провел заседание, где Нюта Федермессер представила резонансный доклад о «расчеловечивании» в закрытых социальных учреждениях. Она указала, в частности, на то, как людей «распинают» на кроватях, привязывая чулками или придавливая тяжелым одеялом, и на то, что их лишают нормальной медпомощи и обезболивания.
В связи с этим Нюта Федермессер предложила:
- провести сплошное освидетельствование всех пациентов отделений милосердия с привлечением специалистов по паллиативной помощи;
- пересмотреть штатное расписание таких отделений;
- обучить сотрудников интернатов и медико-социальной экспертизы современным методам и средствам реабилитации и ухода, причем не для галочки;
- переподчинить медицину социальных учреждений Минздраву;
- запретить перевод маловесных людей из детских во взрослые интернаты
- и принять закон о распределенной опеке, чтобы у жителей интернатов мог быть альтернативный опекун, помимо руководства учреждения.
На данный момент в числе пилотных регионов Волгоградская область, Ивановская область, Иркутская область, Кабардино-Балкарская Республика, Калининградская область, Кемеровская область, Кировская область, Красноярский край, Курганская область, Ленинградская область, Липецкая область, Московская область, Нижегородская область, Новгородская область, Приморский край, Республика Дагестан, Республика Татарстан, Ростовская область, Рязанская область, Санкт-Петербург, Севастополь, Самарская область, Сахалинская область, Ставропольский край, Тюменская область, Ярославская область.
По словам Нюты Федермессер, пандемия несколько затормозила реформирование психоневрологических интернатов: пришлось отложить командировки, личные встречи, посещение учреждений.
«Но есть и положительный результат – необходимость реформирования существующей системы интернатов, о важности которой некоммерческие организации говорят уже несколько лет, теперь не вызывает ни у кого сомнений. Благодаря ковиду, я надеюсь, больше не будут строиться большие интернаты. Потому что никакими средствами индивидуальной защиты не обеспечить нормальную эпидемиологическую обстановку в огромных социальных учреждениях, где проживает по несколько сотен человек, и в одной комнате живут до 15 человек. В перспективе именно разукрупнение социальных учреждений поможет нам избежать массовых заражений. Также во время пандемии общественники, помогающие людям с ментальными нарушениями, смогли забрать более 50 тяжелых пациентов из интернатов в дома и квартиры на сопровождаемое проживание. То, о чем так много и долго говорилось в теории, получилось быстро и успешно реализовать на практике. Если бы не пандемия, на это ушло бы гораздо больше времени, так как законодательной базы для реализации подобных решений действительно пока нет», - признает основатель хосписного движения.
Сейчас в пилотных регионах постепенно возобновляется сбор и анализ данных о сотрудниках и подопечных интернатов, разрабатываются программы подготовки и обучения персонала, анализируются лучшие практики для дальнейшего тиражирования.
«Важно понимать, реформа ПНИ – это реформа не на один год, это многолетняя работа. Она не может пройти быстро, на это нужны десятилетия. И сейчас мы находимся только в самом начале пути. И самое трудное – это создать в обществе спрос на такие серьезные социальные изменения. Пока только профессионалы понимают, что вопрос требует решения, а люди, которые не видят несправедливость и жестокость этой системы, - считают ее вполне гуманной. Поэтому сейчас так важна открытость ПНИ. Нам нужно выявить все проблемы и сделать их достоянием общественности», - призывает Нюта Федермессер.