В России противники вакцинации становятся активнее с каждым днем. Они проводят митинги, прорываются в парламенты регионов и требуют отменить QR-коды.
Основное отличие сегодняшнего протеста в том, что его возглавляют те, кто поддерживает власть. Это те же самые люди, которые еще недавно громили ЛГБТ-выставки и разгоняли навальнистов, объяснил ЕАН гендиректор исследовательского центра «Социум» Александр Долганов. Откуда берутся антиваксеры, о чем они думают и в чем смысл их протеста — в нашем интервью.
— Кто и почему протестует против вакцинации, что это за люди?
— Протестующие — это маргинальная группа. Она достаточно малочисленна, но очень активна. Это люди, которые чаще всего либо вообще не верят в то, что существует некий вирус, болезнь и, соответственно, пандемия. Либо люди, которые считают, что все это есть, но все это придумано какими-то злодеями за границей или — есть и такая разновидность — придумано представителями нашей элиты, желающими сократить население.
Это, конечно, достаточно дикие вещи, ведь с ковидом все уже столкнулись вплотную.
И приглашения для отрицающих коронавирус прийти на экскурсии в «красные зоны» довольно бессмысленны, поскольку если бы вопрос был только в том, чтобы убедить их в существовании болезни, то и уже имеющихся возможностей достаточно. Тех, кто убежден, что это все придумано, что всего этого не существует, так не переубедишь.
Но таких немного. Упертые и безумцы есть везде и всегда. Больше молчаливых. По нашим данным — и они совпадают с данными других федеральных исследователей — их порядка 9-10%. Это люди, которые не верят в существование вируса. Это много — миллионы, если по стране считать — но протестуют-то не все, как правило, они не выражает свою позицию открыто. В большинстве своем они просто живут, ни с кем это не обсуждают свои взгляды и не спорят.
— Маргиналы? Но среди них есть и врачи, и политики, и достаточно известные, успешные люди.
— Маргиналы — это крайние, немногочисленные группы, имеющие взгляды, отличные от преобладающих направлений общественного мнения. В социологии маргиналами называют промежуточные группы, не относящиеся к основным социальным группам. Их мнение может вообще не совпадать с тем, что думает большинство, при этом отличаться внутренней противоречивостью.
Если говорить о противниках вакцинации, то, как правило, это люди менее образованные, живущие вдали от больших городов, часто жители сельских поселений, находящиеся вне общественной повестки. Это люди, которые кроме своей частной жизни не интересуются ничем: ни политикой, ни эпидемиями. Но среди них есть, безусловно, и люди образованные, люди, сравнительно широко известные в общественной жизни.
Мы проводили исследование по истории с отцом Сергием, когда его конфликт с РПЦ был еще в разгаре. Половина жителей Екатеринбурга вообще не интересовалась этой историей, но при этом были среди всех 10%, которые его поддерживали. Это то же самое. Те же люди, которые не верят официальному: ни пропаганде, ни официальной точке зрения, ни власти в целом. Но ведь и Павел Дацюк его поддерживал, и Мария Шукшина, были такие люди, достаточно успешные, заметные. Они заинтересованы в паблисити и находят в этой публике свою не такую уж малочисленную аудиторию.
— Проблемы с вакцинацией, с тем, как сложно убеждать людей привиться, можно как-то объяснить агитацией антиваксеров?
— Я и сам привился не сразу, только в августе. У меня были сомнения, опасения, что вакцина может навредить. Но как человек, следящий за повесткой, я понимал, что вакцинация идет уже несколько месяцев, и если бы у прививок были бы побочные эффекты, то они уже проявились бы, и об этом было бы известно.
Не очень было понятно, так ли она полезна, но, во всяком случае, не вредит. Я не был уверен, что эта вакцина производится достаточно качественно, качественно транспортируется, хранится. И, думаю, эти опасения разделяют многие, от чего и зависит их желание прививаться или не прививаться.
По данным проведенного летом этого года фондом «Социум» исследования, заявили, что привиты 23% опрошенных, при этом по статистике на тот момент насчитывалось около 16% привитых по Свердловской области. Расхождение объяснимо, люди иногда дают социально одобряемые ответы вместо настоящих по социально чувствительным вопросам.
От тех, кто не вакцинировался, на вопрос «почему» были получены следующие ответы: 28% не верят в вакцину, боятся ее ставить, боятся осложнений, 15% считают, что переболели и вакцина им не нужна, 14% лень, не хочу, 6% не верят в коронавирус. Но еще есть и ответы: поставлю, когда к нам в город ее завезут, или когда спадет ажиотаж и уйдут очереди — 4-5%.
Сейчас противников вакцинации стало меньше, но думаю, что эти пропорции среди них примерно такими и остались. Основной страх — это неверие в вакцину и позитивный эффект от вакцинации.
— Откуда это недоверие к вакцине?
— Сложный вопрос. Можно предположить, что есть немало людей, которые не доверяют вакцине, потому что это наша вакцина, а они со скепсисом относятся к качеству почти всего отечественного. Но, к примеру, есть Украина, где менталитет схож с нашим — там ведь нет «Спутника», а вместо этого предлагается набор иностранных вакцин. И при этом процент привитых там еще меньше, чем в России. Так что это не решающий фактор.
Но есть, безусловно, у нас люди, которые предпочли бы иностранную вакцину, даже за деньги. Не потому, что не доверяют отечественной, а потому что много стран, где принимают привитых «Пфайзером» и «Модерной» и не принимают привитых «Спутником» — им так просто удобнее было бы за границу ездить.
Есть и другой фактор, связанный с тем, что слишком противоречивая велась пропагандистская кампания по отношению к вакцинации. Безусловно, сказывается общее недоверие к власти, которая активно навязывала «Спутник».
Сначала это ведь вообще выглядело как повод доказать, что мы опять «впереди планеты всей», а вовсе не подавалось как забота о населении. «Наш „Спутник“ первый, лучший» и так далее — и люди позволили себе этому не поверить, раз навязывается с такой помпой. Это потом уже акцент сменился на «прививайтесь, потому что иначе загнетесь», и отношение начало меняться.
Но процент людей, которые в разной степени не доверяют власти достаточно велик, и это сказывается в том числе и на позиции относительно вакцинации.
— Не доверяли и раньше, но при этом голосовали за «Единую Россию». Почему сейчас это проявилось?
— Добрались, что называется, до тела человека. Если до сих пор взаимоотношения с властью почти не касались личной жизни, то тут буквально под кожу лезут — требуют впрыснуть в себя какую-то жидкость. Многие решили, что это как раз та самая «красная черта», за которую власти непозволительно забираться.
«Мое тело — мое дело», «мое здоровье должно контролироваться мной» и так далее. Есть тут некий психологический барьер, который чувствителен для многих.
— Откуда берутся митингующие? Эти 30-100 человек, которые сегодня мелькают на экранах в Екатеринбурге?
— Эти люди были всегда. Всегда были, к примеру, немногочисленные, но активные коммунисты, если брать наши екатеринбургские реалии, которые десятилетиями выходили с плакатами и знаменами к памятнику Ленину.
Всегда были активные группы родителей, которые боролись с «западным растлением детей», имея в виду профилактику СПИДа, уроки полового воспитания в школах и так далее. Они давно уже объединялись в различного рода родительские комитеты, устраивали публичные акции, а то и громили при помощи казаков выставки и т.п.
Сейчас изменилось то, что, выступив против вакцинации, они почувствовали молчаливую поддержку. Дело в том, что эти консервативно и реакционно настроенные активисты опираются на те группы и слои, на которые сама власть опирается. Вдруг оказалось, что либеральные, интеллигентные слои — они так или иначе поддержали вакцинацию, потому что это, как правило, люди, верящие в науку, в прогресс, в развитие технологий. А группа активных антиваксеров выросла из тех, кто социально и политически является опорой нашей консервативной власти.
В числе этих активистов и те, кто ее физически защищал — те же казаки, выступавшие против навальнистов. Они уверены, что даже если они в данном вопросе разошлись с властью, с ними она жестко поступать не должна, как она поступала с оппозицией, ведь они же не «противники режима».
И в общем-то мы видим, что эти митинги редко разгоняют, тем более, что они немногочисленны и не представляют опасности. Но тем охотнее люди выходят, тем более, что у них нет других поводов, возможностей проявить свое общее недовольство ситуацией. А ведь активистов подогревает ощущение недовольства своей жизнью больших уязвимых групп и слоев населения. Протест против вакцинации лишь канализирует это широкое недовольство.
Пикеты антиваксеров, попытки прорваться в административные здания — протест активных групп людей, стоящих в большинстве на еще более реакционных позициях, чем власть. Но их, по оценкам, поддерживает порядка 30% взрослого населения, и это те самые 30% населения, которые в основном голосуют за власть (рейтинг «Единой России» от общего числа избирателей, а не только пришедших на участки для голосования, так же оценивается в 30% — прим. ЕАН).
— И триггером для них стали QR-коды?
— Тут все сложнее. QR-коды — это способ, который власть избрала для того, чтобы создать дополнительные отрицательные стимулы для вакцинации. Одновременно это создает и возможности цифрового контроля. Граждане, особенно живущие в мегаполисах, понимают, что это позволяет контролировать не только факт вакцинации, но и собирать данные об их передвижении, о посещении разных заведений, собраний, и обладание государства этими данными ставит под угрозу приватность и частную жизнь человека в целом.
Подавляющее большинство людей к этому относится спокойно — они не видят за собой преступлений, понимают, что в век интернета приватности в принципе не существует, она и так может легко контролироваться, и в этом смысле QR-код мало что добавляет.
Но есть и те, кто опасается. Поэтому среди активных протестующих есть всякие. Это и не верящие в коронавирус как таковой, и противники вакцинации как способа борьбы с пандемией, и те, кто не согласен с обязательностью этого метода, а также и те, кто протестует против использования QR-кодов как средства контроля за частной жизнью и общественной активностью граждан.
Думаю, что в их рядах есть и те, кто равнодушен к ковидной проблеме, но готов присоединиться к протесту для открытого выражения своего общего недовольства социальной ситуацией в стране.
+7 922 143 47 42