В России стартует масштабная реформа системы власти, которая коснется каждого. Изменения затронут практически все: границы муниципалитетов и правила управления ими, порядок выборов мэров и депутатов, формирование бюджетов и исполнение полномочий. Большие, масштабные изменения. Начнется реформа в случае принятия федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти»с законопроекта «Об общих принципах самоуправления». Документ уже обсудили на площадке Заксобрания Свердловской области в рамках региональной «Депутатской вертикали».
Закон разрабатывался группой депутатов под руководством парламентария от Свердловской области, руководителя
комитета Госдумы по госстроительству Павла Крашенинникова. Как отметил в начале заседания Крашенинников, председательствующий на Ассамблее, сегодняшняя система власти основана на законодательстве 2003 года. В это законодательство внесено почти 200 поправок, но все-равно остается необходимости сделать массу уточнений и новшеств.
Предложенный законопроект, уверены его авторы, отвечает на массу вопросов. Так, он унифицирует понятие главы субъекта — главы всех регионов будут именоваться именно так, появится соответствующая должность. При этом через тире, в зависимости от субъекта, может быть «глава администрации», «губернатор», «мэр» - что угодно, кроме «президент». Законопроект фиксирует единый законченный перечень полномочий и порядок распределения их между органами госвласти и муниципальными властями. Мэров, по решению законодательного собрания региона, можно назначать или выбирать, но тот в любом случае становится чиновником под командованием губернатора и может быть отправлен тем в отставку в любой момент.
Упрощается и сама система муниципальной власти: сейчас существует множество типов местного самоуправления — останется только три: муниципалитет — для сельской местности, город и город федерального значения. Как отметил Павел Крашенинников в том числе это приведет к сокращению количества администраций, тем более что часть из них показала неспособность решать местные вопросы, чем дискредитируют всю вертикаль власти.
Обсуждаемый сейчас законопроект начнет действовать с 2023 года. Отдельные его положения — с 2028. Переходный период связан с намерением обеспечить плавность смены органов власти: те мэры и депутаты, кто будут выбраны сейчас — спокойно досидят свои пятилетние сроки по «старым» правилам.
Как в свою очередь отметила спикер Заксобрания Людмила Бабушкина, выступающая «принимающей стороной» - хозяйкой дискуссионной площадки, многие новации закона для Свердловской области уже норма, поэтому региону потребуются относительно других небольшие усилия для адаптации. Но все же придется постараться — по ее оценке, потребуется откорректировать порядка 60-65 областных законов. Особо она оценила норму, которая позволит губернаторам отправлять в отставку мэров, не дожидаясь возникновения масштабных кризисов в муниципалитетах. После этого начались прения. Отметим, что обычно подобные обсуждения проходят «благостно»: замечания высказываются в основном «технического» характера. Так сложилось, таковы традиции российской власти. Но в этот раз участники Ассамблеи высказали ряд существенных предложений.
К примеру, экс-мэр Екатеринбурга, бывший вице-губернатор, а сейчас сенатор от Свердловской области Александр Высокинский.
«Что мы должны четко понимать: граждане нас по цвету удостоверений (имеется ввиду удостоверения муниципальных и областных чиновников — прим.ЕАН) не делят. Фактически муниципальная власть является для них лицом всей власти в стране. И люди живут не в отраслях (т. е. им безразлично хорошо или плохо работают отраслевые министры и какие проекты разной степени масштабности они реализуют в стране— прим.ЕАН) — люди живут территориях. В первую очередь мнение о работе, о качестве власти складывается из качества жизни. Но когда мы обсуждаем бюджеты — у нас перевернутая пирамида. И то, что бюджетная обеспеченность у нас в стране варьируется более чем сильно. И есть где 220 тысяч на человека в год, и есть где 30 тысяч на человека в год»,
- заявил сенатор и предложил учесть, внести в проект закона норму, выравнивающую бюджетную обеспеченность территорий.
«Бюджетная обеспеченность» - это параметр, определяющий, какую часть налогов и прочих поступлений «справедливо» оставить в территории. Рассчитывается исходя из доходной части бюджета, поделенной на количество жителей. Чем выше этот параметр — тем проще построить школу, садик, больницу, начиная с определенного уровня — появляются деньги на строительство метро. И хоть города не были названы, но 220 тыс на человека — это параметр Москвы, уровень жизни в которой высок и растет, а 30 тыс — это ближе к Екатеринбургу, который испытывает сложности, хотя порядка 70% доходов, собираемых с города, уходят в федеральный бюджет, в том числе и на развитие столицы.
Заявление Александра Высокинского — это продолжение разговора, который идет в Свердловской области уже почти 20 лет о необходимости более справедливого распределения заработанного. Любопытно, что буквально накануне состоялась пресс-конференция полпреда в УрФО Владимира Якушева, в которой прозвучала созвучная мысль. Наиболее яркой частью мероприятия стал доклад полпреда, суть которого сводилась к тезису: совокупное население округа — меньше населения Москвы, при этом округ приносит 40% всех доходов страны, а живет не так хорошо, как хотелось бы.
Другим интересным выступлением стал доклад замглавы администрации губернатора Свердловской области Игоря Ромшина. Тот перечислил большой список предложений-правок. Среди них две довольно неожиданные. Одна — против введения госдолжности «глава муниципалитета». Другая — за необходимость прописать четкие, юридически-значимые критерии, при которых губернатор может отправить мэра в отставку. Оба предложения сохраняют остатки власти глав муниципалитетов и их независимость.
В законопроекте предполагается, что мэр, независимо от того выбранный он или назначенный, автоматически становится госслужащим. Тем самым становясь прямым подчиненным губернатора, фактически — его замом в территории. И в этом случае его основная задача не обслуживание интересов жителей, а составление отчетов об успешном достижении показателей. Для примера, месяц назад в гордуме Екатеринбурга случился курьез: сначала мэрия представила депутатам отчет по итогам года, в котором говорилось, что пассажиропоток полностью восстановился и городской транспорт не испытывает проблем. Через неделю к ним пришел вице-мэр Алексей Бубнов просить дополнительное финансирование для Гортранса и представил другой отчет, по которому пассажиропоток упал до 60%. Оба отчета — правда и формально друг другу не противоречат.
Что касается четких причин отставки — сейчас в законопроекте лишь указано, что губернатор в праве сделать «замечание» и если причина не устранена — через месяц отправить в отставку. Опять же, для примера: едва действующий губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев вступил в должность — он заявил, что недоволен качеством уборки Екатеринбурга. Через полгода высказался уже не столь категорично. Количество грязи и снега на улицах города при этом существенно не изменилось. И ту же грязь можно в любой момент использовать для отставки мэра или не замечать. В реальности же при этом вопрос будет не только от того, как работает глава города, но и от того, оставляет ли ему областное правительство достаточно денег в бюджете муниципалитета для организации уборки.
Обе предложенные Ромшиным поправки выгодны губернатору. Да, они ослабляют его власть над муниципалитетами. Но одновременно и снижают его ответственность за происходящее там. Потому что одно дело, когда недовольство жителей вызывает заместитель главы региона — это основание отправить в отставку уже самого губернатора в любой момент, и другое дело — если виноват мэр, на которого не так просто повлиять.
Всего на Ассамблеи прозвучало около полусотни предложений. Все они, по словам Павла Крашенинникова будут изучены и учтены. Доработанный законопроект планируется принять в весеннюю сессию — до конца этого года продлится сбор замечаний.