РИА «Европейско-Азиатские Новости» на ДзенеРИА «Европейско-Азиатские Новости» вКонтактеРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ОдноклассникахРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ТелеграмРИА «Европейско-Азиатские Новости» в YouTubeРИА «Европейско-Азиатские Новости» в RuTube
[18+]
Опубликовано: 18 декабря 2021 в 15:09
Автор ЕАНовостиЕАНовости

В Екатеринбурге обсудили грядущую реформу системы власти в стране: сенатор Высокинский предложил москвичам подвинуться

© Фото из открытых источников
В России стартует масштабная реформа системы власти, которая коснется каждого. Изменения затронут практически все: границы муниципалитетов и правила управления ими, порядок выборов мэров и депутатов, формирование бюджетов и исполнение полномочий. Большие, масштабные изменения. Начнется реформа в случае принятия федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти»с законопроекта «Об общих принципах самоуправления». Документ уже обсудили на площадке Заксобрания Свердловской области в рамках региональной «Депутатской вертикали».
Закон разрабатывался группой депутатов под руководством парламентария от Свердловской области, руководителя
комитета Госдумы по госстроительству Павла Крашенинникова. Как отметил в начале заседания Крашенинников, председательствующий на Ассамблее, сегодняшняя система власти основана на законодательстве 2003 года. В это законодательство внесено почти 200 поправок, но все-равно остается необходимости сделать массу уточнений и новшеств.
Предложенный законопроект, уверены его авторы, отвечает на массу вопросов. Так, он унифицирует понятие главы субъекта — главы всех регионов будут именоваться именно так, появится соответствующая должность. При этом через тире, в зависимости от субъекта, может быть «глава администрации», «губернатор», «мэр» - что угодно, кроме «президент». Законопроект фиксирует единый законченный перечень полномочий и порядок распределения их между органами госвласти и муниципальными властями. Мэров, по решению законодательного собрания региона, можно назначать или выбирать, но тот в любом случае становится чиновником под командованием губернатора и может быть отправлен тем в отставку в любой момент.
Упрощается и сама система муниципальной власти: сейчас существует множество типов местного самоуправления — останется только три: муниципалитет — для сельской местности, город и город федерального значения. Как отметил Павел Крашенинников в том числе это приведет к сокращению количества администраций, тем более что часть из них показала неспособность решать местные вопросы, чем дискредитируют всю вертикаль власти.
Обсуждаемый сейчас законопроект начнет действовать с 2023 года. Отдельные его положения — с 2028. Переходный период связан с намерением обеспечить плавность смены органов власти: те мэры и депутаты, кто будут выбраны сейчас — спокойно досидят свои пятилетние сроки по «старым» правилам.
Как в свою очередь отметила спикер Заксобрания Людмила Бабушкина, выступающая «принимающей стороной» - хозяйкой дискуссионной площадки, многие новации закона для Свердловской области уже норма, поэтому региону потребуются относительно других небольшие усилия для адаптации. Но все же придется постараться — по ее оценке, потребуется откорректировать порядка 60-65 областных законов. Особо она оценила норму, которая позволит губернаторам отправлять в отставку мэров, не дожидаясь возникновения масштабных кризисов в муниципалитетах. После этого начались прения. Отметим, что обычно подобные обсуждения проходят «благостно»: замечания высказываются в основном «технического» характера. Так сложилось, таковы традиции российской власти. Но в этот раз участники Ассамблеи высказали ряд существенных предложений.
К примеру, экс-мэр Екатеринбурга, бывший вице-губернатор, а сейчас сенатор от Свердловской области Александр Высокинский.
«Что мы должны четко понимать: граждане нас по цвету удостоверений (имеется ввиду удостоверения муниципальных и областных чиновников — прим.ЕАН) не делят. Фактически муниципальная власть является для них лицом всей власти в стране. И люди живут не в отраслях (т. е. им безразлично хорошо или плохо работают отраслевые министры и какие проекты разной степени масштабности они реализуют в стране— прим.ЕАН) — люди живут территориях. В первую очередь мнение о работе, о качестве власти складывается из качества жизни. Но когда мы обсуждаем бюджеты — у нас перевернутая пирамида. И то, что бюджетная обеспеченность у нас в стране варьируется более чем сильно. И есть где 220 тысяч на человека в год, и есть где 30 тысяч на человека в год»,
- заявил сенатор и предложил учесть, внести в проект закона норму, выравнивающую бюджетную обеспеченность территорий.
«Бюджетная обеспеченность» - это параметр, определяющий, какую часть налогов и прочих поступлений «справедливо» оставить в территории. Рассчитывается исходя из доходной части бюджета, поделенной на количество жителей. Чем выше этот параметр — тем проще построить школу, садик, больницу, начиная с определенного уровня — появляются деньги на строительство метро. И хоть города не были названы, но 220 тыс на человека — это параметр Москвы, уровень жизни в которой высок и растет, а 30 тыс — это ближе к Екатеринбургу, который испытывает сложности, хотя порядка 70% доходов, собираемых с города, уходят в федеральный бюджет, в том числе и на развитие столицы.
Заявление Александра Высокинского — это продолжение разговора, который идет в Свердловской области уже почти 20 лет о необходимости более справедливого распределения заработанного. Любопытно, что буквально накануне состоялась пресс-конференция полпреда в УрФО Владимира Якушева, в которой прозвучала созвучная мысль. Наиболее яркой частью мероприятия стал доклад полпреда, суть которого сводилась к тезису: совокупное население округа — меньше населения Москвы, при этом округ приносит 40% всех доходов страны, а живет не так хорошо, как хотелось бы.
Другим интересным выступлением стал доклад замглавы администрации губернатора Свердловской области Игоря Ромшина. Тот перечислил большой список предложений-правок. Среди них две довольно неожиданные. Одна — против введения госдолжности «глава муниципалитета». Другая — за необходимость прописать четкие, юридически-значимые критерии, при которых губернатор может отправить мэра в отставку. Оба предложения сохраняют остатки власти глав муниципалитетов и их независимость.
В законопроекте предполагается, что мэр, независимо от того выбранный он или назначенный, автоматически становится госслужащим. Тем самым становясь прямым подчиненным губернатора, фактически — его замом в территории. И в этом случае его основная задача не обслуживание интересов жителей, а составление отчетов об успешном достижении показателей. Для примера, месяц назад в гордуме Екатеринбурга случился курьез: сначала мэрия представила депутатам отчет по итогам года, в котором говорилось, что пассажиропоток полностью восстановился и городской транспорт не испытывает проблем. Через неделю к ним пришел вице-мэр Алексей Бубнов просить дополнительное финансирование для Гортранса и представил другой отчет, по которому пассажиропоток упал до 60%. Оба отчета — правда и формально друг другу не противоречат.
Что касается четких причин отставки — сейчас в законопроекте лишь указано, что губернатор в праве сделать «замечание» и если причина не устранена — через месяц отправить в отставку. Опять же, для примера: едва действующий губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев вступил в должность — он заявил, что недоволен качеством уборки Екатеринбурга. Через полгода высказался уже не столь категорично. Количество грязи и снега на улицах города при этом существенно не изменилось. И ту же грязь можно в любой момент использовать для отставки мэра или не замечать. В реальности же при этом вопрос будет не только от того, как работает глава города, но и от того, оставляет ли ему областное правительство достаточно денег в бюджете муниципалитета для организации уборки.
Обе предложенные Ромшиным поправки выгодны губернатору. Да, они ослабляют его власть над муниципалитетами. Но одновременно и снижают его ответственность за происходящее там. Потому что одно дело, когда недовольство жителей вызывает заместитель главы региона — это основание отправить в отставку уже самого губернатора в любой момент, и другое дело — если виноват мэр, на которого не так просто повлиять.
Всего на Ассамблеи прозвучало около полусотни предложений. Все они, по словам Павла Крашенинникова будут изучены и учтены. Доработанный законопроект планируется принять в весеннюю сессию — до конца этого года продлится сбор замечаний.
zori
almaceramica
Главные новости
Ректор УрГПУ пообещал не сокращать сотрудников после слияния вузовИноагентов лишили возможности устроиться во власть Свердловской областиРекордную сумму выделят на ремонт свердловских дорог – список городовМэрия утвердила новый план по борьбе с киосками в ЕкатеринбургеМиллионы квадратных метров и налогов в бюджет – итоги года от Завода керамических изделий в ЕкатеринбургеСвердловский губернатор встретился с журналистами в День российской печати. Главные заявления