РИА «Европейско-Азиатские Новости» на ДзенеРИА «Европейско-Азиатские Новости» вКонтактеРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ОдноклассникахРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ТелеграмРИА «Европейско-Азиатские Новости» в YouTubeРИА «Европейско-Азиатские Новости» в RuTube
[18+]
Опубликовано: 25 марта 2022 в 14:27

Деньги вместо ремонта, угоны и рост цен на ОСАГО: что ждет рынок автострахования

© ЕАН
После введения антироссийских санкций цены на автомобили и на детали для них выросли в разы. По оценкам экспертов, отпускные цены на автозапчасти поставщики подняли на 30-50% уже в первые дни марта. Вслед за этим увеличилась стоимость техобслуживания. Даже отечественный АвтоВАЗ уже повысил максимально рекомендованные цены на ТО – оно станет дороже на 1 300 - 7 600 рублей в зависимости от модели. На очереди – рост стоимости автострахования. На сколько подорожают полисы ОСАГО и каско, ЕАН поинтересовался у экспертов страховой отрасли.
При оценке ущерба по ОСАГО, если наступает страховой случай, страховщики ориентируются на специальные справочники автозапчастей. Новые справочники вступили в силу 19 марта, но формировались они в период с 8 по 24 февраля, то есть до того, как поставщики увеличили цены. По данным специализированного портала Autonews, сейчас в Российском союзе автостраховщиков срочно готовят новый справочник, который будет учитывать ситуацию на рынке. Не исключено, что в документе даже появится новая номенклатура — например, туда включат неоригинальные запчасти, которые тоже можно будет применять при ремонте.
Еще одно нововведение — отмена годичного срока пересмотра тарифов по «автогражданке». Ранее закон об ОСАГО ограничивал возможности ЦБ по изменению тарифов и не позволял пересматривать их чаще, чем раз в год. Новый законопроект, подписанный президентом Владимиром Путиным 8 марта, временно приостанавливает действие данных ограничений до конца 2022 года. Как часто будут пересматривать тарифы, пока точно неизвестно, но не исключено, что стоимость полисов может меняться чаще, чем раз в год.
При расчете стоимости полиса ОСАГО, напомним, берется базовый тариф и умножается на коэффициенты: территориального использования транспорта, мощности двигателя, возраста и стажа водителя, а также на коэффициент бонус-малус. Его принято считать скидкой за безаварийную езду, он пересчитывается 1 апреля каждого года.
Екатеринбургские автовладельцы – читатели ЕАН - отмечают, что цены на автострахование уже выросли по сравнению с прошлым годом. Так, владелец автомобиля Opel Astra поделился, что 3 марта успел купить полис ОСАГО за 6 700 рублей, а к настоящему времени он подорожал до 8 900 рублей. Автомобилистка с 20-летним стажем безаварийной езды в прошлом году платила за обязательное страхование своего Volkswagen Polo 8 500 рублей, в этом году, по данным на 25 марта, оно выросло до 9 800.
Автолюбители уверены, что такое подорожание не предел. С ними солидарны экономисты и представители страховой отрасли.
«В отсутствие необходимого ассортимента и количества запчастей и материалов происходит значительное увеличение сроков и стоимости восстановительного ремонта, а также обслуживания автомобилей, что, в свою очередь, приводит к росту страховых тарифов, включая действующие договоры, добровольного страхования (каско). А также - к недостаточному покрытию страховыми премиями возросшей стоимости восстановительного ремонта по договорам ОСАГО. Перечисленные проблемы имеют решения, но, очевидно, потребуется некоторое время на налаживание новых логистических связей и производств, на пересмотр тарифов и нормативов.
В самое ближайшее время страхователей ожидает замена натуральной формы возмещения ущерба денежной формой.
"По мере налаживания производства запасных частей, привлечения новых партнеров и формирования логистики, думаю, ситуация стабилизируется», - полагает доктор экономических наук, профессор Сергей Орлов, который много лет проработал в отрасли страхования.
Автомобилисты опасаются, что если по ОСАГО вместо ремонта в автосервисе будут выдавать деньги на самостоятельную починку машины, то им придется столкнуться с дополнительными сложностями. Например, если они сочтут, что предоставляемых страховой компанией средств недостаточно на починку, им придется заказывать за свой счет независимую экспертизу, а это и время, и деньги.
"Тарифы на добровольные виды страхования напрямую зависят от убыточности конкретного вида страховой услуги. Повышение стоимости полисов каско кажется сегодня неизбежным в сложившейся ситуации. В условиях ослабления курса рубля и общей неопределенности СТОА (станции техобслуживания автомобилей – прим. ЕАН) поднимают расценки на работу и на запасные части – это ведет к удорожанию ремонта.
Надо понимать, что нестабильная экономическая ситуация и проблемы с поставками в Россию автомобилей и запчастей негативно отразятся на статистике угонов.
Этот фактор также влияет на ценообразование в автостраховании. И также стоит учитывать, что, как правило, срок действия договора — 1 год, в условиях нестабильной экономики это означает повышенные инфляционные риски. Ведь сейчас при заключении договора каско страховщик берет на себя риск, что, например, правое переднее крыло автомобиля определенной марки будет стоить в декабре 2022 года не 10 тыс. рублей, как сейчас, а гораздо больше. Притом, что сегодня никто не может предсказать, будет ли оно стоить 50 тыс., или 100 тыс., или еще больше», - рассказали в пресс-службе СК «Росгосстрах».
Сейчас компания ведет активные переговоры с партнерскими автосалонами и станциями техобслуживания для того, чтобы добиться сглаживания роста цен, предотвратить «шоковые» скачки расценок на ремонт и страхование и тем самым сохранить общих клиентов. По оценкам Росгосстраха, в целом по рынку тарифы на каско выросли уже на 15%, и понятно, что это не предел.
«Что касается ОСАГО, то надо учитывать, что дефицит любых товаров, в том числе и запасных частей на автомобили, приводит к росту их стоимости. Как следствие, это вызовет рост убытков и цены полиса. Кроме того, стоимость запасных частей, в большей степени тех, которые производятся за рубежом, зависит от курса иностранной валюты. Таким образом, рост курса доллара ожидаемо повысит выплаты и стоимость ОСАГО по большинству автомобилей», - прогнозируют в Росгосстрахе.
Руководитель дирекции розничного бизнеса СПАО «Ингосстрах» Виталий Княгиничев также отмечает, что рост цен на запчасти напрямую влияет на убыточность. «В связи с этим мы подняли цены на страхование автокаско. В зависимости от бренда они выросли на 10-15%. Ремонт — это, конечно, большая часть в объеме страховых возмещений, но, кроме него, есть еще и другие составляющие. В пропорции мы рассчитали, что повышение стоимости запчастей на 20% ведет к повышению тарифа на каско на 10-15%», - пояснил эксперт.
Он добавил, что изменений цен по обязательной автогражданке, связанных с ремонтом, в компании пока нет, поскольку в справочнике Единой методики расчета ущерба по ОСАГО цены еще старые.
«Могли произойти изменения по различным территориям, связанные с аварийностью», - добавил Виталий Княгиничев.
В пресс-службе Страхового Дома ВСК отметили, что при формировании размера премии страховщики учитывают множество факторов, главный из которых – сумма компенсации по включенным в договор страховым случаям. Так, подорожание запчастей приводит к увеличению затрат на ремонт, страховая компания в интересах своих клиентов закладывает в стоимость полиса возросшую стоимость ремонта. То есть средняя премия по каско всегда коррелирует с динамикой цен на авто и запчасти. При этом игроки страхового рынка стараются сдерживать рост стоимости своих услуг. Например, в случае с каско они предлагают своим клиентам гибкие продукты, позволяющие сэкономить на страховке, например, полис с франшизой.
Франшиза — это часть убытков, которую при наступлении страхового случая возмещает не страховая компания, а сам страхователь. Какой будет эта часть, оговаривается в договоре страхования: либо это определенный процент от страхового покрытия, либо фиксированная сумма.
В Страховом Доме ВСК отмечают, что аналогичное ценообразование и в других сегментах – так, стоимость полиса ДМС напрямую связана с расценками на медуслуги в клиниках, страхование недвижимости – с ценами на жилье. В этих сегментах компании также пытаются искать варианты, чтобы не допустить резкого увеличения стоимости страхования. Всероссийский союз страховщиков, к примеру, уже предложил медицинским организациям зафиксировать текущие договорные отношения до конца года, это позволит не допустить скачка цен на ДМС.
Агентство ЕАН продолжит следить за изменением цен на страховом рынке.
almaceramica
Главные новости
Власти Оренбургской области решили бороться с пьянствомГенпрокуратура заинтересовалась историей с пожарным оборудованием для челябинских школТуристы заплатят десятки миллионов рублей за посещение ЕкатеринбургаКак отбирают кадры в РПЦ и что привело к секс-скандалу - колонка религиозного обозревателя ЕАНЗахоронения в Екатеринбурге пересчитали и внесли в единую базуНовые трамваи появятся в Екатеринбурге до конца года