После введения антироссийских санкций цены на автомобили и на детали для них выросли в разы. По оценкам экспертов, отпускные цены на автозапчасти поставщики подняли на 30-50% уже в первые дни марта. Вслед за этим увеличилась стоимость техобслуживания. Даже отечественный АвтоВАЗ уже повысил максимально рекомендованные цены на ТО – оно станет дороже на 1 300 - 7 600 рублей в зависимости от модели. На очереди – рост стоимости автострахования. На сколько подорожают полисы ОСАГО и каско, ЕАН поинтересовался у экспертов страховой отрасли.
При оценке ущерба по ОСАГО, если наступает страховой случай, страховщики ориентируются на специальные справочники автозапчастей. Новые справочники вступили в силу 19 марта, но формировались они в период с 8 по 24 февраля, то есть до того, как поставщики увеличили цены. По данным специализированного портала Autonews, сейчас в Российском союзе автостраховщиков срочно готовят новый справочник, который будет учитывать ситуацию на рынке. Не исключено, что в документе даже появится новая номенклатура — например, туда включат неоригинальные запчасти, которые тоже можно будет применять при ремонте.
Еще одно нововведение — отмена годичного срока пересмотра тарифов по «автогражданке». Ранее закон об ОСАГО ограничивал возможности ЦБ по изменению тарифов и не позволял пересматривать их чаще, чем раз в год. Новый законопроект, подписанный президентом Владимиром Путиным 8 марта, временно приостанавливает действие данных ограничений до конца 2022 года. Как часто будут пересматривать тарифы, пока точно неизвестно, но не исключено, что стоимость полисов может меняться чаще, чем раз в год.
При расчете стоимости полиса ОСАГО, напомним, берется базовый тариф и умножается на коэффициенты: территориального использования транспорта, мощности двигателя, возраста и стажа водителя, а также на коэффициент бонус-малус. Его принято считать скидкой за безаварийную езду, он пересчитывается 1 апреля каждого года.
Екатеринбургские автовладельцы – читатели ЕАН - отмечают, что цены на автострахование уже выросли по сравнению с прошлым годом. Так, владелец автомобиля Opel Astra поделился, что 3 марта успел купить полис ОСАГО за 6 700 рублей, а к настоящему времени он подорожал до 8 900 рублей. Автомобилистка с 20-летним стажем безаварийной езды в прошлом году платила за обязательное страхование своего Volkswagen Polo 8 500 рублей, в этом году, по данным на 25 марта, оно выросло до 9 800.
Автолюбители уверены, что такое подорожание не предел. С ними солидарны экономисты и представители страховой отрасли.
«В отсутствие необходимого ассортимента и количества запчастей и материалов происходит значительное увеличение сроков и стоимости восстановительного ремонта, а также обслуживания автомобилей, что, в свою очередь, приводит к росту страховых тарифов, включая действующие договоры, добровольного страхования (каско). А также - к недостаточному покрытию страховыми премиями возросшей стоимости восстановительного ремонта по договорам ОСАГО. Перечисленные проблемы имеют решения, но, очевидно, потребуется некоторое время на налаживание новых логистических связей и производств, на пересмотр тарифов и нормативов.
В самое ближайшее время страхователей ожидает замена натуральной формы возмещения ущерба денежной формой.
"По мере налаживания производства запасных частей, привлечения новых партнеров и формирования логистики, думаю, ситуация стабилизируется», - полагает доктор экономических наук, профессор Сергей Орлов, который много лет проработал в отрасли страхования.
Автомобилисты опасаются, что если по ОСАГО вместо ремонта в автосервисе будут выдавать деньги на самостоятельную починку машины, то им придется столкнуться с дополнительными сложностями. Например, если они сочтут, что предоставляемых страховой компанией средств недостаточно на починку, им придется заказывать за свой счет независимую экспертизу, а это и время, и деньги.
"Тарифы на добровольные виды страхования напрямую зависят от убыточности конкретного вида страховой услуги. Повышение стоимости полисов каско кажется сегодня неизбежным в сложившейся ситуации. В условиях ослабления курса рубля и общей неопределенности СТОА (станции техобслуживания автомобилей – прим. ЕАН) поднимают расценки на работу и на запасные части – это ведет к удорожанию ремонта.
Надо понимать, что нестабильная экономическая ситуация и проблемы с поставками в Россию автомобилей и запчастей негативно отразятся на статистике угонов.
Этот фактор также влияет на ценообразование в автостраховании. И также стоит учитывать, что, как правило, срок действия договора — 1 год, в условиях нестабильной экономики это означает повышенные инфляционные риски. Ведь сейчас при заключении договора каско страховщик берет на себя риск, что, например, правое переднее крыло автомобиля определенной марки будет стоить в декабре 2022 года не 10 тыс. рублей, как сейчас, а гораздо больше. Притом, что сегодня никто не может предсказать, будет ли оно стоить 50 тыс., или 100 тыс., или еще больше», - рассказали в пресс-службе СК «Росгосстрах».
Сейчас компания ведет активные переговоры с партнерскими автосалонами и станциями техобслуживания для того, чтобы добиться сглаживания роста цен, предотвратить «шоковые» скачки расценок на ремонт и страхование и тем самым сохранить общих клиентов. По оценкам Росгосстраха, в целом по рынку тарифы на каско выросли уже на 15%, и понятно, что это не предел.
«Что касается ОСАГО, то надо учитывать, что дефицит любых товаров, в том числе и запасных частей на автомобили, приводит к росту их стоимости. Как следствие, это вызовет рост убытков и цены полиса. Кроме того, стоимость запасных частей, в большей степени тех, которые производятся за рубежом, зависит от курса иностранной валюты. Таким образом, рост курса доллара ожидаемо повысит выплаты и стоимость ОСАГО по большинству автомобилей», - прогнозируют в Росгосстрахе.
Руководитель дирекции розничного бизнеса СПАО «Ингосстрах» Виталий Княгиничев также отмечает, что рост цен на запчасти напрямую влияет на убыточность. «В связи с этим мы подняли цены на страхование автокаско. В зависимости от бренда они выросли на 10-15%. Ремонт — это, конечно, большая часть в объеме страховых возмещений, но, кроме него, есть еще и другие составляющие. В пропорции мы рассчитали, что повышение стоимости запчастей на 20% ведет к повышению тарифа на каско на 10-15%», - пояснил эксперт.
Он добавил, что изменений цен по обязательной автогражданке, связанных с ремонтом, в компании пока нет, поскольку в справочнике Единой методики расчета ущерба по ОСАГО цены еще старые.
«Могли произойти изменения по различным территориям, связанные с аварийностью», - добавил Виталий Княгиничев.
В пресс-службе Страхового Дома ВСК отметили, что при формировании размера премии страховщики учитывают множество факторов, главный из которых – сумма компенсации по включенным в договор страховым случаям. Так, подорожание запчастей приводит к увеличению затрат на ремонт, страховая компания в интересах своих клиентов закладывает в стоимость полиса возросшую стоимость ремонта. То есть средняя премия по каско всегда коррелирует с динамикой цен на авто и запчасти. При этом игроки страхового рынка стараются сдерживать рост стоимости своих услуг. Например, в случае с каско они предлагают своим клиентам гибкие продукты, позволяющие сэкономить на страховке, например, полис с франшизой.
Франшиза — это часть убытков, которую при наступлении страхового случая возмещает не страховая компания, а сам страхователь. Какой будет эта часть, оговаривается в договоре страхования: либо это определенный процент от страхового покрытия, либо фиксированная сумма.
В Страховом Доме ВСК отмечают, что аналогичное ценообразование и в других сегментах – так, стоимость полиса ДМС напрямую связана с расценками на медуслуги в клиниках, страхование недвижимости – с ценами на жилье. В этих сегментах компании также пытаются искать варианты, чтобы не допустить резкого увеличения стоимости страхования. Всероссийский союз страховщиков, к примеру, уже предложил медицинским организациям зафиксировать текущие договорные отношения до конца года, это позволит не допустить скачка цен на ДМС.
Агентство ЕАН продолжит следить за изменением цен на страховом рынке.