РИА «Европейско-Азиатские Новости» на ДзенеРИА «Европейско-Азиатские Новости» вКонтактеРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ОдноклассникахРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ТелеграмРИА «Европейско-Азиатские Новости» в YouTubeРИА «Европейско-Азиатские Новости» в RuTube
[18+]
Опубликовано: 11 ноября 2022 в 14:00

Мантавиа Марвах, создатель фестиваля «Медный цветок»: «Россия - родина фильмов со смыслом»

© Юрий Капустин, ЕАН
Пятнадцатого ноября в Верхней Пышме начнется фестиваль детских и юношеских фильмов «Медный цветок». Из-за большого количества участников мероприятие будет идти четыре дня. Кроме показа работ конкурсантов на площадках «Медного цветка» проведут мастер-классы для всех, кто любит кино и мечтает снимать фильмы.
Идеолог и создатель фестиваля Мантавиа Марвах родился в Индии в семье преподавателей, проходил обучение в Нортумбрийском университете (Ньюкасл, Великобритания), учился кинопроизводству в Кингстонском университете (Лондон). Своей миссией Марвах считает поддержку юных режиссеров, которые хотят снимать авторское кино вне голливудских шаблонов.
Кроме фестиваля, который проходит уже три года, Марвах создал в Верхней Пышме киноклуб для школьников. Корреспонденты ЕАН побывали на одной из встреч клуба, чтобы понять, что Мантавиа Марвах, закончивший лондонский университет, делает на Урале, зачем детям снимать собственные фильмы и за что он полюбил Россию.
- Как бы вы ответили на вопрос обывателя – зачем человек, учившийся в Лондоне, перед которым были открыты все пути, приехал в Россию и делает здесь кинофестиваль для детей? В чем тут смысл?
- Я всегда хотел посмотреть мир, причем не просто путешествуя, а вливаясь в культуру страны на продолжительное время. С Россией я впервые познакомился, слушая русские произведения - их читала мне бабушка (бабушка и дедушка Мантавиа - профессора лингвистики, - прим.ЕАН). Затем, в университете я прослушал учебный курс, посвящённый советскому кино. В нем были примеры фильмов, которые по мастерству и идее я считаю эталонными для мирового кинематографа. Изучая кино и снимая собственные фильмы, я пришел к пониманию, что сам хочу быть преподавателем в этой сфере.
Я видел многих молодых людей, которые теряли свой путь в кинопроизводстве. Они разочаровывались в себе, потому что видели - успех имеет только Голливуд и его звездная пыль.
Моя миссия – учить молодых людей создавать авторские фильмы. Россия – это родина фильмов со смыслом, поэтому я решил здесь жить. Считайте, что для моей миссии это стало обязанностью – пожить в культуре, которая сделала создание этих фильмов возможным.
- Кто ваш любимый русский режиссер?
- Их два – Эйзенштейн и Сокуров.
- Почему на сегодняшнем показе самый большой отклик в первую очередь получили мультфильмы?
- Есть несколько причин. В России все фильмы обычно дублируются, чтение субтитров некомфортно для российского зрителя, тем более для детской публики. Анимация, представленная среди финалистов фестиваля, была на русском языке. Это привычно.
К сожалению, сейчас в России почти не снимают детское кино, нет фильмов для подростков. Современные российские дети просто привыкли к анимации, ее они воспринимают на ура.
- Вам было грустно, что дети не знают, кто такой Чарли Чаплин?
- Они не знают этого артиста, потому что растут среди голливудской продукции. Это просто не в их культуре. Дети, по сути, не знают, что такое независимый, авторский кинематограф. По моему мнению, истинная культура представлена именно в таких лентах, поэтому детям нужно их демонстрировать. Коммерческое кино производится ради прибыли, авторское – ради демонстрации идей и смыслов фильммейкеров.
То же самое я могу сказать и про наш фестиваль – он не про деньги, а про культуру.
Сегодня все фильмы в основном делятся на делающиеся ради прибыли или ради развлечения. В современном кинематографе в основном нет глубокого смысла. Картины, которые отправляют к нам на фестиваль, - это фильмы, в которых много ценностей, много традиций. Мы хотим, чтобы дети знали, что такие фильмы существуют, проникались идеей, что они важны. Это необходимо не только для развития ребенка, но и для культуры в целом.
- Как возникла идея фестиваля? Каким стал первый фестиваль?
- Эта идея родилась у меня, когда я преподавал в Великобритании. Я долго вынашивал ее, но оформилась она после переезда в Россию. Я преподавал английский, мы сняли несколько фильмов на английском языке, чтобы через эту деятельность оттачивать языковые навыки. Работы получились любопытными, но мы столкнулись с тем, что нам просто некуда их отправить. Очень мало фестивалей принимали на конкурс работы от непрофессионалов. Я решил, что нужно сделать такую площадку для детей, которые увлечены киноискусством, любят снимать кино, но не прошли специального обучения.
Первый фестиваль прошел в 2019 году в Сысерти, на конкурс прислали более 1000 фильмов. Среди них были документалки, драма, анимация и даже комедии.
- Есть ощущение, что сейчас каждый может снимать фильмы. У большинства смартфонов хорошие камеры, доступны разные программы для монтажа. Отражается ли это на качестве и количестве картин, которые поступают к вам на конкурс?
- В киноклубах я всегда задаю маленьким зрителям первый вопрос – что самое важное в фильме? В кинокартине самое важное – это история. Технология неважна, неважны эффекты, важна не презентация, а то, что внутри. Если у автора сильная история, деньги, которые нужно вложить в ее воплощение, становятся второстепенными.
- Сталкивались ли вы с ситуациями, когда на конкурсную программу присылали фильмы, в которых вы видели большой потенциал с точки зрения истории и смысла, но технология при этом страдала – возможно, из-за отсутствия доступа к ресурсам. Помогаете ли вы в таком случае автором в пересъемке или доделке фильма?
- Команда нашего фестиваля – одна из немногих, эксперты которой разговаривают с режиссерами Не только во время регистрации и приема работ, но и после показов и самого конкурса. Мы консультируем авторов, когда заканчивается фестиваль, предлагаем им помощь по улучшению их произведений. Такие примеры есть с режиссерами из Австралии и Африки. Связь с конкурсантами важна еще и потому, что мы должны понимать, насколько самостоятельно автор делал свой продукт. Для кинолент с участием кураторов, особенно из профессиональных киношкол, у нас есть отдельная категория.
- Сколько работ вы отсмотрели за время существования фестиваля? - Более 3,5 тыс. Благодаря этому я очень хорошо понимаю, что происходит в душах юных фильммейкеров.
- Топ-3 фильмов, которые запомнились вам за это время?
- Во-первых, работа из Японии с прошлогоднего фестиваля. В этой стране большой проблемой являются суициды среди молодежи. Фильм в жанре фэнтези был посвящен теме школьного буллинга.
Вторым я бы назвал индийский фильм, который нам прислала девочка в первом фестивальном сезоне. Она из очень бедной семьи, у нее практически нет никаких возможностей, чтобы заниматься тем, что она любит. На протяжении четырех месяцев она ходила в интернет-кафе, чтобы монтировать свой фильм. Это лента о дружбе между птицей и деревом, о котором перестали заботиться люди. Третий фильм, который мне особенно запомнился, из России. Увлекательная комедия с полицейскими и мафиози про покупку велосипеда через интернет-магазин.
- Чем по настроению и смыслам отличаются фильмы первого сезона фестиваля (2019 год) и нынешнего?
- Фильмы стали более серьезными, даже от совсем маленьких детей. Исчезла веселость. И, к сожалению, из-за сложившейся ситуации не все фильмы доходят на конкурс.
- Какие номинации будут на нынешнем фестивале?
- Анимация, документальный фильм, драма. Сортируем заявки по двум категориям – до 18 лет и от 18 до 25 лет.
- Как вам Урал?
- Я всегда жил в огромных городах и всегда хотел пожить в чем-то совсем небольшом. В Лондоне я встретил свою будущую жену Дарью, мы работали над совместным проектом. Даша из Верхней Пышмы - так я оказался здесь.
Русские люди очень эмоционально закрыты при первой встрече, но если они приняли тебя, они максимально гостеприимны и заинтересованы. Это полная противоположность моему европейскому опыту.
Мне казалось сначала, что на Урале меня никто не любит. Были сложности с тем, что я не говорил по-русски, и меня очень удивляло, что так мало людей говорят по-английски. Я пока не понял, насколько Россия стала моим домом, хотя моя мама уже уверена в этом. Но знаю точно, что я полюбил русскую культуру. Я хочу разговаривать с людьми, путешествовать, узнавать специфику разных национальностей, которые населяют Россию.
Беседовала Анна Касюкова
almaceramica
Главные новости
В Минобороны открестились от свердловского депутата Коробейникова после скандала с СВО«Кормим такси или пропускаем школу»: екатеринбуржцы пожаловались на транспортДля жителей Свердловской области резко повысится плата за электроэнергиюЦентр для борьбы с детскими суицидами появится в ЕкатеринбургеКакие машины разрешили возить из Японии и сколько они стоят в ЕкатеринбургеКультурные маршруты по Екатеринбургу от Константина Панова на 22 - 24 ноября