Подходит к концу 2022 год. Он принес и финансово-экономические потрясения. Экономист Эдуард Матвеев
Эдуард Матвеев независимый финансовый эксперт, создатель проекта «Лесная биржа» - детям о финансах просто. Автор книг о финансах для детей «Дима и Совенок», «Лесная биржа», «Атака Воронов».
по просьбе ЕАН подготовил колонку с обзором основных тенденций 2022 года и ответом на вопрос: если в этом году экономика падала плавно, то что будет с ней в наступающем? И какая роль у экономического блока российской власти в этих процессах?«Основными показателями здоровья любой экономики являются ВВП, инфляция и безработица. Еще один важный индикатор - уровень доходов населения.
Что касается ВВП, то в 2022 год Россия зашла с некоторым запасом прочности - цены на сырье в 2021 году были довольно высокими, а на фоне начала СВО выросли дополнительно. В связи с этим по инерции Россия зарабатывала около 1 млрд долларов в месяц. Тем не менее перевод экономики на военные рельсы сказался и на ВВП – по оценкам того же Банка России, специалистам которого я доверял бы гораздо больше, чем остальным ведомствам.
ВВП России по результатам этого года может упасть на 4 – 6%. Почему это падение довольно умеренное на фоне ощутимых экономических проблем?
Вопрос один – как считать. Ведь несколько лет назад Росстат изменил методику расчета ВВП. Он перестал расти, а нужно было, чтобы рос. И тогда в расчет включили военную промышленность. Именно этот фактор плюс высокие цены на нефть и помогли снизить цифры провала ВВП.
Что касается инфляции, то Россия движется в сторону примерно 13% по результатам года. И если кто-то будет возмущаться, мол, посмотрите на цены в продуктовых магазинах, тот же бензин или ЖКХ, то и тут вопрос – как считать. В расчет инфляции входит более 500 позиций, и далеко не все за год выросли.
Кроме того, официально разрешив параллельный импорт, правительство помогло хоть как-то наполнить магазины иностранными товарами, пусть и фактически пиратскими. А снизившийся с марта почти в два раза курс доллара помог сделать цены на эти товары даже меньше, чем они были в прошлом году.
Что касается реальных доходов населения, этот год показал закономерный спад в 1,7% по результатам 9 месяцев. Предполагаю, что до конца года эта цифра не изменится. Как минимум за счет того, что правительство точечно индексировало зарплаты и пособия. Нельзя сбрасывать со счетов и выплаты участникам СВО. По поводу анонсированных в свое время Путиным выплат по 200 000 рублей пока, судя по всему, разбираются. Но, по имеющейся у меня информации, участникам боевых действий при ранениях или более серьезных последствиях даются ощутимые выплаты.
Безработица находится на исторических минимумах - между 4 и 5%. Злые языки утверждают, что к концу года она может подняться, но уверен, что правительство и руководители на местах будут с этим бороться.
Низкая безработица – реальность, но отнюдь не благодаря позитивным факторам. Скорее, наоборот. Недавние вспышки COVID и падения курса рубля в 1 квартале 2022 года замедлили приток мигрантов. Объявленная мобилизация не только выдернула с рабочих мест 300 000 физически активных людей, но и как минимум столько же предпочло из-за нее покинуть страну. И это явно не разнорабочие.
Кроме того, как бы ни считал Росстат, приходится констатировать: что план по демографии полностью провалился, а на фоне текущих событий оптимизм и мотивацию потенциальным родителям брать неоткуда.
В сухом остатке
Действительно, судя по цифрам, да и по состоянию экономики и товарам в магазинах, все могло быть гораздо хуже. Своевременно принятые меры по стабилизации валютного рынка и законодательного разрешения "серого" импорта значительно смягчили удар по экономике России.
Причем снижение курса доллара произошло во многом благодаря естественным причинам. Из-за рисков заморозки средств организаций и частных лиц, хранящихся в так называемых «токсичных валютах», Банк России взял курс на дедолларизацию. И требования платить за нефть и газ в рублях – из той же оперы.
В каких-то случаях правительство попыталось сделать точечные рублевые вливания, и это тоже помогло. Кроме того, сейчас «с горкой» загружены предприятия ВПК, а там трудится немалая часть экономически активного населения.
Однако не стоит обольщаться. Видимое благоденствие может закончиться довольно быстро, и вот почему.
Во-первых, Европа и США ввели в 2022 году огромное количество санкций, но большинство из них – с отсрочкой. По факту большая часть стала вводиться лишь в сентябре.
По сути, если перефразировать президента Путина, они тоже еще ничего и не начинали.
Во-вторых, мир входит в состояние рецессии, а значит, цены на энергоносители уже в 2023 году могут ощутимо снизиться. Я бы ждал цены на нефть отчетливо ниже 50 долларов за баррель. А ведь российская нефть продается с почти 30%-ной скидкой к биржевым ценам! Снизится и выручка российского добывающего сектора. А значит, придется поднимать курс ненавистного доллара.
В-третьих, затянувшаяся специальная военная операция неминуемо приведет к раскрутке инфляционной спирали. Ну хотя бы по той простой причине, что в истории так было ВСЕГДА.
Ну и, кроме того, на фоне снижения реальных доходов населения, то есть в которых учтена инфляция, статистика неумолимо показывает, что люди перешли в режим экономии и сбережений, заменяют дорогие товары и услуги дешевыми. Как вы понимаете, рано или поздно это ударит и по бизнесу, что, в свою очередь, приведет к росту безработицы.
Так что расслабляться рано, год был тяжелым, год будет тяжелым».