РИА «Европейско-Азиатские Новости» на ДзенеРИА «Европейско-Азиатские Новости» вКонтактеРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ОдноклассникахРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ТелеграмРИА «Европейско-Азиатские Новости» в YouTubeРИА «Европейско-Азиатские Новости» в RuTube
[18+]
Опубликовано: 24 января 2023 в 12:45

"20-летние для меня - инопланетяне": специалисты - о социальной революции в современной России

© Иллюстратор:Катя ЗеленаяЗемля
Борьба поколений не закончилась на романе "Отцы и дети", а продолжается до сих пор. Подростки сейчас растут в совершенно другом информационном поле в отличие от родителей. Им не нужен взрослый, по стопам которого можно пойти, чтобы продолжить его дело жизни. Интернет стирает границы и предлагает совершенно иную свободу, чем раньше, - но это вызывает непонимание и отторжение старшего поколения.
Взрослые обвиняют молодежь в несерьезном отношении к работе, мягкотелости, инфантильности и в целом некой недальновидности. С другой стороны, в современный мир приходят такие понятия, как новая этика, новая искренность, феминитивы и многие другие вещи, к которым труднее адаптироваться «отцам».
ЕАН пообщался с представителями разных возрастных категорий, а также с экспертами: социологом Александром Долгановым и психологом Антоном Башкатовым, которые объяснили современную «борьбу поколений».
Интернет стирает границы и предлагает совершенно иную свободу, чем раньше, - это вызывает непонимание и отторжение старшего поколения.
«Существует ли недовольство молодым поколением со стороны поколений старших – да, безусловно. Молодые осуждаются старшими за недостаток трудолюбия, инфантилизм, аморализм, отсутствие внятных политических и идеологических взглядов», - говорит Александр Долганов.
По его словам, у современной «борьбы поколений» есть одна существенная особенность. Колоссальное ускорение технического прогресса в корне изменило не только характер труда, но и повседневную жизнь людей.
«Раньше жизненный опыт, знания, традиции передавались от отца и деда к сыну и внуку, содержание знаний менялось исключительно медленно. Но все перевернулось.
Теперь деды и отцы вынуждены обращаться к внукам и детям, которые обучают их современным навыкам обитания в городской среде, обращению с многочисленными устройствами и процессами, без которых немыслимы труд и быт современного человека. Это подлинная социальная революция, острый кризис традиционных социальных ролей», - говорит Александр.
Долганов замечает, что противоречие между поколениями лежит в основе видимых социальных катаклизмов, которые мы переживаем. Пожилые политики у власти цепляются за архаичные практики, бьются за сохранение привычных привилегий «учить жизни» молодежь. Поэтому так настойчиво пропагандируются «традиционные ценности», которые на самом деле никто не может даже внятно перечислить. Поэтому правящие политики в нашей стране опираются на социальные группы, порожденные архаичными экономическими укладами (парни из бедных деревень и поселков, делающие карьеру в Нацгвардии, казаки и т.п.). Поэтому они так враждебны к продвинутым молодым горожанам, чей профессиональный труд в информационном пространстве, да и сам процесс жизнедеятельности им чужд и непонятен. Поэтому они настойчиво контролируют образовательный процесс в школах и вузах, навязывают официальную точку зрения как единственно возможную. Поэтому они едва терпят существование самостоятельного малого бизнеса, не совместимого с госкапиталистической экономикой, по сути воспроизводящей феодальные отношения на новом уровне.
«Сегодня средний возраст россиянина - 41 год. За XX век численность населения мира выросла в разы, а численность населения России в течение истекшего века не выросла вообще, она уменьшилась и в XXI веке продолжает снижаться (если не считать население присоединенных территорий). Откуда взяться молодежной пассионарности?
Лозунг сорокалетних – сохранять стабильность. Поэтому наши возрастные политики могут так долго держаться у руля и навязывать обществу свои «представления о прекрасном».
Хотя движение истории от прошлого к будущему, а не наоборот ни один смертный отменить не в силах», - объясняет социолог Александр Долганов.
Пожилые политики у власти цепляются за архаичные практики, бьются за сохранение привычных привилегий «учить жизни» молодежь.
Чтобы понять, в чем основные претензии старшего поколения к младшему, корреспондент ЕАН поговорил с 50-летним коллегой. Он объяснил, чем его удивляет молодежь.

Петр, 50 лет

«Я корреспондент. Мне интересно работать, и у меня до сих пор не пропал интерес к моей деятельности. В свое время бывал редактором, и мне есть с чем сравнивать. Думаю, мое отношение к работе отличается от отношения к ней 20-летних, причем в банальных вещах. Они несерьезно подходят к работе, но не из-за того, что они плохие, просто молодые люди еще не набрались жизненного опыта. Я в свои 20 лет не мог себе позволить безответственного отношения. Тогда я был санитаром в больнице, там все стерильно. Если будешь легкомысленно относиться к своим обязанностям, то это может плохо кончиться.
У молодых людей есть чувство необязательности. Можно сделать как угодно, и так пойдет, а можно вообще не сделать, и как-то пронесет. Я не говорю, что все такие, есть и ответственные, но их – абсолютное меньшинство.
Зачастую для меня 20-летние все равно что инопланетяне, это уже поколенческая пропасть – я не понимаю их, они - меня.
Молодежь сейчас более эгоистичная и мягкотелая: «Мир крутится вокруг меня, я свободная личность и делаю так, как удобно мне, и плевать на окружающих». Это я много раз замечал со стороны молодых людей. Мы живем в обществе, а жить в обществе и быть от него свободным, как известно, нельзя. Они меньше интересуются окружающим, меньше читают, поэтому больше невежества. Всегда считалось, что чего-то не знать стыдно, сейчас нестыдно быть невежественным человеком: «Не знаю, да и пофиг, зачем мне?» Нет интереса развиваться».
Недовольство старших, что они транслируют на молодежь, можно объяснить борьбой поколений и отсутствием общего языка. Но правда ли, что молодые люди инфантильно подходят к рабочим обязанностям?
Молодая екатеринбурженка в ответ на это поделилась своей историей и жизненными принципами. А психолог Антон Башкатов проанализировал ее слова.

Варвара, 22 года

«Сейчас я управляющая кофейни. В сфере услуг работать тяжело, но, если ты любишь людей, это то, чем тебе стоит заниматься. Если ты правда хочешь сделать для людей что-то хорошее.
Моя деятельность незначительно отличается от другой работы в сфере услуг вроде курьерской. Но любви к людям на любой работе может не хватить, главное - знать, что ты делаешь и зачем ты это делаешь.
В работе я вижу перспективы для развития, для роста они практически бесконечные. Потому что, сколько бы ни существовала сфера услуг, она постоянно развивается и становится круче.
И это уже не только про кофе, еду, доставки или стрижку. Это что-то глубже, про ощущение других людей, коммуникацию с ними, про выстраивание экологичной, комфортной среды.
У меня ненормированный рабочий день, я работаю, как чувствую. Если я устала, то ухожу пораньше или прихожу попозже. Сегодня я проспала неофициально назначенный самой себе рабочий день на пять часов, но я знаю, что наверстаю. Если я сегодня продуктивная, моя работа будет сделана.
Когда у меня ресурса больше, то я могу и на дом работу взять и не чувствую ничего насильственного в этом.
Своих коллег я очень люблю, между нами нет дистанции. Мы общаемся как друзья вне рабочего времени, но на работе - как начальник и подчиненные.
Форс-мажоры бывают, я не зверский начальник, если написать мне заранее, за час до выхода, что не получается прийти, то я постараюсь что-то придумать. Никто у нас не был уволен по причине «не пришел на работу», я пытаюсь по-человечески относиться ко всем. В свою очередь, это же получаю от своих сотрудников – меня несколько раз подменяли, когда было тяжело.
Совсем недавно со мной случился депрессивный эпизод, что не было сил себя поднять с кровати, мне даже не пришлось просить, сразу несколько людей предложили меня подменить и передать часть своих обязанностей, чтобы было полегче.
Звучит нереалистично, но это правда, такие отношения сложились в нашей команде – теплые и поддерживающие, но при этом каждый знает свое место и работает, подходя к этому ответственно.
Пока не знаю, как бы выглядела работа моей мечты.
На этапе, где я сейчас нахожусь, я будто бы в идеальном месте, мне бы хотелось чувствовать себя в команде всегда так. В любом случае, куда бы меня ни занесла моя карьера, она будет связана с людьми, потому что я на это ориентирована.
Хотелось бы работать в коллективе, но со свободным графиком или графиком, не привязанным к четким часам. Сейчас хочу продолжать работу управляющей, но, возможно, в другом заведении. Или попробовать резко что-то новое - решила, что попозже с этим определюсь».
Сейчас Варвара увольняется в связи с грузом ответственности за сотрудников, который ее тяготит.
«Ты никогда не можешь расслабиться, вскакиваешь по первому уведомлению с телефона, не получается отдыхать. Когда ты голова проекта, эта ответственность ничем не ограничена, и все, что происходит, тебя касается. Не все под моим контролем, очень много человеческого фактора, и я начинаю в этом копаться, а мне от этого нехорошо. Например, сезонный спад выручки, на который я никак не могу повлиять, или сокращение бюджета, в том числе на зарплаты.
Этот бесконечный снежный ком накапливается и выливается в нестабильные психические состояния, дереализацию, например.
Тогда ты начинаешь жить на автопилоте, потому что уже не можешь что-то чувствовать.
На новом месте мой путь начнется с нуля, а когда ты на начальных этапах, ответственности довольно мало. Как только почувствую, что уже не могу, то сменю работу.
А может, опыт и навыки, приобретенные здесь, помогут мне на новом месте. Сейчас я чувствую, что уношу отсюда колоссальный багаж.
Уверена, что опыт нарабатывается и хороший руководитель не будет пенять тебя его отсутствием, если ты занимаешься чем-то для себя новым. Деньги – это безопасность, они должны быть, но они не решающий фактор, если бы я всерьез задумывалась сменить сферу. В первую очередь - комфорт и ощущение себя на своем месте, коммуникация внутри компании и ваша общая миссия, которую вы для себя определяете. Твое ощущение, наверное, - это самое важное на рабочем месте».
Психолог Антон Башкатов предполагает, что у Варвары чередуются моменты трудоголизма и апатии. Она признает их за собой. К подчиненным она относится лояльно. На первый план у нее выходит желание быть нужной, а для этого необходим определенный опыт и навыки. Переработку или трудоголизм в данном случае можно рассматривать как возможность переключить внутреннее внимание со своих переживаний на осуществление внешних действий.
В нашей культуре гораздо больше принято положительно оценивать выполнение труда, чем полученный результат. Процесс работы тоже может доставлять удовольствие.
Возможно, у нее есть убеждение, что она плохо справляется, а если плохо справляется, то станет ненужной. На мой взгляд, здесь первопричина – ощутить себя нужной, любимой, чтобы оценили, похвалили, были хорошие отношения в коллективе. Путем общения с другими людьми и узнавания их она пытается познать себя. Возможно, не принимая себя, она считает, что ее не принимают, а таким образом она себя «шлифует» и готовит к коммуникации с другими людьми.
«Если посмотреть на историю с точки зрения ненаучного подхода, а с точки зрения моего мнения, то в ней есть желание быть нужной и желание получить определенный опыт. У респондента нет потребности в значительной сумме денег. В истории удовлетворяется потребность в любви, принятии, компетенциях, может быть, из-за того, что участница достаточно молодая и она не считает себя опытным сотрудником. Возможно, в данном случае девушка решает свои актуальные задачи, исходя из возраста, психического статуса, воспитания и детско-родительских отношений.
Довольно интересно поговорить о ее родителях. Давайте представим, ее родителям может быть где-то 40. Это практически последнее поколение детей Советского Союза, возможно, уже в сознательном возрасте эти люди прошли 90-е или в детстве. Это значит, что то время их задело и повлияло на их развитие. Полная ли у респондента семья, тоже имеет огромное значение.
Если неполная, тогда все становится на свои места: желание получить любовь родителя, который был отдален, идет через работу, через потребность в удовлетворении любви и принятия. Если семья была полная, то один из родителей был эмоционально отдален или часто отсутствовал.
Финансовый статус родителей тоже имеет значение. Если они прошли через 90-е, то, возможно, они знали, что такое нехватка денег. Поэтому их дети росли в семьях, где уже были созданы мягкие финансовые условия, и у них не выработалось то состояние «голода», как у их родителей. Соответственно, нет гиперпотребности «наесться». Но, возможно, они получили деньги от родителей, но не получили их внимания, эмоционального контакта. Говорю размыто, потому что хочется объять необъятное, но невозможно только по тексту понять, что человеком движет, поэтому это только гадания и предположения», - делится психолог.
От автора. Конфликт поколений – это весьма обычная вещь, что присутствует уже не одно тысячелетие из-за эмоциональной пропасти и отсутствия общего языка между молодыми и взрослыми людьми. В современном мире все усложнилось из-за информационного и технического прогресса, а также из-за большой разницы в возрасте, вызванной демографическим спадом. Главная проблема в том, что молодежь почти не может работать с людьми, которые старше, и полноценно с ними коммуницировать. Нередко складывается ситуация, когда человека не принимают в уже состоявшийся коллектив или не доверяют ему в связи с возрастом. Выходит, что общество делится на конфликтующие группы: айтишников и престарелых политиков, прогрессивных студентов и людей консервативных взглядов средних лет. Поэтому сейчас странно говорить об инфантильности, глупости, лентяйстве старшего или младшего поколения - связь между ними не налажена, поэтому адаптации и принятия с той или иной стороны, скорее всего, не произойдет.
«Человечеству чудесным образом удавалось развиваться на протяжении прошедших тысячелетий, несмотря на «злокозненность» каждого следующего из многих сотен поколений молодежи. Это дает кое-какие основания верить, что и нынешнее поколение молодежи справится с вызовами своего времени и точно окажется не хуже, чем те поколения, которые неизбежно сменит», - резюмирует Александр Долганов.
Семен Хорохорица
almaceramica
Главные новости
В Минобороны открестились от свердловского депутата Коробейникова после скандала с СВО«Кормим такси или пропускаем школу»: екатеринбуржцы пожаловались на транспортДля жителей Свердловской области резко повысится плата за электроэнергиюЦентр для борьбы с детскими суицидами появится в ЕкатеринбургеКакие машины разрешили возить из Японии и сколько они стоят в ЕкатеринбургеКультурные маршруты по Екатеринбургу от Константина Панова на 22 - 24 ноября