С 1 января для налогоплательщиков введен институт единого налогового счета. Через него можно уплатить сразу все налоги через одно платежное поручение.
Теперь вместо заполнения множества платежных поручений с разными реквизитами налогоплательщики вносят денежные средства на единый налоговый счет, открытый в УФК по Тульской области, с указанием в платежном поручении только двух реквизитов: суммы платежа и ИНН налогоплательщика. Дальнейшее распределение денежных средств по обязательствам налогоплательщика будет осуществляться в автоматическом режиме.
В первую очередь платеж будет направлен на погашение недоимки по хронологии ее возникновения. Далее - на налоги с текущим сроком уплаты, а потом – пени, проценты, штрафы.
Это снизит число налоговых платежей, потому что все можно будет провести одной операцией.
В качестве единого платежа уплачиваются практически все налоги (исключение - взносы на травматизм. Их перечисляют в Социальный фонд России, созданный на базе ПФР и ФСС): НДС, налог на имущество, земельный налог, транспортный налог, акцизы, водный налог, НДПИ, налог при УСН, ЕСХН, налог на игорный бизнес, налог на спецрежим при выполнении соглашений о разделе продукции, госпошлина, на которую суд выдал исполнительный документ, страховые взносы, сбор за пользование объектами водных биоресурсов, налог на профессиональный доход (для самозанятых).
Эксперт, экономический аналитик Эдуард Матвеев рассказал ЕАН, зачем на самом деле было введен ЕСН. С его точки зрения, эта мера - продолжение тренда на цифровизацию и исключению сотрудников ведомства из общения с клиентами.
«Те, кто работал с налоговой раньше, знает, какой там всегда был бардак, какая была текучка кадров. Из-за низких зарплат туда приходят поучиться, потом уходят в консультанты. Неопытность сотрудников приводит к тому, что они делают кучу ошибок, поэтому все процессы идут очень долго. А ведь еще им надо тех ловить, кто налоги не платит. И теперь, очевидно, число контактов между клиентами и налоговиками сводится к минимуму.
Ведь если раньше, до COVID, клиенты с каждым чихом бегали в налоговую, то теперь, после пандемии, стало не попасть. Телефон дают, и все. И введение ЕНС дает, помимо уменьшения контактов, еще и упрощение взаимодействия – чтобы человек не бегал», – отмечает эксперт.
Помимо облегчения жизни налоговой, ЕНС, по мнению эксперта, полезен и обычным налогоплательщикам. «Введение единого счета, конечно, очень облегчает процесс уплаты налогов. Единый налоговый счет – это, по сути, единый налоговый кошелек, если хотите – карта, чтобы либо отправлять деньги, либо, наоборот, их у налоговой забирать. До его введения как было: если у предприятия или индивидуального предпринимателя были переплаты по одному налогу, а по другому, наоборот, недоимки, то перекинуть со счета на счет было очень сложно. Возврат переплат осуществлялся в течение 30 дней, что очень долго. А теперь переплаты можно вернуть за 1 день. Сумму разрешено отправлять хоть на другой налоговый счет, хоть другому лицу. Кроме того, если ранее порядок возврата переплаты действовал только на налоги, уплаченные за последние три года, то теперь эту норму убрали», – отмечает Матвеев.
По его словам, главное удобство - в объединении в один счет платежей ИП и физического лица. Теперь можно одновременно можно платить налоги на личное имущество (например, транспортный) и налоги как ИП, например, фиксированные страховые взносы. Все деньги будут уходить одновременно, ведь все сроки уплаты и представления отчетности унифицируются и приводятся к единому сроку.
В целом же эксперт оценил нововведение как продолжение тренда на цифровизацию ведомства, которую начал еще премьер-министр Михаил Мишустин, глава федерального ведомства до 2020 года.
Ранее ЕАН рассказывал, что новая система нацелена не только на то, чтобы максимально упростить порядок уплаты налогов. Кроме вышеперечисленных плюсов также уменьшится время снятия блокировки со счета после погашения предпринимателем задолженности перед бюджетом. После этого блокировка с банковских счетов налогоплательщика будет сниматься в течение одного дня. То есть ЕСН, кроме всего прочего, полностью меняет механизм взаимодействия компаний с банками.
Ольга Несдающихся