16 февраля в прокат вышла российская военно-историческая драма «Праведник». Ее называют нашим «Списком Шиндлера». Чего ожидать от проекта, который реализовали телеканал «Россия 1», студия главного "бесогона" страны Никиты Михалкова, кинокомпании «Централ Партнершип» и «ВайТ Медиа» при поддержке госбюджета? Вероятно, чего-то эффектного, ура-патриотического. Но «Праведник», как ни странно, оставляет другое впечатление, и оно оказывается глубже, чем ожидалось.
Александр Яценко в роли Николая Киселева
1942 год, еврейское гетто под Минском. Барак, тусклый свет, спящие под рваными одеялами дети. Супругам Таль (Константин Хабенский и Чулпан Хаматова) нужно выбрать только одного из младших – того, кто вместе с их семнадцатилетним братом Моше (Марк Эйдельштейн) получит шанс сбежать из фашистского плена этой ночью. Выбор падает на девятилетнюю Мириам (Кэти Солвэй), потому что «евреев поставляют девочки». На прощание отец велит Моше беречь сестру и передает сыну реликвию – золотой компас-астролябию, которую семья хранит уже 500 лет.
В то время, когда Моше и Мириам минуют колючую проволоку, партизанский отряд Николая Киселева (Александр Яценко) освобождает от фашистов небольшую белорусскую деревню. Но тут красноармейцев ждет сюрприз: двери одного сарая распахиваются, и в Киселева с товарищами утыкаются взгляды 200 с лишним изможденных евреев во главе с Рувимом Янкелем (Сергей Маковецкий). Они свободны, но им некуда идти. Что делать с этой оравой живых мертвецов в немецком окружении? Теперь это головная боль Киселева. Путь за линию фронта длиной 1500 км идет через лес, продовольствия и боеприпасов мало, а солдаты Вермахта наступают на пятки. Но шансы выбраться есть.
А теперь действие переносится в наше время в Тель-Авив. На кровати в госпитале сидит старый Моше Таль (Довале Гликман), выживший в том еврейском исходе 1942 года. Теперь это вредный старик, который недолюбливает врачей, женщин, палестинцев и журналистов. Но особенно он недолюбливает политрука Киселева. Тот обещал, но так и не вернул Моше сестру Мириам и семейную реликвию – золотую астролябию.
Кэти Солвэй в роли Мириам
Больше всего в фильме впечатляют не перекрученные как канаты сюжетные линии, а сам факт: оказывается, у нас можно снять кино о героическом подвиге во время ВОВ без масштабной компьютерной графики и навязчивой идеологии. При этом героизм советского защитника не только не уменьшится, а напротив – станет более отчетливым. Но чтобы снять такое кино, нужно быть не пропагандистом, а режиссером и иметь добротную, не замыленную патриотическими уроками документальную основу.
Режиссер картины Сергей Урсуляк вошел в списки классиков кино в 2007 году, когда снял знаменитую «Ликвидацию». С тех пор он без остановки выдает одну многосерийную историческую драму за другой. За последние 12 лет вышли: «Исаев» о молодом разведчике Исаеве-Штирлице Юлиана Семенова, «Жизнь и судьба» об изобретателе атомной бомбы Штруме Василия Гроссмана, «Тихий Дон» о казаках Мелеховых Михаила Шолохова и, наконец, «Ненастье» об уральских «афганцах» Алексея Иванова. Все эти ленты – про подвиг, о котором не кричат, и о сложных отношениях героя со «своими» и «чужими», Родиной и государством. «Праведник» продолжает эту линию и вплотную приближается к теме Холокоста. Ведь для Урсуляка эта трагедия – не только национальная и историческая, но и личная: его бабушка-еврейка пережила немецкую оккупацию.
В основу сценария «Праведника», который написал Геннадий Островский, легли реальные события: подвиг советского политрука и партизана Николая Киселева, который спас 218 евреев, выведя их через белорусские леса с оккупированной территории за линию фронта.
Спустя десятилетия за свой подвиг Николай Киселев, как и Оскар Шиндлер, удостоился в Израиле почетного звания Праведника народов мира. Отсюда, собственно, и взялось название фильма.
Сергей Маковецкий в роли Рувима Янкеля
Островский использовал в истории многочисленные воспоминания участников этих событий. А вот мемуары самого праведника Киселева туда не попали: их не существует. Киселев хоть и стал для спасенных иудеев советским Моисеем, рассказывать о своем подвиге не любил, наград и званий за него не выпрашивал, да и праведником стал посмертно.
Причина – не только в природной скромности политрука, но и в страхе репрессий: после своего подвига Киселев был арестован военной контрразведкой как дезертир. Его спасли те, кого до этого спас он: группа активистов написала обращение к тогдашнему секретарю ЦК КП(б) Белоруссии Пономаренко в защиту «советского Моисея».
В фильме праведника сыграл Александр Яценко – блестящий актер, который для этой роли намеренно приглушил свою звездность. Яценко не выпячивается в кадре и не светится, преисполненный великой миссией своего персонажа. Реплики он роняет обыденно, скороговоркой под нос и постоянно норовит выйти из камеры. В самых острых, ключевых сценах кажется, что Яценко вообще ничего не играет. Просто стоит, просто смотрит, просто молчит, но при этом остается максимально убедительным.
Любовь Константинова в роли связистки-переводчицы Ани
Да и в самом Киселеве поначалу нет ничего героического. До войны он работал бухгалтером, поэтому к воинскому долгу относится ответственно – примерно как к квартальному отчету. Он просто сводит дебет с кредитом и Спасителем быть не собирается. Тем более для кого – горстки странных и бесполезных на фронте людей, среди которых в основном старики, женщины, дети, мамины сынки со скрипками и раввины с их нелепыми ритуалами. Только по мере узнавания каждый из них становится для Киселева не цифрой в реестре описи, а живым человеком с тяжелой личной историей.
Впрочем, евреи тоже не дают спуску Киселеву и его красноармейцам, невзначай напоминая о геноциде в 30-х, когда нынешний защитник увлекался погромами, репрессиями и переселением меньшинств. Вообще «Праведник» не стремится упростить картину и поделить всех на «плохих» и «хороших». Партизаны тут не рыцари без страха и упрека, к спасенным евреям они относятся с привычным бытовым антисемитизмом, а те платят советским солдатам насмешками и недоверием: «Позвольте спросить, в братскую семью народов нас – добровольно или как?»
Дитмар Кениг в роли Шмюкера
Но без клише в «Праведнике» все-таки не обошлось. Схематичными, порой даже карикатурными, выглядят многие второстепенные персонажи. Например, изрядно поднадоевший своим театральным идишем Сергей Маковецкий, который в миллионный раз играет еврея. Например, Федор Добронравов, застрявший в амплуа этакого хваткого, но недалекого мужика, комиссара с колхозным юмором. И уж совсем опереточным в «Праведнике» выглядит главный злодей – офицер Вермахта Шмюкер, которого сыграл доселе неизвестный нашему зрителю актер из Германии Дитмар Кениг. Шмюкер с упоением снимает на фотокамеру собственные зверства, ненавидит всех жидов, а заодно и Пушкина, который тоже «еврей и коммунист».
Евгений Ткачук – Ферзь и Мария Золотухина – Това Липницки
Зато уральцев порадует персонаж по кличке Ферзь – фартовый картежник из Нижнего Тагила, которого сыграл актер Евгений Ткачук. Этот вчерашний гопник неожиданно для себя влюбляется в «жидовку» – черноглазую «ведьму» Тову Липницки (Мария Золотухина, внучка «Бумбараша»). Да так, что готов выучить иврит, надеть кипу, пожертвовать своей крайней плотью и продезинфицироваться после этого в муравейнике, потому что в походных условиях других способов нет.
Свадьба молодых пройдет на поляне в партизанском лагере под проникновенные еврейские скрипки, и редкий зритель в этот момент не уронит слезу. Вообще поплакать во время просмотра «Праведника» придется не раз, но слезы эти не вымученные. Они легки и прозрачны, как и праведные истины Урсуляка: все национальности равны, и нет никаких «ровнее». Хочешь жить в мире с человечеством – уважай других, умей объединяться и договариваться. Защищай слабых, береги доверие, держи слово. В общем, все по Библии.
Выходя из зала кинотеатра, многие стыдливо прятали красные глаза. А один мужчина негромко сказал своей спутнице:
- Да, это вам не "Чебурашка".
Наталья Пирожникова специально для ЕАН