В сфере пассажирских авиаперевозок по состоянию на 2023 год наблюдаются «кризисные явления», несмотря на успехи в импортозамещении. Об этом говорится в докладе главы Федеральной антимонопольной службы Максима Шаскольского «О состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2022 год», с которым он выступит в Госдуме на следующей неделе (документ есть в распоряжении ЕАН).
В самом начале доклада говорится, что «в области импортозамещения Россия достигла больших успехов» по ряду направлений. Среди них - энергетическая сфера, военная, авиационная, пищевая промышленность, судостроение и другое. Однако в самом конце документа глава ФАС признает, что на фоне внешнеполитической ситуации и экономических санкций приобрести новые самолеты для российских авиакомпаний невозможно. По этой же причине маловероятно появление новых перевозчиков.
«Появление новых авиакомпаний на рынке Российской Федерации также ограничено отсутствием поставок авиационной техники. Внешние поставщики в силу санкционных ограничений оказались недоступны. Планируемые поставки отечественных производителей авиатехники уже полностью распределены между действующими игроками российского авиарынка», — следует из доклада.
Для сохранения «транспортной доступности и территориальной целостности страны» глава ФАС предложил обеспечить государственный контроль в сфере производства авиационной техники, двигателей, авионики, создания авиационной инфраструктуры и высокие стандарты кадровой политики в сфере авиационной промышленности.
Как писал ЕАН, за последние два месяца участились случаи задержки рейсов авиакомпаний из-за поломок самолета. 12 сентября произошла посадка самолета с отказавшей гидравликой на пшеничном поле в Новосибирской области. Технические вопросы возникают практически у всех авиакомпаний страны, эксплуатирующих самолеты иностранного производства.