[18+]
10 октября 2023 в 16:00

Хирург русской души: об Алексее Балабанове и новом фильме его памяти. Трейлер

© Источник фото: kino-teatr.ru, uznayvse.ru, трейлер фильма
На прошлой неделе в широкий прокат вышла картина Константина Смилга, посвященная известному уральскому режиссеру Алексею Балабанову. Документальный фильм «Балабанов. Послесловие» приурочен к 10–летней годовщине его смерти (Балабанов умер 18 мая 2013 года – прим. ЕАН). В фильме-разговоре собраны отрывки последних интервью выдающегося кинематографиста, публике представлены дневниковые записи знаменитого уральца. Специальный корреспондент ЕАН Павел Пивоваров посмотрел фильм и вспомнил культовые ленты уральского режиссера.
Важно отметить, что фильм состоит из разговоров с режиссером, когда сам Балабанов думал, что камера выключена. Спустя 10 лет отрывки были смонтированы и сложены в картину. Всю свою жизнь Балабанов был закрыт для публики. Он никогда не рассказывал ни о замыслах, ни о съемках, ни о выборе актеров и уж тем более не объяснял смысл той или иной картины. Только однажды, за два года до смерти, чудом впустил к себе домой репортеров - поговорить о личности Сергея Бодрова для фильма "Где ты, брат?". Во время этого разговора был накоплен материал для дока, вышедшего спустя десятилетие.
Во всех фильмах Балабанова прослеживается любовь к несистемному. Чаще всего героями его фильмов становились бандиты («Брат», «Брат 2», «Жмурки», «Кочегар»), архитекторы («Мне не больно»), даже просто бродяги («Брат», «Я тоже хочу»). Балабанов-демиург был тонким психологом. Он словно рисовал жизненные полотна при помощи людей, порой очень страшно, даже беспощадно к зрителю, стараясь показать изнанку жизни. Акцент при этом делался на самые темные стороны. Но автор фильмов показывал людей, преступивших закон, настолько обаятельными и даже героическими, что к ним проникались симпатией.
В последние годы жизни Алексей Балабанов часто говорил, что не любит людей и укрывается от них дома.
«У меня нет круга общения, я редко выхожу из дома, не поддерживаю старых знакомств и терпеть не могу пустопорожних разговоров», - говорит в фильме Смигла Балабанов.
Ему всегда хотелось показать жизнь настоящую, вопреки картинкам из телевизора, где шли смешные и беззаботные передачи и фильмы, когда на улицах творилось страшное. Он стремился вытащить спящего обывателя из уютного кресла, заставить его задуматься о философских категориях с помощью ужаса, а порой и через отвращение.
Отдельной темой для Балабанова была политика. В «Грузе 200» он показал всю свою нелюбовь к СССР. Пострадавшую от насилия девочку в опасности оставляет парень в футболке с аббревиатурой советского государства, а истязает ее силовик.
В фильме «Брат 2» находит отражение тема разломанного панславянского мира. Режиссер скорбит о положении сербов на Балканах, усилении позиции США в мире. Он напрямую говорит, что американцам мы можем противопоставить нашу главную силу - правду. Балабанов становится пророком: за Севастополь украинцы действительно ответили - Крым сейчас в составе России.
В фильме Смилга один из главных мотивов: подлинный художник - это бессребреник. Таким и был Балабанов. Он не знал и не интересовался, что и сколько стоит в магазинах. Деньги на жизнь и творчество для него находил его друг и продюсер Сергей Сельянов.
Бодров-младший и Балабанов работают над сценарием первой части фильма "Брат"
При просмотре фильма-разговора становится понятно, почему после 2002 года фильмы Балабанова стали намного мрачнее, чем были. До самой своей смерти провокативный автор кинокартин тосковал по погибшему Сергею Бодрову и его съемочной группе (при сходе ледника в Кармадонском ущелье погибли более 40 человек). Именно Балабанов показал Бодрову–младшему Кавказские горы, которые его погубили.
В последние годы жизни Балабанов уже не хотел снимать, так как был уверен, что кино - это энергия, и тем, кто старше 50 лет, кино делать не стоит. Если в творце заканчивается энергия, ему нечего переносить в фильмы.
Прославленного уроженца Свердловска (Екатеринбурга) из-за мрачности сюжетов называют порой русским Тарантино. Я же полагаю, что Балабанов - это хирург русской души. Он показал через экран непредсказуемость нашего человека, всю глубину его тоски, любви и что зачастую в его жилах, когда особенно тяжело, течет не кровь, а водка.
Докфильм «Балабанов. Послесловие» идет в четырех кинотеатрах Екатеринбурга. Расписание ближайших сеансов можно найти в поисковиках в сети Интернет.
Павел Пивоваров специально для ЕАН.
Свердловск - город госпиталей
almaceramica
Главные новости
Ложка гречки и сосиска: екатеринбуржцы рассказали о многочасовом ожидании вылета в ХургадуГлавный торговый рынок Оренбурга оказался под угрозой закрытияВ резиденции свердловского губернатора на площадке омбудсмена прошел круглый стол ЕАН по ресоциализации участников СВОФК «Урал» объявил об отставке главного тренераМитрополит Екатеринбургский Евгений призвал защищать авторитет учителейКредиторы требуют с муниципального «Екатеринбургэнерго» почти 95 млн рублей