РИА «Европейско-Азиатские Новости» на ДзенеРИА «Европейско-Азиатские Новости» вКонтактеРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ОдноклассникахРИА «Европейско-Азиатские Новости» в ТелеграмРИА «Европейско-Азиатские Новости» в YouTubeРИА «Европейско-Азиатские Новости» в RuTube
[18+]
Опубликовано: 17 октября 2023 в 14:05

«Вам звонят из ФСБ»: топ-5 выявленных недавно новых схем мошенничества с нашими деньгами

Мошенники не дремлют, схемы по выуживанию денег становятся все изощреннее, и попадают на них уже не только пенсионеры, а опытные, социально активные люди. У МВД есть данные о том, что деньги переводили ученые, врачи, руководители компаний, депутаты, бывшие судьи и т. д. ЕАН решил сделать подборку наиболее распространенных в последнее время схем мошенничества. Их отличительная особенность в том, что по выманиванию средств действуют целые группы. По данным МВД, большая их часть базируется на Украине, поэтому поймать мошенников невероятно сложно. Поэтому призываем читателей быть внимательнее и познакомиться с несколькими распространенными схемами.

Схема «Звонок из ФСБ»

Потенциальной жертве звонят в мессенджер «из самого ФСБ» и сообщают, что вот-вот должен связаться представитель Министерства юстиции. И действительно, вскоре ей звонит еще один неизвестный, который предупреждает: в отношении нее якобы замышляется мошенничество – неизвестные пытаются оформить кредит на ее имя. Чтобы предотвратить хищение денег, жертва должна оказать содействие работникам правоохранительных органов и Центробанка. Позже звонят еще люди и убеждают ее оформить «зеркальный» кредит. Это, по заверениям тех, кто убеждает, поможет обезопасить свои средства.
Следуя инструкциям мошенников, жертва берет банковский заем и переводит всю сумму на «безопасные счета». Далее есть варианты - мошенники сразу уходят со связи или же предлагают, например, прийти в отделение Сбербанка, в военкомат: мол, там обязаны вернуть деньги. «Если не будут соглашаться — подожгите!» – убеждают мошенники. Заканчивется это все очень грустно.
Правоохранители еще раз напоминают: никаких зеркальных кредитов и безопасных счетов не существует. Представители банков и силовых структур никогда не склоняют граждан к участию в спецоперациях по поимке преступников, не предлагают им оформить кредиты, не запрашивают данные банковской карты, включая PIN-код.

Схема «Звонок начальства»

Обычному сотруднику — например, врачу, преподавателю, актеру или продавцу – приходит сообщение в мессенджере от самого главного руководителя организации, где он работает. Он пишет, что сотрудник должен принять звонок из госведомства, курирующего всю их отрасль, и выполнять инструкции собеседника.
Далее звонивший говорит, что банковские карты и счета сотрудника находятся под угрозой, чтобы ее снять, нужен доступ к этим данным с целью «проверки». В ходе беседы мошенник убеждает сотрудников отдать им несколько миллионов рублей.
«К примеру, двум сотрудникам Уральского государственного педагогического университета аферисты, представившись ректором вуза, заявили о необходимости поговорить с "представителем Минпросвещения". В ходе беседы мошенник заставил сотрудников отдать им несколько миллионов рублей», — говорит начальник УМВД России по Екатеринбургу Максим Метелица.
Чтобы понять, что происходит, иногда достаточно просто поговорить с коллегами, поступали ли им подобные звонки.

Схема «Деньги отдадут на личном приеме»

Эту схему раскрыли уже сотрудники Центробанка России. Мошенники звонят и рассказывают потенциальной жертве, что неизвестные пытаются украсть ее деньги. Но раскрывать эту информацию нельзя, ведь есть уголовная ответственностью за «разглашение информации следствия». Но сотрудники Центробанка не оставят человека в беде! Чтобы спасти сбережения, надо перевести их на безопасный счет в Центробанке. Там деньги будут храниться на спецсчете на время поиска преступников. Когда их поймают, то всю сумму якобы вернут наличными в общественной приемной Банка России в Москве.
Для достоверности злоумышленники через сайт реального Центробанка записывают жертву на личный прием в управлении ЦБ. Для подтверждения записи человеку приходит СМС, и он убеждается: да, вот оно, подтверждение того, что деньги вернутся.
Человек переводит деньги на спецсчет и теряет их - это звонок мошенников. Они пользуются тем, что большинство жителей страны не знают, что Центробанк не работает с физлицами, не открывает для них никакие счета, никого не обзванивает. Если вам поступил звонок от «сотрудников Банка России», не продолжайте разговор, просто вешайте трубку.
В пресс-службе Уральского ГУ Банка России сообщили, что в сентябре от новой схемы обмана пострадали несколько десятков человек по всей стране. Некоторые лишились многомиллионных сумм.

Схема «Квартиру надо продавать, иначе вы ее потеряете»

Мошенники звонят в мессенджер и под разными предлогами убеждают жертву, что ей надо продать квартиру. Например, потому что "вы участвуете в секретной операции по задержанию преступников". Поэтому сейчас недвижимость надо продать, деньги будут храниться на специальных счетах.
Другой вариант – жертве говорят, что на нее оформляется много кредитов, деньги уходят на Украину, вот-вот начнутся большие проблемы с законом. Чтобы это предотвратить, надо оформить «зеркальные» кредиты и продать квартиру. Жертву убеждают, что это поможет вычислить мошенников. Деньги будут храниться на специальных «безопасных» счетах. После сделок мошенники пропадают со связи.
Итак, что объединяет все эти схемы. Это, во-первых, большая приватность – то есть звонки поступают в мессенджеры, длительность аферы — звонить могут по три-четыре дня и массовость вовлеченных — то есть по номеру звонят несколько человек.
Ранее психолог Елена Устинова рассказывала ЕАН, что основная схема — это манипуляция эмоциями, чтобы вызвать у жертвы страх, сострадание или радость. При этом мошенники угрожают арестом, штрафами или потерей возможностей, обещают выигрыш или финансовую помощь.
Другая схема — это социальная инженерия. Мошенники изначально собирают информацию о жертве из открытых источников или предыдущих мошеннических активностей. Так создается иллюзия знакомства и доверия. В разговоре они могут упоминать персональные данные, чтобы убедить жертву в своей подлинности.
По словам психолога, есть несколько признаков, которые могут указывать на то, что человек, с которым вы общаетесь по телефону, может быть мошенником. К таким признакам относятся подозрительные вопросы о личной информации: финансовые данные, номера социального страхования, пароли или другая конфиденциальная информация.
Должны насторожить угрозы или требования срочного действия, чтобы заставить вас принять быстрые решения без размышления, неожиданные предложения или выигрыши. Безусловно, не стоит обращать внимание на неизвестные номера телефонов и брать телефоны, особенно в мессенджерах.
Юлия Литвиненко
almaceramica
Главные новости
В Минобороны открестились от свердловского депутата Коробейникова после скандала с СВО«Кормим такси или пропускаем школу»: екатеринбуржцы пожаловались на транспортДля жителей Свердловской области резко повысится плата за электроэнергиюЦентр для борьбы с детскими суицидами появится в ЕкатеринбургеКакие машины разрешили возить из Японии и сколько они стоят в ЕкатеринбургеКультурные маршруты по Екатеринбургу от Константина Панова на 22 - 24 ноября