Давайте перестанем ждать чудес: машины в 2024 году, скорее всего, не подешевеют и цена даже не остановится. В первую очередь потому, что после мартовских выборов с большой долей вероятности резко вырастет курс доллара и одновременно правительство, предположительно, примет ряд непопулярных мер – например, опять увеличит утильсбор. По составам марок тоже все представляется довольно грустным: если не произойдет мирного договора с Украиной и в Россию не начнут возвращаться мировые бренды, то рынок наш, скорее всего, окончательно превратится в филиал китайского, где определять моду и цену будут не самые топовые производители. О том, что ждет рынок, – в материале ЕАН.
Чтобы четко представить будущее, давайте поймем, где находится автомобильный рынок сейчас. В 2023 году резко выросли — по сравнению с 2022 годом – продажи автомобилей: за 11 месяцев на 59%, продано 939 тыс. новых автомобилей. Как говорит статистика АО «ППК» («Паспорт промышленный консалтинг»), это на 64,9% больше, чем за тот же период прошлого года.
Большая часть этого великолепия — китайское. Как говорит председатель российской части Российско-Китайского комитета дружбы, мира и развития, уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов, китайские автомобили занимают уже 53% российского рынка.
В стоимостном выражении китайский экспорт легковых автомобилей в Россию вырос в 2023 году на 543% (то есть почти в 5,5 раз).
Но не менее бурно растет и вторичный рынок. За 11 месяцев россияне купили 5,27 млн подержанных легковых автомобилей. Это на 20% больше, чем в январе - ноябре прошлого года, сообщает «Автостат». За 10 месяцев 2023 года жители России потратили на подержанные авто 4,84 трлн рублей.
Но особенный рост, конечно, показали цены. Не такой бурный, как в 2022 году, но цифры тоже двузначные. Автомобили в России по итогам 2022 года в среднем подорожали на 24%, а иномарки — сразу на 40%. С начала 2023 года цены на иномарки в России выросли на 8–14%. Новых китайских машин дешевле 2 млн просто нет. В продаже на вторичном рынке не найти нормальных вариантов дешевле 500 тыс. рублей. По этому низу рынка нам продают пятилетнюю Lada Granta из такси или 18-летнюю Mazda.
На таком рынке формируется большой отложенный спрос – люди и рады бы поменять машину, но пугаются того, что не смогут получить за свои деньги нормальный автомобиль. Это те, кто не доверяет новым маркам.
«Рынок встал, в том смысле, что на нем немало тех, кто не готов покупать китайские машины и расставаться с со своими старыми немецкими или японскими авто, с хорошими комплектациями «корейцев». Люди боятся просто ничего не купить взамен..
Они и рады бы, может, вместо 10-летней Audi купить пятилетнюю BMW, да вариантов нет. А те, что есть — пригнанные из Европы или Кореи б/у машины, – сложно считать удачными.
Мало того, что стоят как крыло Boeing, так еще и делались не для России, их болячки непонятны механикам. Остается только молиться, что именно тебе достанется нормальный вариант», – говорит челябинский автоподборщик Ярослав Зайчиков.
По его словам, все покупки на рынке обеспечивают те, кто так или иначе связан с СВО, с оборонкой. «Я просто для себя интересуюсь, чем занимается человек, который просит подобрать машину. В пяти случаях из десяти — доброволец или мобилизованный, еще три — инженеры и рабочие с заводов, остальные покупатели – инвестировали, чтобы деньги не пропали», - говорит он.
Но в последние месяцы очевидно замедление рынка. Так, в ноябре в стране было продано 109,7 тыс. новых автомобилей, что на 2,3% меньше, чем в октябре. На рынке авто с пробегом тоже наблюдается снижение на 2,4% за последний месяц. Это случилось из-за роста стоимости кредитов: автокредит под 20% годовых на пять лет означает, что вы отдадите банку в два раза больше, чем брали, и мало кто готов на такое.
Итак, что мы видим - кратко. Есть бурно растущий рынок, на котором явно не хватает качественного предложения. Есть ценовое давление – все новые иномарки зависят от курса доллара, и в 2023 году они подорожали именно потому, что доллар вырос с 70 рублей в январе до 100 рублей в августе. К ценам на новые автомобили подтягиваются цены на подержанные — там просто все меньше «живых» машин для тех, кто категорически не хочет связываться с китайским автопромом. В каком-то зачаточном состоянии электротранспорт — больше это все же экзотика, чем реальные покупки. И в отсутствие нормальных брендов нам в качестве новых продают машины неевропейского качества, но по вполне себе западным ценам, никакой тебе скидки за неизвестный бренд или неизвестное качество.
С такими вводными мы и входим в 2024 год. Что нас ждет?
Первое – продажи машин будут замедляться — ведь ставка автокредитов ниже не будет, пока не снизится ставка рефинансирования. Пока все аналитики говорят, что Центробанк не будет этого делать, потому что видит перегревание экономики, растущую инфляцию. Аналитики «Промстройбанка» отмечают, что падение продаж новых авто продолжится в декабре и сохранится до середины 2024 года. «Восстановление спроса будет возможно после снижения ключевой ставки, а также замедления роста стоимости иномарок», – говорится в экспертном комментарии.
Означает ли это, что цены подешевеют, ведь спрос упадет? Но в России вообще не всегда снижение спроса означает снижение цен.
Наоборот, оставшимся покупателям будут «впаривать» машины по такой цене, чтобы дилеры (на первичном рынке) или перекупщики (на вторичном) заработали свое после продажи одной машины, а не двух-трех.
Второе – после выборов президента, скорее всего, резко вырастет курс доллара, который сейчас удерживают искусственно. Но бюджету нужны деньги, и чем слабее рубль, тем больше доходов у бюджета. При этом если увеличение налогов и отмену льгот народ встречает явно в штыки, то вот к девальвации рубля все привыкли. Это означает, что и цены на машины будут расти. И на новые — мы закупаем автомобили в Китае пока что не за рубли, и на старые, и на привезенные из Японии, и притащенные дилерами по параллельному импорту, и на продукцию «АвтоВАЗа» — там полно импортных комплектующих, и на «Москвичи», - в общем, на все.
Радует одно – за 2023 год рынок претерпел существенную трансформацию и теперь она завершается. «Все, что уже могло произойти с ценами, уже произошло. Дальше они будут подниматься постепенно, в зависимости от меняющихся рыночных условий, потому что никто не исключает удорожания автомобилей от производителей, инфляции, повышения каких-то дополнительных расходов, прежде всего логистических. Но подъем цен будет идти постепенно, ведь глобально уже рынок трансформировался», – говорил в интервью ЕАН вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр. Эксперт имеет в виду, что в 2023 году к резкому росту цен на машины из-за курса доллара, скачущей кредитной ставки добавилась еще и ставка утильсбора, которую ввели в августе.
После таких потрясений на автомобильном рынке, конечно, мы готовы верить, что все потрясения остались в 2023 и впереди нас ждут только хорошие новости. Впрочем, в 2022 году мы думали так же — что хуже на автомобильном рынке быть уже не может. Деваться нам все равно некуда: все равно придется пересаживаться на китайский автопром – если, конечно, не случится чуда и мировые бренды к нам не вернутся.