December 18, 2019, 03:00 AM
Дмитрий Моргулес

Антирейтинг пуще волеизъявления. Что влияет на ход избирательных кампаний

Комитет по политическим технологиям Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) опубликовал исследование «Динамика избирательных технологий в России (2016 - 2019)». Авторы доклада подчеркивают, что в современных условиях все большую значимость на выборах приобретают технологии работы с избирателями и роль смыслов, содержания кампаний и того, что именно транслирует кандидат.

Исследование, ставшее основой доклада, проводилось на прошлой неделе. Всего было опрошено более 80 практикующих политконсультантов, членов комитета по политическим технологиям РАСО.

Одним из основных выводов исследования стало изменение значимости основных факторов, влияющих на ход выборов. Самым значимым стал антирейтинг кандидата (4,5 балла). А лидировавший по итогам аналогичного исследования, проведенного год назад, фактор внутриэлитного раскола теперь делит второе-третье место с фактором состава участников избирательной кампании. Стоит также заметить, что еще четыре фактора («Условия допуска/недопуска кандидатов», «Объем финансирования», «Качество кампании кандидатов» и даже «Социально-экономическая ситуация в регионе») стали оцениваться экспертами хуже, нежели год назад. 

При этом самыми значимыми ресурсами для победы кандидата стали «Команда» (4,1 балла) «Смыслы/Послание/Содержание, которое транслирует кандидат» (4 балла) и «Персональные коммуникативные навыки кандидата» (4 балла). Кроме того, к значимым ресурсам были отнесены финансы, административный ресурс, базы данных и узнаваемость кандидата.

Самыми значимыми инструментами избирательной кампании опрошенные авторами исследования эксперты назвали элитные договоренности, использование социальных сетей и мессенджеров. Наименее значимыми оказались прямая реклама в СМИ и наружная реклама.

Среди медийных каналов, которые оказались самыми эффективными с точки зрения их воздействия на лиц, принимающих решения, оказались федеральные телеканалы, telegram-каналы и социальные сети. Довольно сильно теряют свои позиции деловые СМИ, на низком уровне влияния — разговорное радио и таблоиды.

Наконец, среди тем в регионах, где работали в этом сезоне опрошенные политконсультанты, самыми часто встречающимися стали мусорная реформа, ухудшение социально-экономической ситуации и экология. Они наиболее повесткообразующие.

«В целом очевидно, что растет роль смыслов, содержания кампаний и того, что транслирует кандидат, роль социальных сетей и мессенджеров, особенно на фоне падения значимости инструмента «от двери к двери». Люди закрывают свое физическое пространство, но больше готовы общаться в виртуальном. И это требует более системной и содержательной работы с гражданами (избирателями)», — подчеркивает Станислав Корякин, политический консультант, продюсер проектов «Объемные коммуникации».

«Склонен считать, что губернаторские кампании этого года стали креативнее и требовали большей, чем даже в прошлом году, компетентности кандидатов, включенности, новых способов коммуникации. Достаточно назвать примеры выборов в Забайкальском крае, Челябинской и Мурманской областях», — отмечает директор по политическому анализу ИНСОМАР Виктор Потуремский.

«Можно сказать, что политтехнологическое сообщество подтвердило уменьшение влияния на избирательный процесс внутриэлитных факторов и инструментов. По мере роста протестных настроений растет роль рядового избирателя и технологий работы с ним. Московские выборы в этом году окончательно зафиксировали тот факт, что простой недопуск сильных оппозиционных кандидатов не гарантирует властям победы. Результаты опроса это подтверждают, роль данного инструмента, по мнению политтехнологов, снижается, — замечает политолог Аббас Галлямов. — Одновременно возрастает роль фактора антирейтинга провластного кандидата. В условиях начинающегося кризиса легитимности это вообще ключевая вещь, поэтому, в отличие от прошлого года, в этом сезоне политтехнологи поставили антирейтинг на первое место. В нынешней ситуации даже фактор денег перестает иметь ключевое значение. Сильный оппозиционный кандидат в условиях растущего недовольства населения может выиграть и без них. Даже качество проведенной кампании сейчас перестает играть решающую роль. Когда речь идет о реальном политическом выборе, об определении стратегического курса развития страны — в подобных ситуациях роль политтехнологического фактора снижается. Важно, что это зафиксировал сам политтехнологический цех». 

«В условиях антиистеблишментной волны естественным выглядит выход на первое место среди факторов, влияющих на исход кампании, такого фактора, как антирейтинг кандидата и некоторое снижение значимости качества кампании и финансового ресурса. В прошедшем сезоне мы видели целый ряд выборов, на которых выигрывали кандидаты, которые вообще кампанию не вели и не тратили значимых ресурсов. Протестному избирателю в этих случаях надо было лишь указать, кто является главным оппонентом власти, — считает председатель комитета по политтехнологиям РАСО, президент холдинга «Минченко консалтинг» Евгений Минченко. — Кроме того, на протяжении последних лет растет значимость онлайн-инструментов по сравнению с традиционными моделями агитации, такими, как кампания «от двери к двери» и наружная реклама. Социальные сети уже практически догнали по значимости элитные договоренности. В то же время модные на Западе инструменты использования big data и микротаргетинга в России пока не заработали в полную силу… Особо хочу отметить рывок значимости в избирательных кампаниях мессенджеров, которые по своей значимости догоняют социальные сети. Их эффективность снижают такие факторы, как цензура (хозяев сетей и административная), неудобные алгоритмы выдачи и большая нагрузка с точки зрения трафика. Мессенджеры становятся инструментом влияния (веерные рассылки, тематические группы, информационные каналы) и организации (закрытые группы, управление кампаниями через боты)». 

Источник фото: hohmodrom.ru, Комитет по политическим технологиям РАСО
Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+