September 14, 2021, 11:35 AM
Сергей Беляев

«Для них «Талибан»*— дикое явление»: как уральские мусульмане воспринимают события в Афганистане

Российские эксперты и политики неоднократно высказывались об угрозе для страны в связи с приходом к власти талибов (деятельность организации запрещена в РФ) в Афганистане. Уральский регион в связи с этими событиями и вовсе находится в группе риска, поскольку через него проходит самая короткая дорога из Средней Азии в Россию.

Примечательно, что на этом фоне хранят молчание российские имамы, которые обычно выступают идеологическим заслоном в противостоянии с радикальным исламом. И неспроста. В догматических вопросах уральские мусульмане и талибы могут быть близки. Как это способно отразиться на ситуации в регионе, ЕАН объяснил доцент кафедры теологии Уральского государственного горного университета, кандидат исторических наук, исламовед Алексей Старостин.

— Алексей Николаевич, насколько близки в богословских вопросах российские мусульмане и талибы (деятельность организации запрещена в РФ)?

— Догматически российские мусульмане (за исключением мусульман Северо-Восточного Кавказа) и мусульмане Средней Азии — это последователи ханафитского мазхаба (правовая школа - прим. ЕАН), притом ашаритско-матуридитсткой школы. Это та традиция, которая изучается и в российских исламских учебных заведениях. Но между ними есть принципиальная разница. В российской татарской богословской дореволюционной традиции, которую сейчас возрождают в стране, есть богословские обоснования проживания мусульман в неисламском окружении.

Если талибы живут в исламском окружении, что позволяет им воплощать средневековые шариатские нормы на своей территории, то татарская богословская школа начиная с XVIII века, когда появилась целая вереница великих имамов-просветителей, вырабатывала собственные подходы, обосновывая их в соответствии с шариатом.

Имамы отвечали на такие вопросы:

  • как сохранить свою религию в неисламском окружении,
  • как мирно сосуществовать и взаимодействовать с представителями других конфессий, развиваться, учиться, работать и служить на государственной службе, защищать страну.

В советский период эта традиция была прервана. Но сейчас перед государством стоит задача возрождать эту богословскую школу.

 Лидер афганской общины на Урале: «Те, кто обучался за границей, неприемлемы для талибов*» — А много ли сейчас имамов, которые могут участвовать в возрождении этой традиции?

— С одной стороны, сейчас не так много ярких богословов, которые могут сами создавать фетвы в русле отечественной богословской традиции, давать ответы на сложные вопросы. Их по пальцам можно пересчитать. Но образованных имамов стало намного больше по сравнению с тем, что было еще 10 лет назад, потому что при поддержке государства развивается российское исламское образование.

 Уральские мусульмане: кто они и что им угрожаетСейчас государство активно поддерживает деятельность исламских учебных заведений в Казани, Уфе, республиках Северного Кавказа, других городах России. Построена под контролем президента России Владимира Владимировича Путина Булгарская исламская академия в Татарстане. Там готовят кадры высшей квалификации, докторов исламских наук, выпускают специалистов, которые знают и классические исламские источники, и российское богословское наследие, созданное в XVIII-XIX веках.

Думаю, когда-то появится достаточное количество грамотных богословов, которые смогут полноценно продолжить эту традицию.

— В сравнении с другими исламскими радикальными группировками смогут ли российские имамы найти ответы для дискуссии с талибами?

— Богословски отвечать нашим религиозным деятелям на их угрозу будет сложнее, потому что богословско-правовая школа одна. Именно поэтому никто из российских имамов или муфтиев не давал публичных оценок произошедшим в Афганистане событиям. В сравнении с ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная в России - прим. ЕАН), которая никаких мазхабов не признает и считает «неверными» всех тех мусульман, кто не разделяет их взгляды.

В отличие от «Аль-Каиды» (террористическая организация, запрещенная в России - прим. ЕАН), которые не выводили из ислама представителей других богословских направлений. Именно поэтому «Талибан» (террористическая организация, запрещенная в России - прим. ЕАН) и сотрудничал с «Аль-Каидой»(террористическая организация, запрещенная в России - прим. ЕАН), а между талибами и ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная в России - прим. ЕАН) идет жесткое противостояние.

— А самим российским мусульманам насколько близки взгляды талибов?

— Подавляющему большинству российских мусульман, которые живут в России, получили тут образование, сделали карьеру, у которых есть семья, бизнес — им, конечно, «Талибан» (террористическая организация, запрещенная в России - прим. ЕАН) кажется диким, варварским явлением.

Наши мусульмане уже привыкли жить в тех реалиях, в которых мы с вами живем. Это дело не столько богословия, сколько привычки. У нас есть мечети, есть условия для соблюдения религиозных требований. Никто верующих не притесняет.

В Екатеринбурге, к примеру, достаточно магазинов с халяльными продуктами.

Да и россияне, придерживающиеся других мировоззренческих традиций, уже привыкли к тому, что ислам - это часть российской цивилизации. Каких-то глобальных проблем у мусульман в России нет. И терять все это ради построения чего-то абстрактного, что пытаются строить талибы (относятся к террористической организации, запрещенной в России - прим. ЕАН), — вряд ли кто захочет.

 Чем грозят афганские талибы* Уралу? Мнения экспертов — То есть наличие духовно близких ориентиров российских мусульман и талибов (относятся к террористической организации, запрещенной в России - прим. ЕАН) никаких последствий не повлечет?

— Опасность все-таки существует, но не связанная с догматикой. История того, как талибы (относятся к террористической организации, запрещенной в России - прим. ЕАН) выгнали из Афганистана такую сверхдержаву, как США, и драматическая эвакуация иностранцев и их сторонников из числа афганцев из Кабула может послужить вдохновляющим примером для ряда исламистских группировок. Они могут расходиться с талибами по богословским вопросам, но достаточно вспомнить иранскую революцию в 1979 году, которая дала очень мощный всплеск исламизма в мире, хотя ее сделали мусульмане – шииты.

Большинство экспертов опасаются, что для радикальных групп пример талибов (относятся к террористической организации, запрещенной в России - прим. ЕАН) может быть вдохновительным для увеличения числа террористических атак. И, как показала история с ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная в России - прим. ЕАН), если такая цепочка пойдет, то есть угроза и для нашей страны, поскольку и в нашей стране, к сожалению, есть сторонники радикальных исламистских организаций.

— Получается, богословские вопросы здесь уже ничего не решают.

- Совершенно верно. Здесь важно понять, сдержат ли талибы (относятся к террористической организации, запрещенной в России - прим. ЕАН) свое обещание, которое они давали соседям, в том числе России, что на территории Афганистана не будет организовано никаких тренировочных площадок для подготовки террористов. Если это так будет, это один разговор. А если они это обещание не сдержат, это другой разговор. Проблема в том, что мы не можем пока сказать, что собой «Талибан» (террористическая организация, запрещенная в России - прим. ЕАН) представляет сегодня. Никого из внешних наблюдателей в свою среду они не пускают. Посмотрим, что будет дальше.

*Террористическая группировка, запрещенная в России.

Есть новость — поделитесь! Мессенджеры ЕАН для ценной информации

+7 922 143 47 42

Источник фото: ЕАН
Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+