October 31, 2023, 09:27 AM
ЕАН

«Государство забило на поддержку»: уральский ветеринар рассказала, почему животные стали чаще попадать на улицы и гибнуть. ФОТО, ВИДЕО

За последний год и горожане, и специалисты обращают все больше внимания на расплодившиеся стаи безнадзорных и порой агрессивных животных в Екатеринбурге. На федеральном уровне с подачи ряда регионов предлагалось решить проблему, разрешив эвтаназию животных. Идея не прошла, закон обновили, но зоозащитники не верят, что новая версия документа решит этот вопрос.

Ветеринар из Екатеринбурга, совладелец передержки «Маленькое логово» Анастасия Евдунова рассказала ЕАН, почему прежняя версия закона не работала и не будет работать в обновленной редакции. Также она объяснила, почему среди животных, находящихся на лечении, выросла смертность, а в Свердловской области резко подскочило число собак, выброшенных на улицу.

Закон перестал работать

В большинстве регионов, как и в Свердловской области, главным изъяном закона по отлову бездомных животных является то, что с ними никто не работает. Евдунова констатирует: если раньше уровень работы служб отлова был достаточно низким в области, то сейчас он практически на нуле.

«Эти службы не отлавливают действительно опасные стаи, в которых есть агрессоры. Они отлавливают тех, кого им удобно. На Уралмаше, в частности, если сообщаешь об агрессивной стае, то дай Бог они приедут через пять дней. Второе - даже если их отлавливают, то их держат месяца три, стерилизуют, вешают желтую бирочку и выпускают. Но собака — это не игрушка. С ней нужно работать», — говорит специалист.

 Кошка, которую спасли от усыпления, стала талисманом екатеринбургских ветеринаровРаботать с агрессивными собаками в питомниках, куда привозят отловленных собак, с ее слов, должны кинологи, привлекая в том числе практикантов из университета. Другая проблема, что услуги кинолога необходимо оплачивать, а в госконтрактах на отлов бродячих животных такой пункт даже не предусмотрен. В итоге через три месяца агрессивные стаи снова появляются на городских улицах. В частности, за последний месяц на том же Уралмаше, по ее словам, появилось три стаи агрессивных собак. Все они уже прошли стерилизацию, но проблему с их агрессивностью никто не решил.

Поэтому, по мнению специалиста, бесполезно увеличивать число приютов для животных без решения системных проблем. Пока закон не будут исполнять так, как он был задуман изначально, стаи агрессивных собак никуда с улиц не денутся.





Без кормов и препаратов

Сложности с поставками препаратов и кормов для домашних животных ветеринары начали испытывать еще в 2015 году. После обрушения курса рубля возникли проблемы с лекарствами для лечения онкологии у домашних питомцев — цены по ряду позиций оказались просто недоступны. После 2022 года ситуация ухудшилась.

«Пропали целые категории препаратов: наркозы, вакцины, обезболивающее и многое другое. Запад полностью закрылся для ветеринаров. Параллельный импорт по ним не работает. Дешевле съездить в Белоруссию или Германию и закупить необходимый препарат там, нежели пытаться заказать его, допустим, через Китай», — говорит Анастасия Евдунова.

Многие выпавшие позиции российские производители не в состоянии заменить. По словам специалиста, «государство забило на поддержку производства ветеринарных препаратов» для домашних питомцев. Впрочем, кое-какие препараты от отечественного производителя все-таки имеются, включая вакцины, но они ненадежны.



Передержка «Маленькое логово»

«Самая частая проблема — с дозировкой. Вам дают упаковку нужного препарата с огромными таблетками. Для лечения нужна 1/11 этой таблетки. Развести с водой ее нельзя, чтобы ввести хотя бы внутривенно. Остается только покупать микровесы, чтобы вымерять дозировку. Кроме того, у отечественных препаратов есть погрешности — невозможно вымерять точную дозировку. Российские вакцины для домашних животных тоже не дают полную гарантию, что питомец не подхватит ту или иную инфекцию», — говорит Евдунова.

С кормами, по ее словам, сложилась аналогичная ситуация (хотя видимого дефицита на полках и нет). С имеющимися на сегодня кормами главная проблема в том, что все они сделаны на курином жире. Такие корма совершенно неприемлемы для питания породистых котов и собак без ущерба для их здоровья. У владельцев в такой ситуации остается единственный выход — перевести питомцев на еду домашнего приготовления по специальному рецепту.

 Пристрелить нельзя прикормить: зоозащитники в Оренбурге о проблеме бездомных собак 

Почему растет число бездомных животных?

Исчезновение одних препаратов и резкое удорожание других привели к тому, что на улицах Екатеринбурга резко выросло число бездомных животных. По словам Анастасии Евдуновой, владельцы, узнав о стоимости лечения, все чаще выбрасывают питомцев на улицу. Им просто нечем платить за лечение из-за падения собственных доходов. Если, конечно, ветклиникам, есть чем лечить.

«В моей передержке лечение только одного кота в лучшем случае может обойтись в 70 тыс. рублей, а другой кошки — сразу в 200 тыс. рублей. И это при том, что смертность из-за отсутствия препаратов выросла. Если прежде смерть кого-то из подопечных была очень редким исключением, то теперь безнадежных случаев все больше», — поясняет Евдунова.

Сложности возникли и с содержанием самой передержки, которая официально существует больше года. Еще в 2022 году у животных, находящихся на лечении в передержке, были кураторы, которые делали ежемесячные пожертвования. В настоящее время Анастасия и Петр содержат передержку в основном за свой счет, а это как минимум 70-75 тыс. рублей в месяц, если не возникают непредвиденные расходы. Кураторов для животных практически не осталось.

 «Не собака виновата, а человек»: депутат призвал свердловчан выступить против эвтаназии животных «У людей нет денег. Я все чаще сталкиваюсь с отказами, и мне прямо говорят: «Больше нет возможности помогать». Второй момент: у людей есть граница сочувствия, они помогают до определенного эмоционального предела. Но когда они в очередной раз заходят в соцсети и видят несчастную собачку, у них наступает эмоциональное выгорание. Добавьте к этому возросший стресс у людей за последние два года помимо семьи, работы и ухудшения финансового положения. Конечно, это все влияет», — сказала совладелец передержки.

При этом поток обращений в передержку на то, чтобы пристроить питомцев, растет. Особенно со стороны так называемых зоозащитников, которые, как отмечает Евдунова, просто пытаются сбросить с себя ответственность. За содержание и лечение животных активисты ответственность не желают нести, не говоря уже о финансировании и помощи в поисках новых хозяев для подобранных питомцев.

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+