April 22, 2019, 11:52 AM

ГУП «Фармация» идет к банкротству: первое решение суда уже вынесено

Государственное унитарное предприятие «Фармация», крупнейшая в Свердловской области сеть аптек, отпускающих льготные лекарства, на пороге банкротства. Компания, долгое время находившаяся под управлением местной «Справедливой России», наделала долгов и близка к закрытию. Приближение катастрофы ускоряет и нежелание министра здравоохранения области Андрея Цветкова заниматься проблемой. Подробности – в материале ЕАН.

Сегодня «Фармация» - это 82 аптеки, разбросанные по всем муниципалитетам Свердловской области. Основное предназначение предприятия, для которого оно и было создано почти три десятка лет назад, — снабжение населения льготными лекарствами. Долгое время это была едва ли не единственная сеть, через которую пенсионеры могли бесплатно получить необходимые им медикаменты. Это – до сих пор основная задача компании. Несмотря на то, что после прихода крупных федеральных аптечных сетей ее доля на рынке сократилась до 2%, она по-прежнему обслуживает 400 тыс. свердловчан, получающих лекарства по льготным направлениям.

Однако в скором времени это учреждение может прекратить свое существование. На днях в отношении «Фармации» вступило в силу решение Арбитражного суда Москвы о взыскании 13 млн рублей в пользу ЗАО «Фирма ЦВ «Протек»». Как отмечают источники ЕАН в предприятии, иск не последний, общая сумма просроченных долгов может превышать 100 млн рублей.

Появление долгов связывают с бывшим руководством компании. До апреля 2017 года ее возглавляла Галина Жуковская — мать депутата Законодательного собрания от «Справедливой России» Андрея Жуковского, соратника Александра Буркова. Последний в 2017 году возглавил Омскую область, параллельно в ГУПе шла смена администрации. 

«Что показал сводный анализ (выполняется при передаче дел, — прим. ЕАН): кредиторская задолженность была порядка 300 млн рублей, в том числе просроченная была около 100 млн рублей. Просрочка достаточно глубокая была, например, по состоянию на декабрь 2016 года не была погашена в размере где-то миллионов 70-80», - рассказывает собеседник агентства. 

На складах в это время хранились огромные объемы неликвида: контейнеры для биоматериалов, лейкопластыри, маски. Все это сейчас продается в любом магазине, плохо расходится через аптеки, и тем не менее подобного товара было закуплено на 31 млн рублей, при том, что общий объем товаров на складе по балансу оценивался в 88 млн. 

«Кроме того, при аудите обнаружились китайские шприцы, на мой взгляд, это вообще какой-то конфискат. И лекарственные препараты, купленные, по моему мнению, по завышенной цене на момент закупа», - перечисляет собеседник агентства. По документам большая часть этого неликвида была закуплена бывшим руководством «Фармации» еще в 2016 году и с тех пор так и лежала мертвым грузом, сокращая оборот, а вместе с ним и выручку предприятия. При дальнейшем анализе ситуации масштаб проблем лишь возрос. Обнаружилось, что предприятие должно крупные суммы поставщикам, а продавать в общем-то нечего.

«На 210 млн было товарного запаса, в том числе и неликвида. Из них 31 - это маски низкого качества, часть позиций - без сертификатов. Плюс в аптеках товара примерно на 100 млн рублей. Из них неликвиды - 22 млн. Когда начинаешь это все складывать, то получается, что денег нужно заплатить больше, чем у тебя есть товара, которым ты можешь оплатить свою задолженность», - рассказывает собеседник агентства.

Как выяснилось, большая часть неликвида была закуплена в четвертом квартале 2016 года. При годовом обороте компании 1,1 млрд тогда разово было потрачено 600 млн рублей на все подряд. Множество позиций, отмечает источник ЕАН, закупались по завышенным ценам.  

Стоит отметить, что именно до конца 2016 года руководство ГУПа могло самостоятельно определять, что и у кого покупать. С 1 января 2017 вступила в силу новая редакция ФЗ № 223 «О госзакупках», которая существенно усложнила процедуру, обязав унитарные предприятия все торги проводить на открытых электронных площадках. 

Другой причиной финансовых проблем предприятия стали неоправданно завышенные расходы. Так, описывает источник ЕАН, после ухода соратников Буркова из «Фармации» ГУП ежегодно тратил 2 млн на транспортные услуги — за год их удалось сократить до 800 тыс. Так же и еще по ряду статей — в общем объеме убытки компании были сокращены на 19 млн.

Наконец, неэффективное использование имеющихся площадей. Десятилетиями «Фармация» содержала на своем балансе торговые помещения площадью 100 и более квадратных метров. Порой они арендовывались по завышенной цене. У предприятия до сих пор в собственности 23 тыс. кв. м складских помещений, большая часть которых не используется, поскольку не пригодна для хранения лекарств по современным нормативам. Сдача их в аренду могла бы компенсировать потери, но на это нужно одобрение минздрава, в ведении которого находится аптечная сеть.

За год руководство «Фармации» меняется уже третий раз. После Галины Жуковской предприятие возглавила Наталья Обухова, при которой был проведен аудит, компания начала сокращение издержек и успела избавиться от наиболее убыточных филиалов. Затем процесс развернули вспять — осенью прошлого года Обухову обвинили в том, что она тормозит развитие предприятие, и на ее место пришел ставленник главы минздрава Андрея Цветкова Андрей Попов.

С очередной сменой руководства предприятие вернулось к плану расширения аптечной сети и отказалось от оптимизации имеющихся площадей. Убытки компании так и остались на уровне 20 млн рублей в год, отмечает источник ЕАН. Отчасти именно это и стало причиной появления иска от «Протека» - если раньше в отношении компании исполнялся график погашения задолженности, то с уходом Обуховой выплаты прекратились, и там решили подстраховаться. В аналогичной ситуации находятся и другие поставщики. Если иски продолжатся, закончится все банкротством «Фармации».

 В этом случае область потеряет социально важную сеть, не говоря уж о том, что на время конкурсных процедур фактически без контроля окажутся запасы сильнодействующих наркотических веществ, тоже отпускаемых аптеками по рецептам. Пациенты останутся без доступа к обезболивающим и льготным лекарствам.

Спасти ситуацию можно было бы дотациями из федерального бюджета. Как отмечают в компании, о ситуации ежемесячно докладывается и в МУГИСО, которое заведует в регионе госактивами, и в минздрав. Однако там требуют справляться своими силами. В случае банкротства долги «Фармации» все равно придется покрывать за счет бюджета, одновременно решая вопрос, как все же выполнять социальные гарантии перед населением. 

ЕАН будет следить за развитием событий.

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+