December 11, 2020, 05:10 AM
Сергей Беляев

Понижение или повышение: эксперты о переводе митрополита Кирилла из Екатеринбурга в Казань

Священный Синод Русской православной церкви провел рокировку в руководстве Екатеринбургской митрополии. Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл (Наконечный) переведен на Казанскую кафедру в Татарстанской митрополии. Его преемником стал викарий патриарха, епископ Бронницкий Евгений (Кульберг), который начинал свою архиерейскую карьеру на Среднем Урале. И если для епископа Евгения это решение стало очевидным продвижением вверх, то новое назначение митрополита Кирилла вызвало у общественности вопрос: как воспринимать этот перевод? ЕАН обратился за ответом к экспертам, которые лично знакомы как с митрополитом Кириллом, так и с восприятием Казани и Екатеринбурга во внутрицерковной среде.

В Казань через Урал

Однако прежде чем перейти к ответу на вопрос о новом статусе уже бывшего главы Екатеринбургской митрополии, следует немного сказать о его предшественнике на Казанской кафедре — митрополите Феофане (Ашуркове), который скончался 20 ноября от коронавируса.

Митрополит Феофан (Ашурков)

Оба архиерея в жизни практически не пересекались (не считая совместных мероприятий). Церковную карьеру митрополита Феофана можно разделить условно на две половины — до начала 2000-х будущий архиерей работал на различных постах церковной дипломатии. В том числе с 1993 по 1999 год тогда еще архимандрит Феофан занимал пост отдела внешних церковных связей, который на тот момент возглавлял будущий патриарх Кирилл.

В 2000 году архимандрита Феофана возводят в сан епископа и отправляют в Магаданскую епархию, которая под его руководством достаточно быстро оживает. Здесь он активно занимается строительством новых храмов, организацией культурно-просветительских мероприятий и налаживанием контактов с местными властями. То же самое наблюдалось после перевода епископа Феофана в Ставропольский край на должность ректора семинарии в 2003 году.

В 2011 году архиерей возглавляет Челябинскую епархию, где уже в сане митрополита преобразовывает ее в митрополию. К слову, в то же самое время митрополит Кирилл возглавляет Екатеринбургскую епархию и также преобразовывает ее в митрополию. Оба уральских архиерея на своих территориях занимаются строительством и возвращением новых храмов.

Оба митрополита налаживают дружеские связи с губернаторами. Митрополит Кирилл смог укрепить отношения с губернатором Свердловской области Евгением Куйвашевым. Митрополит Феофан, в свою очередь, подружился с главой Южного Урала Михаилом Юревичем. Особенностью стиля челябинского архиерея стала гибкая политика при проведении собственных инициатив — и в Магаданской, и в Челябинской областях Феофану удалось без скандала провести изучение основ православия в школы.

Однако уже в 2014 году челябинский архиерей возглавляет Симбирскую митрополию, и через год его переводят на Казанскую кафедру, которую он занимал до своей смерти в возрасте 73 лет.

Кратно резюмируя, можно отметить общие черты между умершим митрополитом Казанским и Татарстанским и его преемником. Оба архиерея отличились активностью в строительстве храмов, внедрении просветительских проектов. И оба митрополита прошли через Урал.

 «Надеюсь приехать к Рождеству»: новый глава Екатеринбургской митрополии заканчивает дела в Москве «Он не шел на безумные компромиссы»

По своим характеристикам и способностям митрополит Кирилл (Наконечный) не уступает почившему главе Татарстанской митрополии. Такое мнение в разговоре с корреспондентом ЕАН высказали эксперты, лично знающие уже бывшего главу Екатеринбургской митрополии.

Доцент и заведующий кафедрой истории и исторического архивоведения Московского государственного института культуры Петр Решетников считает, что митрополит Кирилл на Екатеринбургской кафедре продемонстрировал все те качества, которые необходимы для работы в Казани.

«Я его знал еще по Ярославской епархии (митрополит Кирилл возглавлял ее до перевода в Екатеринбург — прим. ЕАН) как доброго пастыря. И уже в Екатеринбурге он возрастал вместе с митрополией, которая только-только была образована. Здесь мы увидели его как святителя, духовное лицо, строителя и дипломата. Митрополит Кирилл не шел на безумные компромиссы, но одновременно с этим отстаивал мир и спокойствие в епархии. В то же время он не вошел в открытый конфликт с властями или частью духовенства. В нем сочетались редкие для иерарха качества: одновременно отстаивая веру, он находил в себе силы для диалога и поиска общеприемлемых решений», — считает Петр Решетников.

При этом собеседник ЕАН не считает, что возникавшие в этот период конфликтные ситуации в итоге навредили репутации митрополита Кирилла. По его мнению, такие эпизоды, как «скверные протесты» или бунт отлученного от Церкви бывшего схиигумена Сергия (Николая Романова), свидетельствуют об энергичности главы Екатеринбургской митрополии.

«Он отстаивал то, что должен отстаивать просто верующий человек. Если бы он ничего не делал, не было бы ни Сергия Романова, ни протестов против храма. Когда человек активен и отстаивает те основы, которые он должен отстаивать, конечно, в отношении такого человека будет действовать противник», — подчеркнул Решетников.

Доктор исторических наук, профессор факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова Сергей Перевезенцев, также лично знающий митрополита Кирилла длительное время, согласен с оценкой своего коллеги. По его словам, и в Ярославле, и в Екатеринбурге митрополит Кирилл в одинаковой степени продемонстрировал свои организационные способности. В качестве примера Перевезенцев привел восстановленный храм «Большой Златоуст» на пересечении улиц 8 Марта — Малышева и отреставрированный храм святого Александра Невского на территории Ново-Тихвинского женского монастыря.

«Архиерейское служение само по себе очень сложное дело, приходится сталкиваться не только с проблемами организационными, внутрицерковными, в отношениях с властями, но и с проблемами лично-нравственного характера. Архиерею очень сложно их преодолевать, потому что соблазнов у него гораздо больше, чем у обычного священника и мирянина. И на протяжении двух десятилетий, что я знаю митрополита Кирилла, у него сохранилось самое главное — он как был добрейшей души человек, так таким и остался. В чем-то он душой ребенок, осуществляющий монашеский подвиг, и мне это очень импонирует в нем», — отметил профессор МГУ.

 Дело Соколовского, коронавирус и Сергий: итоги митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла 

Казань: понижение или повышение?

Комментируя новое назначение митрополита Кирилла, и Решетников, и Перевезенцев единодушно считают, что перевод в Казань свидетельствует об огромном доверии патриарха Кирилла к главе Екатеринбургской митрополии.

Петр Решетников расценивает это решение как религиозно-политическое с учетом специфики региона: практически равное соотношение славянского и татарского населения. Соответственно, этот регион требует особого отношения при выстраивании межконфессионального взаимодействия.

Эксперт также отметил, что определять престижность региона исключительно по количеству приходов и монастырей некорректно. Решетников напомнил, что Казань в православной среде популярна как место обретения одноименной иконы Божьей Матери, которая «стала одним из национальных символов страны».

«Надо понимать, что этот регион (Татарстан) привлекает внимание не только внутри страны, но эта кафедра и эта проблема привлекают внимание извне, в том числе со стороны экстремистских и радикальных сил. Поэтому решение патриарха еще и политически-религиозное. Там должен быть поставлен очень опытный человек. По этой же причине туда отправляли митрополита Феофана. И по этой же причине не стали тянуть до того момента, когда заложат первый камень в основание храма святой Екатерины в Екатеринбурге. Нельзя, чтобы Казанская кафедра пустовала», — считает Петр Решетников.

«То, что владыку Кирилла поставили на Казанскую кафедру, вполне объяснимо потому, что и патриарх, и вообще церковное священноначалие ставили владыку Кирилла на далеко не простые участки работы. Что Ярославль, что Екатеринбург с духовной точки зрения регионы очень непростые, и, думаю, у митрополита Кирилла получится сработаться на новом месте», — сказал, в свою очередь, Сергей Перевезенцев.

Новые вызовы для митрополита Кирилла

Несмотря на специфику Республики Татарстан для служения православного архиерея, Петр Решетников не считает, что митрополит Кирилл может столкнуться там с непреодолимыми трудностями. По крайней мере, митрополиту Феофану в свое время удалось выстроить диалог и с представителями власти, и с представителями традиционного ислама.

С учетом того, что по стилю управления умерший архиерей Татарстана и его преемник схожи, митрополиту Кириллу не потребуется много времени для адаптации к новым условиям.

«Сейчас, с одной стороны, нам нужно сохранять мир и конфессиональное взаимодействие в этом регионе, а с другой — не допустить проникновения радикально экстремистских проявлений в этом регионе. Теперь владыка Кирилл стоит перед большой задачей — это вызов для него в хорошем смысле слова. Если бы на Казанскую кафедру поставили другого человека, я бы засомневался в продуманности этого решения», — отметил Петр Решетников.

До настоящего времени дата отъезда митрополита Кирилла еще не утверждена. По всей видимости, это произойдет не раньше, чем епископа Евгения (Кульберга) возведут в сан митрополита. Сейчас он официально значится как епископ Екатеринбургский и Верхотурский.

Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+