March 10, 2022, 05:12 AM
Елена Мицих

Пустые полки и карманы: что ждет торговые центры и экономику Челябинской области

В торгово-развлекательных комплексах Челябинска в рабочее время ажиотажа не наблюдается, но и не безлюдно. Некоторые покупатели по привычке или из любопытства подходят к магазинам Zara и H&M, но сделать покупки там уже невозможно. Еще светятся вывески, кое-где даже оставлены остатки товара, но рольставни плотно закрыты, а информации о причинах или сроках прекращения работы магазинов не размещено.

«Мы слышали, что многие иностранные магазины закрылись, но как-то не верится, что прямо так резко. Жаль, уже привыкли тут покупать. Сейчас в честь 8 марта были бы скидки. Значит, пока без обновок», - говорит покупательница Ирина.

 Coca-Cola и McDonald’s: бренды и производители, которые покинули Россию. ОБНОВЛЕННЫЙ СПИСОК 

Многие спешат на фудкорт. Ранее появилась информация о намерении McDonald’s закрыть в России рестораны быстрого питания. По состоянию на 9 марта, как убедились журналисты ЕАН, бургерные работают в штатном режиме, цены на продукцию в основном остались прежними.

«В связи со сложившейся ситуацией компания вынуждена временно приостановить обслуживание гостей во всех предприятиях нашей сети. Мы планируем поддерживать наших сотрудников и продолжим выплачивать заработную плату», - сообщили в McDonald’s вечером 9 марта.

Эксперты говорят, что хотя информация о закрытии тех или иных магазинов мировых торговых сетей и появилась неожиданно, но владельцы ТРК в последнее время привыкли к форс-мажорам.

 Одни уходят, вторые требуют скидок - торговые центры Екатеринбурга теряют арендаторов 

Руководитель компании «IBC-недвижимость» Станислав Ахмедзянов отметил, что многие торговые комплексы начали разрабатывать новые форматы работы еще два года назад, когда случилась пандемия коронавируса. Сейчас предприниматели вновь будут искать варианты заполнения площадей после того, как их освободили мировые торговые сети. Ставка будет делаться прежде всего на отечественных продавцов.

«Кто-то сделает частичную ротацию арендаторов. Кого-то просто будут передвигать, чтобы отделы располагались более компактно. Некоторые задумаются об ином комплексном подходе: добавят, например, развлекательных объектов, социально-бытовых, таких как, например, ремонт обуви, одежды, ателье и прочие, то есть переведут часть площадей под другое использование. Должно открыться много секонд-хендов, потому что доходы падают, а потребность в потреблении остается. Часть магазинов станет специализироваться на более дешевых товарах, в частности из Китая», - комментирует Станислав Ахмедзянов. Он отмечает, что сейчас экспертам сложно давать точные прогнозы развития ситуации и вариантов действия и властей, и бизнеса. Мировые события развиваются стремительно, а информации часто бывает недостаточно. К примеру, сложно предугадать, какие новые санкции появятся или будут сняты в ближайшее время, кто из торговых сетей захочет уйти с российского рынка, а кто, наоборот, воспользуется моментом и поспешит занять освободившуюся нишу.

Скоропалительные решения о закрытии магазинов иностранных торговых сетей в России стали неприятным сюрпризом и для покупателей, и для продавцов, оставшихся вмиг без работы, и для тех, кто сдавал в аренду площади. Большинство брендов давно работают в Челябинской области, представлены часто в крупных торгово-развлекательных комплексах, имеют долгосрочные договоры аренды и социальные обязательства перед своими сотрудниками.

«Договорами аренды никогда не было предусмотрено информации о страховках в случаях таких форс-мажоров, как метеорит, ковид или санкции. Что такое приостановка деятельности? Предприятие в любом случае должно либо оплачивать аренду, либо освободить занимаемую площадь. Возможно, есть договоренности о скидках на период приостановки. Но торговые комплексы принимают те или иные решения индивидуально», - пояснил эксперт в сфере коммерческой недвижимости Станислав Ахмедзянов.

Вместе с тем, некоторые из предпринимателей в этой непростой ситуации не просто не унывают, но находят в себе силы помогать другим. Так, компания "А1 Недвижимость", которую возглавляет президент Гильдии риэлторов «Южный Урал» Степан Подпятников, заявила о выделении 100 млн рублей на благотворительность: деньги пойдут на поддержку предпринимателей, пострадавших от финансовых проблем в связи с уходом с рынка зарубежных компаний-арендаторов.

«Мы выделили 100 млн рублей из фонда предпринимателей, которые работают в сфере коммерческой недвижимости, для помощи бизнесменам, которые оказались в сложной ситуации. В первую очередь мы готовы помочь с поиском арендатора предпринимателям, с чьих коммерческих площадей съехали арендаторы. Во-вторых, некоторые предприниматели строят здание – сейчас у них мог измениться кредит или создаться кассовый разрыв, из-за чего они не могут достроить здание. Мы готовы поучаствовать в таких проектах для их завершения. Или кто-то взял кредит на помещение и сейчас не справляется с ним – мы готовы выкупить кредит или часть помещения», - рассказал Степан Подпятников.

Тем временем в социальных сетях южноуральцы все чаще жалуются на дефицит сахара и соли, а также резкое подорожание большинства продуктов питания. Если без новой одежды и модных аксессуаров прожить можно довольно долго, то готовить еду необходимо практически каждый день. При этом ощутимо подорожали чай и кофе, фрукты (которые не производят в России, а экспорт становится затруднительным из-за роста курса иностранной валюты и прекращения торговых связей со многими мировыми экспортерами), хлебобулочные изделия. Южноуральцы пишут в соцсетях призывы не создавать ажиотажа, который вместе с ростом спроса стимулирует продавцов повышать цены.

Экономист Сергей Гордеев говорит, что понять людей можно. Многие и раньше были не против создать дома месячный продовольственный запас. А теперь потребность чувствовать себя в безопасности и не попасть в плен дефицита возрастает.

«У нас есть большой дефицит истинной информации. Бесполезно говорить, что не надо покупать товары, когда полки уже пустые. Уже создан ажиотажный спрос. Скупать соль - это за гранью разумного. Надо понимать, что в первую очередь под удар попадают товары, в производстве которых большая импортная составляющая. Потому люди в таких случаях, например, начинают покупать компьютерную технику - мы это уже проходили. Почему пропадают товары чисто российского производства - объяснить с точки зрения экономики достаточно сложно. Это социальная психология», - объясняет Сергей Гордеев.

Он считает, что оттока отечественного товара за границу в связи с выгодным курсом валюты ожидать не стоит. Дело в том, что логистические цепочки выстраиваются довольно долго. Кроме того, найти рынок сбыта за рубежом в период санкционных явлений и закрытия границ непросто. Очевидно, появляется шанс наконец наладить то самое всеобъемлющее импортозамещение, о котором власти говорят не первый десяток лет.

Экономист Сергей Гордеев считает, что уже начавшейся сокращение игроков на любом, в том числе продовольственом, рынке приведет к сокращению конкуренции и росту цен. При этом выиграют от кризисных проявлений производители и продавцы товаров массового повседневного спроса, особенно низкого ценового сегмента.

На экономике и бюджете региона происходящие события скажутся не сразу. Согласно специфике налогообложения и бюджета, стоит учитывать ситуацию со сбором налога на доход физических лиц, а также прибыль предприятий.

«Пока торговля идет. В ближайшее время так и будет. Негативные последствия впереди. Что касается налога на прибыль, то у наших металлургических предприятий риски, конечно, появляются, но они не столь очевидны. Самый главный сейчас вопрос - благосостояние, жизнеобеспечение граждан. Сейчас резко дорожают все импортные товары. Это тот же чай и кофе, который у нас никогда расти не будет. И самое плохое - рвутся логистические цепочки, из-за чего все начинают закладывать в стоимость продукции издержки на риски. Это социально-экономические проблемы», - комментирует Сергей Гордеев.

 Депутаты пошли по торговым сетям: в Челябинске проверили цены и наличие товара 

Ранее губернатор Челябинской области Алексей Текслер призвал производителей и торговые сети не допускать необоснованного подорожания продукции. Спикер Заксобрания Александр Лазарев призвал предпринимательское сообщество помнить о социальной ответственности и не завышать цены на свою продукцию. Депутаты начали проводить мониторинг доступности продуктов питания в магазинах. Пока острых проблем не выявлено. Хотя жители многих муниципалитетов массово жалуются на пустеющие полки, невозможность купить прежде всего сахар.

 Антимонопольщики пообещали мониторить рост цен на продукты питания в Челябинске Напомним, что мировые экономические санкции были применены к России после того как наша страна начала специальную военную операцию на Украине. Последовало отключение от международной платежной системы, вырос курс доллара и евро, были введены ограничения на оборот иностранной валюты. Сейчас власти страны и региона говорят о необходимости импортозамещения и разрабатывают меры поддержки отечественных производителей.

 Для борьбы с последствиями санкций челябинское правительство создало новую структуру 

Источник фото: Елена Мицих для ЕАН
Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+