November 11, 2021, 04:54 AM

Работа загнала в подвал: как живут уфимские дворники, попросившие помощи у Бастрыкина

Небольшая комната в подвале с текущими трубами, свисающей с потолка проводкой, подтеками на потолке – в таких условиях живет дворник Орджоникидзевского ОЖХ Гульфира Хабирова. С подобной ситуацией вынуждены мириться многие из ее коллег. Отчаявшись найти понимание у чиновников, женщины обратились к председателю СКР Александру Бастрыкину. Корреспондент ЕАН.Уфа узнал, как выживают люди, ежедневно обеспечивающие чистоту столицы Башкирии.

Ушедшие под землю

Подвал, в который дворники пригласили корреспондента ЕАН.Уфа, находится в кирпичной пятиэтажке на улице Мира в Черниковке. За деревянной дверью – крутой спуск в «жилую» зону: коммуналку на четыре семьи. Шестидесятилетняя Гульфира Хабирова живет в десятиметровой комнатушке с мужем, иногда их навещают повзрослевшие дети. Условия – спартанские, но хозяйке удалось создать в жилище уют: единственное окно, четверть которого смотрит во двор, заставлено цветами: внутри – кое-какие блага цивилизации: холодильник, телевизор, простая мебель.

 


Женщина приехала в Уфу из Нуримановского района 15 лет назад. С тех пор Гульфира трудится дворником: на работу устраивалась в МУП ПЖРЭТ Орджоникидзевского района (Производственный жилищный ремонтно-эксплуатационный трест), так в те годы называлась организация, преобразованная в нынешнее ОЖХ Орджоникидзевского района. Через год вернулся из армии сын, устроился сюда же кровельщиком, по словам женщины, «возмущался условиями, и его уволили».

Похожие истории рассказали и другие дворники, когда-то приехавшие из сельской местности в Уфу в надежде найти работу и жилье. Гульшат Миндигулова, Алсу Гайнуллина, Гульсира Насертдинова трудятся здесь второе десятилетие. Впереди старость и перспектива продолжать работать или остаться бездомными.

«У нас очень душно, ночью невозможно заснуть. Постоянно заливает горячей водой, тогда по всей комнате стоит пар. Сейчас вот сверху капает, тазик подставили. Бывает, что по воде ходим, из-за потопа два холодильника испортились», – признается Гульфира Хабирова.

Во время потопа вода залила холодильник

Отчасти компенсировать бытовые тяготы помогает разве что отсутствие квартплаты, впрочем, до недавнего времени люди исправно платили за обжитые ими углы с висящей проводкой, мышами и насекомыми.



«Квитанции у нас забрали, деньги обещали вернуть, но так и не вернули», - вступает в разговор Гульсира Насертдинова, которой повезло меньше других: в подвальной комнатушке, где ютится женщина, нет даже маленького оконца, а стена позеленела от сырости. Впрочем, скоро обещают провести вентиляцию, возможно, станет чуть легче.

Работают за семерых

Рано утром, часов в пять-шесть, бывает и раньше, «отдохнувшие» в своих жилищах дворники выходят на работу. Подметают листья, собирают мусор, грузят его в машины, зимой чистят снег и долбят лед. Конечно, по трудовому законодательству им полагается обеденный перерыв и восьмичасовой рабочий день, доплаты за сверхурочную работу, но люди говорят, что на деле все не так.

«Только справился со своей территорией, вызывают на погрузку или велят убирать «красную линию», это вообще не наша земля, а зона ответственности города. Рабочий день ненормированный, когда начальники захотят, тогда и вызовут, смена может продолжаться 12 часов, фактически с раннего утра до позднего вечера. Суббота у нас тоже рабочий день», - поделилась Алсу Гайнуллина.

По словам Гайнуллиной, в праздники, длинные выходные, когда «начальство отдыхает», им приходится выходить на территорию. В это время дворники метут и чистят бесплатно, в табеле стоят выходные. Бывают у них и командировки, особенно запомнилась та, что была в 2015 году, когда женщины приводили в порядок здание Конгресс-холла к саммитам ШОС и БРИКС. Они рассказали, что на объекте обещали кормить, хорошо заплатить, на деле рабочим не дали даже глотка воды и «щедро отблагодарили» – за 3 месяца работы с 08:00 до 20:00 заплатили, по их словам, по тысяче рублей каждому.



Труд дворника – грязный и тяжелый, но он необходим обществу. Между тем работа оплачивается плохо. Чтобы получить около 30 тыс. рублей, женщины вынуждены работать за семерых (у собеседниц по 7 ставок). В общей сложности каждому приходится убирать территорию в 21 тыс. кв. м. А еще нужно грузить крупногабаритный мусор, убирать контейнеры. В одиночку, особенно зимой, с такой нагрузкой не справиться. Гульфире помогает муж, ее коллеги тоже прибегают к помощи родственников, так и выходят из положения.

«До недавнего времени за этот объем платили почти вдвое меньше – 17-19 тыс. рублей, когда начали возмущаться, зарплату подняли, но и сейчас мы фактически получаем треть заработанного. Когда мы с этим вопросом были на приеме в горсовете, нам сказали, что люди не хотят за нашу работу платить», - пояснила Алсу Гайнуллина.

Неудивительно, что желающих стать дворником в городе немного. Остались самые стойкие, но, несмотря на дефицит кадров, мести дворы кто-то должен, поэтому на пока работающих «сбрасывают» и так называемые ничейные участки.

«Прошлой зимой в 19:00 пришла домой, убирала снег в мокрой одежде. Звонит директор, просит выйти снова, снега много, некому убирать. Переоделась, пошла, так и чистили до 23:00. В бригаде нас осталось двое, есть еще пенсионерка, старше меня. Приходится еще и в кузов залезать, утрамбовывать листья, мусор. Гульсира вообще еле ходит, так ее подъемником в кузов поднимают, лишь бы работала», - рассказала Гульфира Хабирова.

О технике и средствах механизации, способных облегчить жизнь дворника, женщины могут только мечтать. По их словам, в снегопады на улицы выходят трактора, но топлива дают немного: хватает убрать «красную линию», а во дворах – как получится, и снег приходится перелопачивать вручную.

В подсобке у хозяйки - запас собственноручно заготовленных прутьев для метелок

«Инвентарем нас не обеспечивают, я на свои деньги купила триммер, надо же чем-то летом косить траву. Говорят, в ОЖХ косилки есть, но неисправные, а ремонтировать их некому», - говорит Гульфира Хабирова.

«Метелки режем сами, ездим за город, лопаты, грабли тоже покупаем, и так много лет. Спецодеждой не обеспечивают, хотя бы дождевики купили, сейчас холодно, дожди, возвращаемся мокрые», - сетуют женщины.

Несмотря на кажущуюся чудовищной экономию на сотрудниках, предприятие банкротится с марта 2021 года, сейчас его долг перед кредиторами превышает 40 млн рублей.


Людей кормят обещаниями

Орджоникидзевские дворники стойко переносят нечеловеческие нагрузки, бытовые неудобства, лишь бы не лишиться имеющегося жилья. Они рассказали, что, когда устраивались на работу в муниципальное предприятие, их привлекли обещаниями в будущем предоставить квартиры. Так и работали все эти годы в надежде встретить старость в собственном жилье. Со слов собеседниц, после смены формы собственности предприятия, когда оно получило статус ООО, руководство продолжало «кормить» их обещаниями. Пытались решить вопрос сами, обращались к чиновникам и депутатам, но безрезультатно.

«Мы ходили в администрацию Уфы, оттуда послали в администрацию Орджоникидзевского района, чтобы взяли на учет. Там попросили документы, мы их собрали, но снова получили отказ, поскольку у нас была прописка в районах, там, где жили раньше. В Орджоникидзевской администрации сказали, раз вы приносите пользу городу, требуйте жилье с городских властей. Мы снова в городскую администрацию – там говорят: снимитесь с прописки в районах. Хорошо, снялись, оформили временную в Уфе, а сейчас остались вообще без прописки, на что нам теперь надеяться?

Почему наши власти, депутаты нами не интересуются, мы же на благо города работаем? Раньше работников муниципального ПЖРЭТ обеспечивали жильем, почему нас решили перевести в ООО? В городе нехватка дворников, если пенсионеры уйдут, кто будет приводить в порядок Уфу?» - недоумевает Алсу Гайнуллина.

Не найдя понимания в Башкирии, женщины решили рассказать о своих невзгодах Александру Бастрыкину. Председатель Следственного комитета взял дело на контроль, поручив разобраться в ситуации. У людей появилась хрупкая надежда на то, что справедливость восторжествует. Тем временем редакция ЕАН.Уфа отправила в администрацию Уфы запрос с целью выяснить, какова реальная практика обеспечения жильем сотрудников предприятий ЖКХ. Продолжаем следить за развитием событий.

Роман Якимчук

Есть новость — поделитесь! Мессенджеры ЕАН для ценной информации

+7 922 143 47 42

Источник фото: Роман Якимчук для ЕАН/личный архив Г. Хабировой
Комментировать
Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
18+