May 12, 2021, 11:03 AM
Александра Аксёнова

Режиссер Алексей Федорченко: «Фильм успел на Московский кинофестиваль благодаря губернатору Куйвашеву»

Новый фильм «Последняя «Милая Болгария»» екатеринбургскому режиссеру Алексею Федорченко в конце апреля принес приз «Серебряный Георгий» Московского международного кинофестиваля - за лучшую режиссуру. Вчера Алексей встретился с екатеринбуржцами в библиотеке Белинского для того, чтобы обсудить любимые книги (у Федорченко есть специальная рубрика в соцсетях про редкие и забавные издания).

Воспользовавшись случаем, режиссер побывал у реставраторов. С ними он долго обсуждал, как правильно хранить книги, и смотрел, как они выглядят после реставрации. А вот в отделе редких изданий Алексей Федорченко искал то, что ляжет в основу его нового фильма.

ЕАН поговорил с режиссером о том, как встретили «Милую Болгарию» в Москве, о судьбе Свердловской киностудии и, конечно, о книгах.

Деньгами на «Болгарию» помог губернатор


- С победой на московском кинофестивале вас уже поздравили власти?

 - Министр культуры Светлана Учайкина поздравила, мы встречались на мероприятии. А губернатор Евгений Куйвашев вообще помог закончить работу над фильмом. Совершенно неожиданно: повстречались, и я ему рассказал, что у нас такая проблема (команде не хватало средств на озвучку фильма «Последняя «Милая Болгария»» - прим. ЕАН). Буквально на следующий день он выслал недостающую сумму. У меня же два года стоял этот проект. Так что губернатору еще будем показывать фильм.

- А когда Екатеринбург увидит фильм?

- Пока не знаю. Сейчас будет показ в Питере. Вернемся оттуда и решим.

 Лучшим режиссером на Московском кинофестивале стал уралец Алексей Федорченко 

- Когда везли фильм на Московский кинофестиваль – переживали?

- Не переживал и не думал о призах. Когда я только снимал фильм, то уже хотел его показать на «Москве» и даже не пытался размещать заявки на другие фестивали. Его было важно показать именно там, ведь фильм неожиданно стал злободневным. Состояние мозгов интеллигенции 30-х, 40-х годов совпало с сегодняшним днем.

- Это заметила публика?

- Пока заметили сложнопостановочность и красоту фильма. На данный момент только два-три киноведа увидели работу, так что серьезных разборов не было.


Новый фильм будет по редкой книге


- К реставраторам Белинки заходили зачем? Собираетесь реставрировать какие-то книги, брошюры?

- Собираюсь. У меня очень много редких книг со всего мира.

- А сколько их? Осталось место в квартире, чтобы передвигаться?

- Книг стало так много, что они стали выживать нас из квартиры. Пришлось найти для них специальное помещение. В моей библиотеке прижизненные книги репрессированных авторов. Они все примерно одного времени: 10-е, 20-е, 30-е годы. Среди них есть уникальные, которых нет, скажем, в Ленинской библиотеке (Российской государственной библиотеке, - прим. ЕАН). 

 Поэт Юрий Казарин: со времен Бори Рыжего ничего не изменилось, к столичности Екатеринбург не имеет никакого отношения 

- Мы узнали небольшой секрет, что в библиотеке Белинского вы ищете некую книгу, которая ляжет в основу следующего фильма…

- Да, ищу одну редкую книгу, не только здесь. Но ее у нас в библиотеках нет почему-то.

- Скажете, что это за книга?

- Не скажу.


Если возрождать производство киностудии - придется выгонять арендаторов


- В прошлом месяце стало известно о смене руководства Свердловской киностудии. Как-то участвуете в ее судьбе?

- Не так давно у нас была встреча с министром культуры России и ее заместителем. Они собираются помогать новому руководству и попросили меня войти в совет директоров. Я встречался с ребятами, которые сейчас занимаются процессом возрождения. Планов у них громадье.

 Евгений Григорьев: Свердловскую киностудию надо наполнять кинематографическим содержанием 

- Эти планы имеют что-то общее с реальностью?

- Я-то давно простился со студией, и мне казалось, что такая организация не нужна. Померла так померла. Но вот они хотят восстановить киностудию. Главное, что министр культуры собирается в этом помочь.

- А что именно - возродить павильоны?

- В перспективе, конечно, для того, чтобы возродить производство, нужно проводить реконструкцию. Это очень дорого: на реконструкцию потребуются миллиарды. Нужно восстановить павильоны, уникальное большое тон-ателье (помещение для озвучивания, – прим. ЕАН). В тон-ателье можно было писать симфонический оркестр. Таких уникальных помещений больше нигде в стране не осталось.

Раньше конструкция была по типу «здание в здании», на отдельном фундаменте, благодаря этому никакого внешнего шума не проникало, в помещении была воздушная изоляция. Сейчас на его месте все перегорожено, разобрана внешняя звуковая оболочка. Стенки прорубили для того, чтобы в пространства впустить арендаторов. 

- Получается, арендаторов придется выгонять?

- Если возрождать киностудию, заниматься этим серьезно - то да. Но не знаю, будет ли окупаться такое тон-ателье. Может получиться так, что в реконструкцию вложат миллионы, а заказчиков не будет. Зачем тогда это делать? Но если они найдут какую-то нишу в этом бизнесе – хорошо. Возможно, и залы восстановят. Сейчас там можно снимать кино, но не все павильоны в нормальном состоянии. Нужно восстанавливать колосники, лебедки и так далее. Если все делать по-хорошему, то нужно вкладывать большие деньги.

- В ближайшее время какие-то перемены на киностудии предвидятся?

 Креативный продюсер Свердловской киностудии объявил охоту на готовые сценарии 

- Новая команда обещает два-три дебюта за год – и это хорошо, если удастся снять игровые полнометражные фильмы. Сейчас Евгений Григорьев (креативный продюсер Свердловской киностудии, - прим. ЕАН) ищет сценарии. А я помогу, чем смогу. 

Есть новость — поделитесь! Мессенджеры ЕАН для ценной информации

+7 922 143 47 42

Комментировать